Конспект урока по письму на тему Сложные слова (7 класс) для специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида




Конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе
на тему «Сложные слова» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Цель урока: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных) Задачи: Образовательная: повторить значимые части слова; формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложные слова), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся. Воспитательная: формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Всем ребятам дан звонок. Он собрал нас на урок. Встанем, подравняемся, С трудностями справимся. Вспомним правила посадки ученика за партой. Запишем число в тетради. - Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. 2. Повторение: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей! -Вспомним, из каких частей состоит слово. Кроссворд 1. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.(приставка) –по вертикали 2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов(суффикс)-по вертикали. 3. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение (корень)-по вертикали. 4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении(окончание)- по горизонтали Учащиеся (Гончаренко Ир., Данилина Ан.) рисуют в воздухе изображение частей слова. Один ученик с помощью учащихся класса заполняет кроссворд у доски. 3.Подготовка к восприятию темы. Но сегодня я вам хочу рассказать, что слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением двух корней. Задание: отгадать загадки На правильную отгадку, на доске появляется ответ с изображением самолета, парохода, пешехода. 1. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ) 2. По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (ПАРОХОД) 3. Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах (ПЕШЕХОД)
Вопросы исследовательского характера: - Что общего в этих словах?(состоят из двух слов) -Такие слова, ребята, называются сложными. - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? Сложные – не значит трудные. - Какое математическое действие подходит для образования сложных слов? -Что вы складываете на уроках математики? -Какой математический знак обозначает сложение? - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) 4. Сообщение темы урока: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться составлять сложные слова, находить их среди других слов. 5. Работа с учебником. Чтение правила на странице 58, выполнение упр. 78 (один учащийся выписывает на доске слова с соединительной гласной О, второй – с Е, из первых двух строк) Учитель: Прослушайте стихотворения про соединительные гласные в сложных словах.

Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать, - Эти сложные слова Не выносят буквы А. А поставишь букву О - Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море - мореход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри Не поставим букву И, А напишем Е - тогда Каждый скажет: «Это - да!» Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О. – Как же можно построить новые слова?(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад) – Запишите это слово. Сколько в нём корней?(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-) – Выделите корни. Как получили это слово?(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход) Как мы получили новые слова?(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.) – Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О, Е. Эти гласные называются соединительными. – А как же называются такие слова? (СЛОЖНЫЕ) -На уроках труда и СБО вам тоже часто встречаются сложные слова, вспомните их (краскопульт, бумагорезательная машина, скороварка).
6. Физминутка Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Лес, рубить - лесоруб буря, ломать - бурелом сам, летать – самолёт пар, ходить – пароход сам, варит - самовар пар, возить – паровоз книга, любить – книголюб секунда, мерить – секундомер 7. Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний) Для учащихся 1 группы Подчеркни слова по теме урока: птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. Составь сложные слова: вертит летит ........................................ сам катит................................................ Придумай свои сложные слова: ............................................................... Для учащихся 2 группы Образуйте сложные слова по образцу, выдели корни, подчеркни соединительную гласную: Сух+о+фрукт Вод+о+лаз Жизн+е+люб Камн+е+пад Лёд+о+кол Пар+о+воз Для учащихся 3 группы Расшифруй сложные слова: СНЕГ+О+РУБ______________________ ПЕШ+Е+ХОД _________________________________ ПЫЛ+Е+СОС_________________________ ЗЕМЛ+Е+КОП__________________________________ ВОД+О+ЛАЗ ____________________ ВЕЗД+Е+ХОД __________________________________
Взаимопроверка работ учащимися.
8. Тестовое задание (проверка полученных знаний) - А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест. 1) Сложные слова образованы а) сложением корней; б) сложением приставок 2) Соединительная гласная соединяет а) буквы; б) суффиксы; в) корни 3) Найди сложное слово: а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект 3) В слове мухомор соединительная гласная а) а; б) о; в) отсутствует 4) В слове пылесос соединительная гласная а) е; б) и; в) отсутствует 5) В слове стенгазета соединительная гласная а) е; б) о; в) отсутствует 9.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся ) -А домашнее задание вы выберите себе сами. Перед вами две карточки: жёлтая и розовая. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
РЕФЛЕКСИЯ: сегодня познакомились со определением «сложные слова, «соединительные гласные О и Е в сложных словах», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!
10.Фиксирование эмоционального компонента: На ваших партах стикеры, напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке, которая отображает ваше настроение после урока.