Урок письма и развития речи Парные звонкие согласные в середине и на конце слова

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сердобска






Открытый урок –практикум по письму и развитию речи
«Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» в 4а классе





















провела
учитель Гусева Т.А.







2013
Конспект открытого урока –практикума по письму и развитию речи
«Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова».


Цель: формирование грамотного письма.

Задачи: формировать различать звонкие и глухие согласные звуки; подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова через аморитмизацию своих действий; закрепить и проверить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова;
коррекция и развитие фонематического восприятия, умения анализировать, зрительной и слуховой памяти, речи;
воспитание трудолюбия, аккуратности, культуры речи

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма проведения: урок-практикум.


Оборудование: таблицы к этапам урока, раздаточный дидактический материал, презентация тренажер «Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова».




План урока:

1.Орг. момент. 1мин.
2.Актуализация опорных знаний. 3мин.
3.Проверка домашнего задания. 2мин.
4.Чистописание. 6мин
5.Работа по теме урока.
-письмо по памяти 10мин.
6. Физ. мин. 3мин.
-проверочное списывание 12мин.
7.Итоги. 3мин.







Урок-практикум «Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»

1.Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания учащихся.
2.Актуализация опорных знаний.
-Сегодня на уроке письма вас ждут серьёзные испытания, но вы имеете возможность заработать себе подсказки. Для этого необходимо правильно выполнить первое задание.
1 ряд: назовите много предметов: дуб, пирог, арбуз, шарф;
2 ряд: назовите один предмет: снежки, флажки;
3 ряд: скажите о предмете ласково: коробка, юбка, сказка, кнопка, веревка.

-Для чего вам понадобятся способы проверки правописания слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова?

-Молодцы! У вас есть 2 подсказки: правило правописания слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова и помощь учителя, но воспользоваться моей помощью можно один раз в течение урока.

-Ещё раз прочитаем правило правописания слов со звонкими и глухими согласными в конце и в середине слова.

3. Формулировка темы и цели урока.
-Сегодня на уроке проверим ваше умение записывать слова со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова, а также продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина.
Начнем с домашнего задания.

3.Проверка домашнего задания.
Упр.50с.74 .Прочитай стихотворение. Найдите слово с звонкой или глухой согласной на конце слова (снег) Какую букву написали на конце слова. Подбери проверочное слово из текста.
4.Чистописание.
- прочитайте и запишите дату урока, ниже «классная работа».
Проведем минутку чистописания: -послушайте скороговорку: Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Какой звук слышится чаще всего? Дайте характеристику.
- Вспомним написание парных согласных б и п. Запишем буквы по моему образцу:БББббППппБПбп.
- игра «Отгадай слово»: Замени первую букву в слове на парную согласную: бочка-? (почка)
Дополни предложение подходящими по смыслу словом: На дереве раскрылись_____. _____ по морю плывёт. Найди и подчеркни заглавную букву Б.
Какие строчки из сказки А.С.Пушкина? Как называется сказка? Из двух предложений запиши нужное предложение по сказке Пушкина.

5.Работа по теме урока.
-дифференцированное письмо по памяти:
-Кому принадлежит это стихотворение?
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо- песнь заводит,
Налево сказку -говорит.
Анализ текста:
Прочитаем первую строчку:
найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом.
Прочитаем вторую строчку:
найдите слово слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом, обратите внимание на правописание слова златая;
Прочитаем третью строчку: найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце.
Прочитаем четвертую строчку:
укажите слово с предлогом; обратите внимание на правописание слова всё.
Прочитаем пятую строчку:
слово со звонкой или глухой согласной в середине слова.
Прочитаем шестую строчку:
найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или
глухой согласной на конце.
-приготовьтесь писать стихотворение по памяти, для этого прочитаем по слогам так, как будем записывать. Обратите внимание на знаки препинания.
Ваша задача правильно оценить свои силы. Наименьшее количество строк-2, задание повышенной трудности- весь отрывок.
Запиши по памяти данное стихотворение.
-Проверка.
6.Физминутка.
Мелкие шажки
Раз, два, три.
Легкие прыжки
Раз, два, три.
Мягкая посадка.
Какие слова со звонкими и глухими согласными встретились в физминутке?
-Познакомьтесь со стихотворением А.С.Пушкина из поэмы «Евгений Онегин»
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
На красных лаках гу тяжёлый,
Задумав плыть по лону во...,
Ступает бережно на лё...,
Скользит и падает;.веселый
Мелькает, вьётся первый сне
Звездами падая на бре .

-проверь себя. Назови количество ошибок, допущенных при списывании.(работа по дифференцированным группам)
Проверь звонкие и глухие согласные.
-Домашнее задание: выучи отрывок наизусть, запиши по памяти 3 строчки.

-Тренажер «Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
Вставь пропущенную букву, объясни написание. Запиши.
8.Итоги.

-Подведем итоги урока.
Как проверить написание парной согласной в конце и середине слова?
У кого больше 7 баллов за урок? Молодцы, вы на «отлично» справились с задачей урока.






















Литература :
1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на уроках русского языка в1\4 классах вспомогательной школы.М.:Просвещение,1991.
2.Гайдина Л.И.,Обухова Л.А. Логопедические упражнения. М.:ВАКО,2008.
3.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.:Школьная пресса,2012,№1.
4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.:Школьная пресса,2013,№2
5.Журнал «Начальная школа».М.:МОРФ,2013,№3.
6. Интернет ресурсы сайта «Учительский портал»





15