Открытый урок Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительногообразования детей
«Центр эстетического воспитания и образования детей»
Конспект открытого урока по теме:
«Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления»
(дополнительная общеразвивающая программа«Обучение игре на гитаре»)
Автор: Иванова Марина Викторовна,
преподаватель
по классу народных инструментов
(аккордеон, гитара)
Кингисепп
2015
Общие сведения
Дата проведения: 17.11.2015
Место: МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД».
Кабинет № 37.
Отделение: музыкальное.
Предмет: Классическая гитара
Ф.И. ученика: Ерцев Матвей
Возраст: 7 лет
Год обучения: 1 год обучения
Тема открытого урока: «Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления ».
Место в образовательной программе:
Занятие относится к разделу первого года обучения, тема № 5
« Исполнительские приемы»Степень сложности занятия - урок средней сложности с элементами повышенной сложности.
Цель урока: Формирование основ музыкального мышления на примере сочетания основных исполнительских приемов.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Обобщить знания по исполнению основных игровых приемов;
2. Сформировать первоначальный навык овладения комбинаторной игры;
3. Освоить элементарные навыки игры в ансамбле с педагогом.
Развивающие:
Способствовать развитию музыкально-слуховых представлений, музыкального мышления;
Развивать познавательный интерес ,творческую активность учащегося;
Способствовать развитию пальцевой моторики через игру и специальные упражнения.
Воспитательные:
Воспитывать выносливость, ответственность, целеустремленность в достижении результата;
Способствовать повышению самооценки у учащегося;
Побудить мотивацию к самостоятельной творческой работе воспитанника..Тип урока: комбинированный
Форма организации: индивидуальная
Структура урока:
Вводная организационная часть - 4 мин.
Настройка инструмента – 1 мин.
Приветствие и краткая информация присутствующим о предыдущей работе с учащимся по данной теме – 0,5 мин
Постановка цели учебного занятия – 0,5 мин
Пальчиковая гимнастика (физические упражнения без инструмента) – 2 мин;
Основная часть – 22 мин
Посадка за инструментом, постановочные элементы – 2 мин;
Закрепление исполнительских приемов: апояндо, тирандо – 2 мин;
Творческая работа по градации основных приемов исполнения– 13 мин;
Физкультминутка- 1 мин.
Творческое задание на закрепление пройденного -4мин.
Заключительная часть 4 мин
Домашнее задание – 1мин;
Рефлексия. Подведение итогов.-3мин.
Содержательные блоки урока:
Вводная организационная часть:
Постановка цели учебного занятия.
Физический блок;
Основная часть:
Повторение ранее пройденного;
Творческая работа;
Физкультминутка;
Творческое задание.
Заключительная часть:
Домашнее задание;
Рефлексия. Подведение итогов.
Планируемый ожидаемый результат :Личностный:
Повышена самооценка;
Прослеживается устойчивая мотивация к дальнейшей самостоятельной творческой активности учащегося;
Стремится к достижению результата.
Метапредметный:
Способен размышлять, рассуждать;
Развит познавательный интерес;
Освоены специальные упражнения для развития мелкой моторики..Предметный:
Обобщил знания по исполнению игровых приемов;
Сформировал первоначальный навык сочетания различных исполнительских комбинаций;
Освоил элементарные навыки игры в ансамбле с педагогом.
Способы проверки результативности:
беседа;
наблюдение;
индивидуальное и совместное исполнение;
прослушивание.
Методы обучения:
Словесный (теоретическая часть);
Наглядный или объяснительно - иллюстративный (демонстрация педагогом);
Практический (повторение пройденного);
Частично-поисковый.
Педагогические принципы:
Воспитания в процессе обучения
Сотворчество
Содружество
Избежание запрета.
Материально - техническое оснащение урока:
Оборудованный учебный класс, который соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм;
Стол, стулья, шкаф;
Гитара, пульт;
Личный инструмент учащегося(гитара)
Ноты, изображения животных
Металлофон
Диктофон
Литература
Методическая литература преподавателя:
-Б. Кременштейн Педагогика Г.Г. Нейгауза
литература для учащихся и родителей:
- Болучевский Ю., Фомин В. «Краткий музыкальный словарь для учащихся»
- Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва «Музыка»1977
- Р. Шуман «Жизненные правила для музыкантов» Москва Музгиз 1992
15.Интернет-ресурсы:
www.gitarizm.ru-Российский гитарный ресурс
www.notes.tarakanov.net – Нотный архив Бориса Тараканова
www.gitarizm.ru – Российский гитарный ресурс
Структура учебного занятия:
№ Этап занятия Время
1 Вводная 4 минуты.
2 Основная часть. 22 минуты
3 Подведение итогов. 4 минуты.
VII. Содержательные блоки учебного занятия:
№ Этап занятия Содержание этапа
занятия Действия
воспитанника Особые
отметки Время
1 Вводная часть 4 мин.
1 Организация начала занятия
Настройка инструмента.
Приветствие.
Постановка цели и задач урока. Настрой учащегося на учебную деятельность. Создание комфортныхусловий, атмосферы радости. Подготовка инструмента к работе.
Подготовка рабочего места.
Воспитанник садится на стул соответствующий его росту. Разложить материалы и приготовить аппаратуру в соответствии с техникой безопасности 2мин.
2 Традиционный блок занятия.
Пальчиковая гимнастика. Разминка . Упражнения на развитие мелкой моторики. Сидя на стуле, учащийся выполняет упражнения для развития свободы и гибкости пальцев и рук.. Способствуетснятию психологического и эмоционального напряжения. 2мин.
2 Основная часть 22мин.
1
2
3
4 Посадка за инструментом, постановочные элементы.
Закрепление исполнительских приемов: « апояндо», «тирандо».
Творческая работа по градации основных приемов исполнения.
Коррекция результатов проверки знаний и умений. Работа над правильной посадкой и постановкой рук.
Беседа.
Применение на практике основных приемов звукоизвлечения.
Прослушивание.
Совместное исполнение.
Создание проблемной ситуации.
Дидактическая игра « Дождик».
Исполнение учащимся пьесы « Дождик»
Прослушивание, беседа о примененном способе игры.
Смена приемов, их
градация.
Совместное исполнение, прослушивание, обсуждение. Сравнительный анализ.
Беседа о сочетании исполненных приемов. Посадка ученика с инструментом, корректировка педагогом элементов постановки.
Учащийся выполняет упражнения на открытых струнах: « Шагом-шагом», « Бегом-бегом».
Ученик исполняет пьесу « Дождик» « апояндо», учится слышать и рассуждать.
Ученик играет на металлофоне малой амплитудой движений.
Повторное исполнение пьесы в новом характере, другим игровым приемом.

Исполнение пьесы « Шутливый дуэт» приемом «апояндо»
Повторное исполнение разных вариантов под диктофон.
Воспитанник дает оценку исполненному.
Делает свой выбор.
Формулирует основные понятия . Контроль над выпрямлением позвоночника и расслабление мышц.
Способствует активизации
двигатель
ных навыков, координации работы постановочного аппарата.
Привлечение активного контроля над исполнением глубокого звука.
Дает ощутить на практике
легкие, короткие движения, сопоставить их с игровым « тирандо».
Способствует развитию ассоциативно- образного мышления.
Развивает музыкально-слуховые представления.
Формирует понимание логики мышления и
дифференцированного
подхода к способам исполнения.
Укрепляет уверенность в своих силах. 2 мин.
2 мин.
13 мин.
5
6 Физкультминутка.
Творческая работа с элементами исследовательской деятельности
Упражнение « Хлоп, хлоп, хлоп».
Выполняется стоя.
Закрепление понимания пройденного. Творческая работа: « Изобрази зверя».
Ученик по очереди с педагогом прохлопывают друг другу любой ритмический рисунок.
Из предложенных изображений зверей с текстами, учащийся выбирает два любых. Обдумывает и исполняет пьеску любым выбранным приемом( или сочетанием приемов). Развивает ритмический слух.
Здоровье- сберегающие технологии.
Дает возможность практического применения полученных знаний, расширяет рамки осмысления материала.
1мин.
4 мин.
3 Заключительная часть 4мин.
1 Домашнее задание. Заключительный фрагмент учебного занятия. Обсуждение домашнего задания с преподавателем Вручение раскрасок. Задание даётся с учётом работоспособности и познавательной активности ученика. 1мин
2 Рефлексия -Сегодня я почувствовал, что..-Я смог….
-Я научился…. Диалог в непринуждённой форме снимает психологическое напряжение и расслабляет ребёнка
в конце занятия Укрепляет в ученике чувство собственной значимости, создает атмосферу доверия. 2 мин.
3 Подведение итогов. Благодарность ученику за плодотворную творческую работу. Оценка его действий на уроке. Формулирование выводов. Ощущение удовлетворения и радости от проделанной работы. 1 мин.
Конспект открытого урока.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Подготовка инструментов к занятию (настройка инструмента) и введение в тему.
Настройка инструмента
Преподаватель: « Добрый день, Матвей! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что сегодня на нашем уроке по специальности классическая гитара, собралось так много гостей!
- Матвей, посмотри, на занятие пришли преподаватели нашего Центра, которым очень интересно познакомиться с тобой и с нашим творчеством.
- Уважаемые коллеги, Ерцев Матвей, ученик 1 класса, раздел программы
« Исполнительские приемы».
-Матвей, какие приемы игры на гитаре ты изучил на предыдущих уроках?
( предполагаемый ответ : « тирандо», « апояндо» ) Верно. Это самые основные приемы, без которых ты не сможешь правильно играть. Помнишь, как обозначены они в нотах? ( предполагаемый ответ ученика: Я не встречал таких обозначений )- Правильно, в нотах их обозначения нет и возникает проблема - каким приемом исполнять то или другое произведение? Решению этой проблеме посвящен сегодняшний урок, на котором нам предстоит не только играть, но и размышлять, анализировать, делать свой выбор. Тема урока: «Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления».

Традиционный блок занятий. Пальчиковая гимнастика.

Преподаватель: « Прежде чем ты начнешь играть, необходимо подготовить к исполнению руки и пальчики, сделать несколько упражнений для их гибкости и свободы. В этом нам поможет любимая пальчиковая гимнастика.
Преподаватель: «Матвей, предлагаю тебе самому выбрать первое упражнение для разминки по своему желанию и настроению ( предполагаемый ответ- « Зайцы» ).
- Первое упражнение называется «Зайцы», приготовили указательный и средний пальчики ( преподаватель выполняет вместе с учеником).
« Зайцы»
Скачет зайка косой Указательный и средний пальцы правой руки
вверх, остальные выпрямить и соединить.
Под высокой сосной Ладонь правой руки вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.
Под другой сосной Ладонь левой руки вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.
Скачет зайка второй Указательный и средний пальцы левой руки
вверх, остальные выпрямить и соединить.
П: «Пальчики размялись, и настала очередь размять ладошки. Следующее упражнение выбираю я, называется оно-« Замок», здесь мы также будем сочетать тренировку рук со словами».
« Замок»
На двери висит замок Ритмичные быстрые соединения пальцев двух
Кто открыть его бы мог? рук в замок.
Потянули, Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в
разные стороны.
Покрутили, Движение сцепленными пальцами от себя к
себе.
Постучали Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат
друг о друга.
И открыли! Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
П: « Все вышло отлично! Пальцы размялись, ладошки согрелись. Мы готовы к исполнению на гитаре? ( обращение к ученику ).
Матвей: « Я хотел бы выполнить еще одно упражнение-разминку».
П: « Хорошо, мой друг, выбирай»
( Предполагаемый ответ Матвея -« Человечки») Замечательный выбор, вновь разминаются указательный и средний пальцы, им придется сегодня еще не мало потрудиться , выполняем.»
« Человечки» (иллюстрации движений к тексту, визуальное восприятие)
Выше ноги, шире шаг Движение указательного и среднего пальцев
Марширует наш отряд правой руки по ноге(движение маршеобразное)
(ученик выбирает соответствующее изображение, комментируя правильность движения)

Побежали вдоль реки Движение указательного и среднего пальцев
Дети наперегонки правой руки по ноге (движение быстрое, бегом)
(ученик выбирает соответствующее изображение, комментирует)
П: « Как ты думаешь, Матвей, какие приемы игры на гитаре очень похожи на движения этих человечков -шаг и бег? Шагаем полной подушечкой или же касаемся только кончиком пальца?
Матвей: « Я думаю, что это « тирандо» и « апояндо».
П: «Правильно! Это уже знакомые нам, основные исполнительские приемы игры на гитаре. Сегодня мы обязательно к ним вернемся, но прежде необходимо правильно сесть за гитару и проверить постановку рук! Я предлагаю тебе вспомнить и самому показать правила посадки с инструментом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Посадка с инструментом, постановочные элементы.
Матвей: «Садимся на край стула, левая нога ставится на подставку высокую, правая тоже на подставке, но более низкой ( чтобы не болталась нога, если не достает до пола). Гитару надо опустить на левую ногу и прижать к себе, правая рука пока внизу, затем, не меняя изгиба, поднять и положить на обечайку, левая рука держит гриф.
П:« Я увидела, Матвей, что ты хорошо запомнил все правила посадки и постановки рук. Давай повторим это действие еще раз: опускаем руку вниз и, сохраняя ее положение, поднимаем и кладем на обечайку. Рука расслаблена и свободна, плечи опущены, спина прямая, сидеть удобно и комфортно. Левую руку пока можно положить на пятку гитары ( упражнение выполняется несколько раз). Теперь мы готовы к игре.
Закрепление ранее изученных приемов.
-Предлагаю двигаться по струнам как по ступенькам вверх и вниз, играя приемом« апояндо» (ударом), шагать с остановками на соседних струнах. Палец всей подушечкой скользит по струне ( исполнение с подтекстовкой « шагом-шагом, иллюстрация маршировки).
- Теперь изобразим бег, играя « тирандо»( щипком), оттягиваем струну дугой и работаем только изогнутым кончиком пальца, нет остановки на соседней струне ( исполнение « бегом-бегом», иллюстрация). Давай еще раз для закрепления этих приемов выполним это упражнение вместе (педагог играет вместе с учеником ) .
Творческая работа.
-Матвей, мне очень понравилось играть с тобой вместе, звук, особенно на « апояндо», получился глубокий, сильный, объемный и напомнил уже знакомую нам пьеску « Дождик». Исполни нам ее, пожалуйста.
Пьеска « Дождик» закличка ( исполнение учащегося мелодии со словами )
Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капай долго так
Дождик, дождик льется,
В руки не дается.

П: «Матвей, расскажи, каким приемом звукоизвлечения ты сыграл эту пьеску? ( предполагаемый ответ ученика « апояндо»).Да, длинные и долгие звуки передали очень грустную мелодию, дождик получился унылым и затяжным. Видел ли ты когда-нибудь дождик вместе с солнышком ,летний, очень теплый, под которым хочется побегать? ( предполагаемый ответ ученика- «Да») Капли падают быстро, отрывисто и звонко стучат по крыше , как на этой картинке ( иллюстрация « веселого» дождика).Как ты думаешь, что надо изменить в нашей пьеске, чтобы передать характер другого, « веселого» дождика?
Матвей: «Я думаю…, что эту мелодию можно сыграть погромче, как будто капли громко барабанят.
П: « Давай исполним эту мелодию вместе».
( совместное исполнение пьесы « Дождик» громким и уверенным звуком на « апояндо»)
-У нас сейчас получился настоящий ливень! Он не очень похож на картинку « веселого» дождика. Предлагаю тебе изобразить его на металлофоне».
Дидактическая игра: « Дождик»
П: « Бери молоточек в руки, и, ударяя по пластинкам, изобрази дождик летний, озорной, капли отскакивают от поверхности ( ученик ударяет по клавише металлофона палочкой, изображая капельки дождя).
- Звуки получились легкими, короткими, а замах палочки не большой. Как же изобразить такой дождь на гитаре?»
Матвей: « Я, кажется, понял, нам нужно будет сыграть на гитаре тоже легко и весело!»
П: « Правильно! С помощью какого приема игры мы можем это сделать?»
Матвей: « Думаю, что с помощью « тирандо!»
П: «Конечно! Молодец! Характер звука, извлеченного щипком( «тирандо») легкий, суховатый и как раз подойдет для исполнения такого дождика!
(исполнение учеником пьески « Дождик» на « тирандо»)
П: « Посмотри, Матвей, сколько разных вариантов дождика мы с тобой сегодня смогли показать, меняя лишь исполнительские приемы- «апояндо» или « тирандо». Это здорово! Как ты думаешь, можно ли эти приемы игры сочетать сразу в одном произведении? Например, в пьеске Л. Ивановой « Шутливый дуэт»?
Матвей: « Я пока не знаю, наверное, надо попробовать».
П: « Обязательно попробуем , но сначала просто сыграй нам эту пьеску.
( исполнение учеником пьески « Шутливый дуэт» играет на «апояндо»)
Взял Топтыгин контрабас:
-Ну-ка все пускайтесь в пляс!
Ни к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!
П: « Замечательное исполнение! Ты даже постарался разделить тему на две, очень различные по характеру, части: тему медведя и тему зверей, играя громче и тише. Молодец! Автор этого произведения явно хотела подчеркнуть этот контраст, сочинив мелодию с большим скачком из низкого регистра( медведь) в высокий( звери). Но мы ж с тобой тоже думающие музыканты и способны творчески подойти к исполнению?! Согласен? ( предполагаемый ответ ученика: Да). Тогда, давай подумаем, какими способами игры можно еще больше разграничить образы сильного, властного медведя и слабеньких испуганных зверюшек?
Матвей: « Может быть надо тему медведя сыграть звуком глубоким (подсказка педагога, если необходимо) « апояндо», а зверюшек более легким- « тирандо»?
Преподаватель: « Хорошо, предлагаю исполнить эту пьеску дуэтом ( в два голоса) и в двух вариантах. Один вариант будет исполняться только приемом « апояндо», другой - « апояндо»-медведь, «тирандо»- звери. А чтобы мы смогли оценить со стороны оба этих выступления, предлагаю использовать записывающее устройство. Запишем, затем послушаем и выберем лучший вариант. Я включаю диктофон!
( исполнение пьесы ансамблем в двух вариантах)
П: « Теперь, давай немного отдохнем, послушаем наши исполнения и выберем лучший номер ( прослушивание обеих записей).
Матвей: « Даже не верится , что это я играю…! Но второй раз получилось лучше!
П: « Да, Матвей, я с тобой полностью согласна! Проведя сейчас такое небольшое исследование, можно сказать, что, используя оба приема звукоизвлечения, повтори, пожалуйста, их название ( предполагаемый ответ ученика : « апояндо», « тирандо» ) мы получили более богатую тембровую и динамическую окраску. Согласен? ( предполагаемый ответ: Да) Мы с тобой- большие молодцы! Давай поаплодируем друг другу ( хлопаем в ладоши), а заодно вспомним любимую игру: « Хлоп, хлоп, хлоп»( выполняется стоя).
Физкультминутка.
Мы погреемся немножко, Потираем ладошки друг о друга.
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, Хлопки в ладоши.
Хлоп, хлоп.

( Ученик, попеременно с учителем, выполняют упражнение, где каждый, прохлопывая сочиненный им самим ритмический рисунок, предлагает второму - повторить, упражнение проделывается несколько раз.)
Творческое задание:
П : « Теперь наступило время творческого музыкального задания, оно называется « Изобрази зверя». Перед нами несколько изображений различных животных с текстами ( зайчик, лиса, щенок, кошка, барашек). Выбери две любые картинки, прочитай внимательно текст внизу ( можно с помощью учителя) и попробуй, играя на гитаре, по очереди передать их настроения. Играть можно на любых струнах, тем исполнительским приемом, который, как ты считаешь, наиболее подходит выбранному рисунку и тексту под ним!
(учащийся выбирает два понравившихся рисунка , обдумывает ( возможно понадобится помощь преподавателя) и через небольшой промежуток времени исполняет сочиненные песенки).
П:( предположительно)Матвей, почему ты для изображения зайчика использовал «тирандо», а для кошки- «апояндо»?( предполагаемые ответы: зайка убегает и очень быстро скачет ( ученик изображает прыгающего зайца) поэтому я играл щипком( «тирандо»), а кошечка шла не спеша, потягивалась( изображает руками медленные шаги животного), поэтому я сыграл с опорой(« апояндо»).
- Хорошо, Матвей, вижу, ты отлично усвоил тему сегодняшнего урока. Я заметила с каким усердием ты выполнял творческое задание! Скажи пожалуйста, хотел бы ты продолжить эту работу дальше? ( предполагаемый ответ:«Да») Тогда за сегодняшнее старание и усердие, я дарю тебе все картинки зверей. Дома ты сможешь продолжить творить: сочинять мелодии и раскрашивать изображения! Если ты успел заметить: это - картинки раскраски! ( ученик с радостью принимает рисунки) Это твое домашнее задание!
Рефлексия
Преподаватель: «Матвей, поделись своими впечатлениями, что тебе понравилось сегодня на уроке? (предполагаемые ответы: понравилось сочинять песенки, играть на металлофоне, совместное исполнение пьес и т.д.)
- Продолжи:
-Сегодня я почувствовал, что….
-У меня получилось……
- Я смог…..
Я научился…..
-Я попробую дальше…..
Подведение итогов:
-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с тобой еще раз проработали основные исполнительские приемы, также, исполняя знакомые мелодии, постарались разнообразить их тембр сменой игрового приема. Много играли ансамблем. Учились размышлять, анализировать, искать. Матвей, мы с тобой проделали большую творческую работу, я заметила, как ты старался и потрудился сегодня на « отлично»! Молодец! Цель урока достигнута, тема проработана и усвоена. Спасибо, Матвей, за хорошую работу на уроке! Спасибо всем за внимание!
Преподаватель по классу гитары________________________ / Иванова М. В./