Открытый урок по специальности на тему Детская сюита №1 — исполнительские комментарии Владислава Золотарева

Открытый урок
Преподавателя 1-й квалификационной категории
МОУДОД «Усть-ордынская детская музыкальная школа»
Казанцева И.В. 22 мая 2015года
Тема: «Детская сюита №1» для баяна Владислава Золотарева - исполнительские комментарии»

Цель урока: обмен опытом

Задачи: познакомить преподавателей с основными методами, способами и видами детальной работы в «Детской сюите №1» В. Золотарева

Методы: Словесный
Метод показа
Ретроспективы
Перспективы
Музыкального обобщения.

Используемая литеатура:
1.Липс Ф. Кажется, это было вчера М., Музыка 2009г.
2.Липс Ф. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е, Дополн. М., Музыка 2004 г.
3.Журнал «Народник» 2002г.
4.Антология литературы для баяна. Часть 7, М., Музыка, 1990г.

Ученик: Графин Максим выпускник - VII класс

План урока
- Краткая биографическая и творческая справка о В. Золотареве
- Шесть детских сюит В. Золотарева
- Детская сюита №1 – исполнительские характеристики
- Работа над тремя номерами из «Детской сюиты №1 В. Золотарева
№1 «Скоморохи при дворе»
№2 «Машенькины вздохи»
№4 «Диковинка из Дюссельдорфа»
Характеристика учащегося.
Графин Максим – ученик «7» класса по классу баяна
Графин Максим поступил в МОУ ДОД «Усть – Ордынская ДМШ» в 2006 году на обучение по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по видам искусства (баян) со сроком обучения 7 лет. В результате приемных испытаний были выявлены следующие музыкальные данные ребенка: слух-4, ритм- 5 -, интонирование-4-, эмоциональность-4. Физически Максим развит хорошо, по характеру позитивен и активен, эмоционален. На уроках работоспособен, музыкален. Новые произведения приходится разбирать в классе, так как мальчик плохо читает с листа, но учит произведение быстро. Максим любит выступать и в жизни школы принимает самое активное участие: в концертах с оркестром русских народных инструментов, в ансамбле – дуэте, солистом. Участвовал в школьных и зональных конкурсах, где занимал призовые места.
Краткая биографическая и творческая справка о В. Золотареве
Владислав Андреевич Золотарев родился 13 сентября 1942 года в бухте Де-Кастри Хабаровского края, умер 13 мая 1975 года в г. Москве. Композитор, баянист.
В 1968 году окончил Магаданское музыкальное училище по классу баяна. В 1968-1969 г. консультировался по композиции у Р. Щедрина. В 1971- 1972 г. учился в Московской консерватории по классу композиции у Т. Хренникова.
Сочинения: для симфонического оркестра, хора, различных ансамблей, фортепиано; музыка к телеспектаклям, песни.
Для баяна: - Концертные симфонии для баяна с симфоническим оркестром №1,2; Сонаты № 2,3; Детские сюиты №1-4, на материале сюиты №4 и других пьес Золотарева баянистом Липсом были составлены три сюиты №4-6; Партита, Испанская рапсодия, Камерная сюита, Пять композиций; Концерт для электронного баяна с оркестром, Шесть пьес – настроений по А. Блоку, 24 медитации для баяна.
Шесть детских сюит В. Золотарева
Цикл из Шести детских сюит Владислава Золотарёва является уникальным в баянной литературе. Они представляют несомненный интерес, способствуют развитию техники и формированию исполнительской культуры учащихся, расширяют педагогический репертуар. Композитор в жанре музыки для детей и юношества как бы продолжает традиции Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского.
· В исполнительском и педагогическом плане сюиты представляют интерес для необычайно широкого круга баянистов. Разнообразные художественные и технические задачи могут ставиться при исполнении их учащимися музыкальных школ и училищ, студентами консерваторий. Концертирующие исполнители охотно включают Детские сюиты в свои программы, так как они пользуются неизменным успехом у самой широкой публики. В пьесах использованы различные виды техники, применяются разнообразные приёмы игры. В образном отношении здесь множество оттенков: грусть, печаль, раздумье, радость, юмор, сказочность, волшебство. Передача душевных состояний человека сменяется зарисовками природы. Жанровый и тематический материал сюит очень разнообразен. Здесь и мелодии в духе русских песен и танцев, и марш, и так называемая «табакерочная» музыка, и гармошечные наигрыши. Отдельные части из Детских сюит представляют собой как бы театрализованные сценки, например, 2 часть из сюиты №3 написана композитором по прочтении стихотворения Р.Бёрнса «Финдлей» и выразительно изложена в виде диалога. В первых трёх сюитах преобладают жанрово-конкретные образы, в них больше жизнерадостности. В последних сюитах большее место занимают абстрактно-отвлечённые образы, преобладают оттенки печали, грусти.

Детская сюита №1
Свою первую Детскую сюиту Владислав Золотарев написал в 1968 году и посвятил сыну. Она состоит из шести номеров:
«Скоморохи при дворе» - сложности исполнения:
Allegro giusto (скоро, не отклоняясь от метра и темпа) – требует выполнения четкого ритма, темпа, моторности исполнения.
Репетиция на одном звуке в течении двух периодов – требует свободы кисти правой руки, четкости штриха стаккато.
Фрагмент темы из хора «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» - требует хорошей растяжки кисти левой руки, так как охватывает ряды готовой (второй ряд) и выборной клавиатуры.
Акценты на слабую долю, sf, акцентированные октавы – требуют умения владения мехом.
Смена позиций, октавы в партии левой руки – требует хорошей ориентации в выборной клавиатуре
Наличие повторяющихся группировок шестнадцатых длительностей, форшлаги – требует определенной технической подготовки.
Контрасты в динамике – требуют музыкальности в исполнении.

«Машенькины вздохи» - сложности исполнения:
Sostenuto mesto (сдержано,грустно,печально),наличие коротких фраз – требует чувственности, нежности в исполнении.
Vibrato- требует определенного положения кисти правой руки
«Шут на гармонике играет» - сложность исполнения:
Allegretto scherzando con amore (оживленно, шутливо, с любовью) – передать веселое, шутливое настроение, самозабвенно исполняя произведение
Тремоло мехом – специфика владения меховым штрихом
«Диковинка из Дюссельдорфа» - сложности в исполнении:
Allegretto alla tedesca (оживленно, в немецком духе) – в исполнении требуется статичность, ровность , ритмичность.
Штрих стаккато, смена позиции в партии левой руки - требуют хорошей ориентации на выборной клавиатуре и легкости в исполнении.
«Марш солдатиков» - сложности в исполнении:
Имитация флейты пикколо на тремоло в верхнем регистре – требует свободной, расслабленной кисти
Имитация фанфар – исполнение акцентированных аккордов
Штрих – акцентированное маркато





22 мая 2015 года
Преподаватель по классу баяна ___________________ И.В. Казанцева