Мастер-класс Система индивидуальных занятий трубача


Комплекс «Колледж искусств- Специализированная школа- интернат для одаренных детей музыкально- эстетического профиля»
МАСТЕР- КЛАСС
Тема: «Система индивидуальных занятий трубача»

Преподаватель: Пищур И.О.
г. Петропавловск
Тема: «Система индивидуальных занятий трубача».
Цель: Подготовка к практической деятельности.
Задачи: 1. Овладеть навыками индивидуального ежедневного восстановления и развития исполнительского аппарата;
2. Правильно выбирать необходимый инструктивный нотный материал;
3.Точно определять степень игровой нагрузки в зависимости от конкретного состояния исполнителя и творческих задач.
План урока:
1. Вступительное слово преподавателя;
2. Утренний комплекс упражнений:
а) разминка;
б) вокализ;
в) секвенции, гаммы.
3. Дневной и вечерний уроки:
а) этюды;
б) работа над концертным репертуаром (Дж. Тартини «Концерт As-dur);
4. Анализ проделанной работы.
Ход урока:
1. Нормальный процесс формирования музыканта должен предусматривать гармоническое развитие технической, физической и творческой сторон исполнительства. Это основа, на которой и должен строится метод индивидуальных занятий трубача. У каждого музыканта есть свой "звездный час" - время наилучшего самочувствия для работы, время оптимальное, удобное для игры. Обычно лучшее время для занятий, собранности, концентрации внимания - утреннее, до обеда, а затем, после дневного отдыха - вечернее. Это устоявшийся, проверенный режим музыканта, рабочий день которого может длиться с утра до вечера. Ну, а если играть приходится, скажем, в 5 часов дня - что случается в жизни оркестровых музыкантов (особенно студентов) довольно часто? Как преодолеть типичную для этого времени суток вялость, дремотное состояние? Один из способов - спрессовать дневной цикл, сместить время так, чтобы состояние вечерней активности и бодрости пришлось на 5 часов. Скажем, если завтрак - в 9 утра, занятия - в 10, с 11 до 12.30 прогулка, в 13 - легкий обед, отдых от 14 до 15.30, тогда начало работы в 17 часов покажется нормальным.
Для трубача 4 часа занятий в день- максимальная нагрузка, какую можно себе позволить, да не каждый день. В рамки этого лимита времени, обусловленного физическими возможностями трубача, должна войти работа над этюдами и художественным репертуаром- что, собственно, является продолжением совершенствования техники. Следовательно, дневной режим активных занятий должен быть выстроен с учетом параллельного развития техники и образно- эмоционального мышления. Трубачи, осваивающие технические приемы на короткое время и не умеющие поддерживать самостоятельно собственную профессиональную форму, могут терпеть неудачи в работе.
2. На сегодняшнем уроке мы возьмем за основу систему комплексных упражнений. Система этих упражнений состоит из 3-х разделов и считается эталонной моделью ежедневного урока по схеме которого каждый музыкант может строить и варьировать занятия по своему усмотрению.
а). Разминка- это гимнастика трубача, начальные упражнения, почти не требующие напряжения исполнителя. Такие упражнения согревают мышцы исполнительского аппарата трубача, «пробуждают» его дыхание. Такие упражнения используются для специальной гимнастики губных мышц, состоящий из чередования игрового положения губ с полным их расслаблением и тводом в этот момент мундштука от губ. Вместе с отводом мундштука расслабленные губы подаются вперед для улучшения кровообращения и отдыха. Цель разминок- подготовить исполнительский аппарат к игре, не прибегая к излишнему напряжению и давлению мундштука на губы. В процессе разминки исполнитель может отрабатывать четкость атаки(Очищая звук от шипящих призвуков), освобождаться от неправильной атаки (ТУА), воздушной «подушки», предшествующей появлению звука, преодолевать, в случае ее возникновения, задержку атаки. Играя разминки, учащийся уточняет положение мундштука на губах, спокойно фиксируя его после каждого отвода, и в момент вдоха полностью расслабляет губы.
Разминки- это первая часть комплексного индивидуального занятия. Подготовительные упражнения играются не только утром, но и в течении дня, перед работой или уроком, после нескольких часов отдыха.
Сначала надо поиграть легкие разминки и затем, постепенно усложняя упражнения и вокализы, дойти до филированных звуков, начиная их атакой pp. И это надо делать не раньше, чем почувствуется разыгранность губ, отточенность атаки и "пробуждение" дыхания.
б). Вокализ- это певучие упражнения для развития звука. Они занимают особое место в ежедневных индивидуальных занятиях трубача, развивая атаку, звук, дыхание, владение регистрами, выносливость и подвижность губных мышц, синхронность работы мышц всего исполнительского аппарата. Вокализы и выдержанные звуки исполняются после разминки. Для конкретного занятия достаточно сыграть упражнения в 2-4 тональностях по выбору исполнителя ( в зависимости от трудности упражнения) из различных по характеру номеров. Продолжительность исполнения вокализов, включая выдержанные звуки-25-30 минут. Основной раздел урока: интервалы легато, развивающие дыхание, регистры, формирующие звук, укрепляющие губы, оттачивающие атаку-артикуляцию, развивающие слуховой контроль.
в). Секвенции- третья часть комплексного индивидуального занятия. Данный раздел состоит из упражнений, развивающих технику игры трубача. Секвенции быстро восстанавливают выработанные навыки и служат хорошим учебным материалом для постоянного совершенствования техники игры трубача. Секвенции исполняются после вокализов, продолжительность их исполнения 15-25 минут, темп- сдержанный. Секвенция выбирается исходя из индивидуального состояния исполнителя и развитию какого вида техники целесообразно посвятить конкретное занятие.
3. Дневной и вечерний уроки
Эти уроки строятся на материале этюдов и концертного репертуара и также посвящаются дальнейшему развитию техники, связанной с фразировкой, динамикой. Внимание должно быть направлено на выразительное исполнение музыки, выявление её характера с помощью выбранных штрихов.
На дневной и вечерний уроки, с перерывами для отдыха, может уйти около 2-3 часов. Это максимальная нагрузка в дни, свободные от работы. В рабочие дни индивидуальная нагрузка может быть значительно меньше- до 30 минут.
Самые лучшие ежедневные занятия (разумеется, после исполнения утреннего комплекса упражнений) - это работа по изучению нотного материала. Повторяя короткие фрагменты, в 3-4 строки, можно часами стоять у пульта, отрабатывая фразу за фразой и не чувствуя утомления, а напротив, испытывая подлинную радость от результатов своего плодотворного труда.
Если время ежедневных занятий составляет в среднем 3 часа (плюс-минус полчаса), а продуктивность работы невысока - нет заметных успехов ни в освоении нотного материала, ни в совершенствовании исполнительских навыков - надо, прежде всего, внимательно проанализировать: правильно ли используются время и усилия исполнителя?
Нередко в результате такого анализа выясняется, что большая часть рабочего времени уходит на проигрывание давно надоевших страниц, многие из которых в данный момент не нужны для развития исполнителя. Они-то и могут утомлять музыканта и "поедать" время, необходимое для роста и освоения новых игровых навыков. В этом случае следует переключиться на изучение нового материала.
Но если и после такого усовершенствования домашней работы сдвигов не наблюдается, тогда надо увеличить время занятий до 4 - 4,5 часов. Конечно, при условии равномерного чередования труда и отдыха - то есть когда время работы примерно равно паузе в занятиях.
4. Исполнительские навыки музыканта могут быстро исчезнуть, если над ними постоянно не работать. Сегодня не позанимался на инструменте - завтра может не получиться что-то из того, что всегда получалось.
Не случайно в нашем обиходе есть такое понятие как "ежедневные занятия". Их никто не "придумал". Это диктуется самой жизнью музыканта.
Воспитание исполнительских навыков должно начинаться сразу же после освоения начальных технических приемов атаки, легато, подвижности губ и пальцев.
Уже на простейших упражнениях и пьесах надо добиваться определенного качества и выразительности звучания.
Этот период зарождения музыкального мышления может предопределить дальнейшие перспективы исполнителя.
В домашних занятиях музыкант может периодически давать себе нагрузку с некоторым превышением своих возможностей - регистровых, звукодинамических и технических.
В этом заложена идея стимулирования роста мастерства.