«ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШТРИХИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Новосибирска
«Детская школа искусств №17»






открытый урок по фортепиано

Тема: «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШТРИХИ
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ»





Выполнила преподаватель Ф О
Фурманова Татьяна Михайловна










Новосибирск, 2015
Информационная карта урока

Дата: 23.03.2015.
Место проведения: МБОУДОД ДШИ №17

Преподаватель: Фурманова Татьяна Михайловна
Предмет: специальное фортепиано
Класс, возраст учащихся: II курс – 10 лет, 4 класс – 10 лет
Время проведения урока: 45 мин.
Обеспечение урока: фортепиано, банкетка, нотный материал
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Исполнительские штрихи как одно из средств выразительности музыки»

Цель: понимание художественного образа музыкального произведения через его штриховые особенности

Задачи:
1. Ознакомление со способами звукоизвлечения;
2. Анализ художественно-образного содержания музыкального произведения на примере исполняемых учениками пьес;
3. Отработка исполнительских навыков в соответствии с художественно-образным содержанием музыкальных произведений;
4. Активизация слухового контроля




План урока:
1. Организационная часть 2 мин. Приветствие,
объявление темы урока

2. Вводная часть. 10 мин. Рассказ, диалог,
Обозначение основных объяснение, поощрение
способов звукоизвлечения,
актуализация знаний учащихся

3. Работа с учащимися над разными 30 мин. Диалог, показ,
способами звукоизвлечения, объяснение,
формирование музыкально-исполнительского педагогическое
образа на примере пьес: требование,
Чайковский «Болезнь куклы», «Камаринская» повторение, поощрение
(из сборника пьес для фортепиано «Детский альбом»);
Свиридов «Попрыгунья», «Грустная песня»
(из «Альбома пьес для детей»)

4. Заключительный этап. 3 мин. Прощание
Обобщение полученных знаний и навыков

Используемые методы: вербально-коммуникативный, репродуктивный

Ожидаемый результат: Музыкально-художественное исполнение изучаемых произведений с использованием полученных знаний и навыков





Что делают музыканты, когда играют музыку? Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, «уколоть», «подчеркнуть» и так далее. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создаёт. Каждое фортепианное произведение, в зависимости от его жанра, темпа и характера, звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку легкого летнего дождика, звучит весело, каждая нота будто «подпрыгивает» под руками пианиста, помогая создавать в воображении нужный образ. А нежная колыбельная звучит плавно и протяжно, каждая ее нота будто выливается из предыдущей.
Для того чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их достаточно много: это динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция.
Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку, и, прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов legato и staccato» - пишет И.А. Браудо в своей книге «Артикуляция». К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает, как именно надо играть ноту.
Определение «штриха» вместо «артикуляции» считается нежелательным так как, штрихи – это игровые движения, с помощью которых осуществляются артикуляционные приемы (non legato, legato и staccato), но не сами приемы, а слово «штрих» уместно применять по отношению к другим инструментам (например, струнно-смычковым), где отдельные игровые приемы получают специальные наименования.

И.А. Браудо наметил следующую шкалу степеней связности и расчлененности:
1. Акустическое легато или legatissimo
Связанность 2. Легато
3. Сухое легато
4. Глубокое «нон легато»
Расчлененность 5. Нон легато
6. Метрически определенное «нон легато»
(звучащая часть равна паузированной)
7. Мягкое стаккато
Краткость 8. Стаккато
9. Staccatissimo (максимально достижимая краткость)

Конечно, эта схема очень приблизительна, хотя и верна. Однако, градации «связности» и «расчлененности», а также «краткости» неизмеримо богаче. В музыкальном произведении разнообразие звука поистине безгранично. Это ощущается в игре крупных пианистов, у которых каждая мелодия звучит по-своему.
При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение: legato, non legato, staccato.
Легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно. Достигается такое звучание следующим образом: каждая предыдущая клавиша отпускается одновременно с нажатием следующей. Таким образом, звучание мелодии становится непрерывным. Прием legato украшает медленные, спокойные произведения, делая их звучание еще более нежным и душевным. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. В нотной записи легато обозначается дугообразной линией – лигой, объединяющей ноты, исполняемые связно. Также может обозначаться словом «legato» около соответствующей группы нот.


Нон легато (итал. nonlegato «раздельно») – это штрих, при игре которого клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato.


Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – это короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом  legato. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Чаще всего стаккато используется при исполнении ярких, быстрых, произведений: зажигательных народных танцев, веселых детских песенок и пьес. При исполнении  staccato используются быстрые и резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает ее. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане стаккато  обозначается точкой, расположенной над нотой или под ней. Также может обозначаться словом staccato.

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно  нон легато, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под нотой или над ней.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») – штрих более жесткий, чем легато. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Самая естественная игра – legato», - пишет А.Б. Гольденвейзер. Он же и советует начинать с этого штриха (артикуляционного приема).
При игре nonlegato и staccato взятие каждого звука требует отдельного, направленного в клавишу (или от клавиши) движения пальца, кисти, либо всей руки. Однако, для того, чтобы организовать руку, добиться ее свободы, достичь устойчивости пальцев, научить слушать протяженность звучания, в фортепианной педагогике начинают звукоизвлечение с игрой отдельных звуков нон легато – третьим пальцем, потом подключают все остальные. Самое главное – дослушивать взятый звук до его полного затухания. Начинать игру legato можно только тогда, когда ученик овладел навыками игры nonlegato и у него появился устойчивый звук. Впечатление от игры legato во многом зависит от характера фразировки мелодии и от силы звука. Ученик должен чувствовать наполненность каждого звука и представлять себе всю фразу в целом. При исполнении legato важно проследить слухом плавный переход от одного звука в другой. Умение внимательно прислушаться, проконтролировать момент перехода – важнейшая задача.
Приступать к изучению этого штриха нужно с упражнениий на legato вторым-третьим пальцами. Если все исполняется благополучно, ввести последовательность из трех и более звуков – до пятипальцевых последовательностей. Необходимо добиваться слышимого соединения, а не формально переступать с клавиши на клавишу, при этом помогать объединяющим движением руки – «вести руку за пальцами, так лучше образуется объединенность, слитность звучания. Каждое новое упражнение должно закрепляться нотным текстом, т.к. добиваться певучего легато лучше с самого начала на материале художественных произведений. Развитию навыков игры legato необходимо уделять большое внимание на всех этапах обучения, особенно серьезно следует работать в начале его изучения.
При игре staccato задача заключается в том, чтобы избрать подходящую артикуляцию и выдержать ее на всем протяжении, выполнить законченно, одинаково. Звукоизвлечение происходит в результате взаимодействия опускающейся на клавиатуру руки с хватательными движениями пальцев. Рука – вниз, палец – к себе.
Выбор артикуляционных приемов зависит от стиля, характера исполняемого произведения, а также от вкуса и музыкальности самого исполнителя. Хорошие исполнители умеют находить для каждой мелодии и произведения соответствующую ее особенностям артикуляцию – способ произношения.






















Список литературы:

1. Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии) / ред. Х.С. Кушнарев. – Л., 1961.
2. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3. Как научиться играть на рояле. Первые шаги. – М.: Классика-XXI, 2008.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2006.
4. Словарь иностранных музыкальных терминов / сост.: Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова, А.М. Ступель. – 5-е изд. – Л.: Музыка, 1985.
5. froland.ru
6. myfortepiano.ru
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. ru.wikipedia.org













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Цыганова, Королькова