ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Основы дизайнообразования у младших школьников (художественно-конструкторская деятельность)


МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества
«Меридиан»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
"Основы дизайнообразования у младших школьников (художественно-конструкторская деятельность) "
Выполнил: Зобова Елена Леонидовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦД(ю)ТТ «Меридиан»
Новокузнецк 2017г.
1.Определение дизайна
До сих пор существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн».
Словарь иностранных слов определяет дизайн как: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий (Словарь иностранных слов. - М., «Русский язык», 989). В «Популярной художественной энциклопедии» (М., «Советская энциклопедия», 1986) дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды». Возможно, дополнительную ясность внесет этимологическая справка: английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, конструировать», в другом - «замысел, проект, конструкция, чертеж».Исходя из этого, мы можем определить дизайн как вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.
Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн - это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер - это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» (Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. - Тернополь, 1993).Мы видим, что во всех определениях отражена, во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна» и, во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды. Гармоничной, т.е. комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.
1.1 Основные правила дизайна
Широко известна лаконичная формула дизайна: «красота + польза», с четом которой разрабатываются наиболее совершенные вещи. Иногда приходится встречать в дополнение к ней и еще одно понятие – прочность (получается: «красота, польза и прочность»). Думается, что это добавление необязательно: оно включается в понятие «польза», под которой подразумевается удобство изделия, его максимальное соответствие своей функции, а значит и прочность.
В исследованиях по дизайну убедительно доказывается, что наиболее гармоничные вещи лучше выполняют и свою утилитарную функцию. Можно сказать и наоборот: те предметы, которые лучше продуманы с точки зрения выполнения своей основной функции, являются и более совершенными и красивыми внешне. Многочисленные наблюдения подводят к выводу, что красота всегда целесообразна. Это относится как к объектам природы, так и к продуктам человеческой деятельности.
Основной принцип дизайна в процессе разработки конкретных вещей реализуется через совершенно определенные правила или требования.
1. Очень важным требованием к разрабатываемой вещи или системе вещей является композиционная целостность, т.е. соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому. Эта комплексная характеристика включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и другие. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, т.е. единство. Прежде всего речь идет о единстве стиля, что обеспечивается единством форм, размеров, материала, технологий и т.д.
Пропорциональные изделия воспринимаются глазом как гармоничные, совершенные. Некоторые исследователи считают, что красота вообще является своеобразной функцией гармонии, порядка, соразмерности. Видимо, в природе человека изначально заложены определенные эталоны, которые_позволяют нам оценивать одни формы как соразмерные, а другие – как несоразмерные, дисгармоничные. Ощущение красоты возникает их восприятия и оценки взаимного расположения и сочетания элементов, при этом, как считал Спиноза, «если движение, воспринимаемое нервами от предметов, представляемых посредством глаз, способствует здоровью, то предметы, служащие причиной этого движения, называют красивыми».
Обычно пропорциональные предметы имеют гармоничную линию контура и, возможно, поэтому при визуальном восприятии их форма легче прослеживается и кажется более приятной. Вместе с тем при определенных условиях это врожденное чувство может искажаться. Современный ребенок воспитывается не в природной, а в искусственно созданной предметной среде, которая преимущественно и формирует его восприятие. К сожалению, не всегда окружающие вещи являются образцом художественности; и бытовые предметы, и игрушки могут не отвечать высоким требованиям гармонии. Уже к младшему школьному возрасту у многих детей наблюдается пристрастие к сложным, вычурным формам, которые они оценивают как более красивые. От учителя требуются специальные усилия, чтобы восстановить у детей природное чувство красоты. Это - еще один аргумент, подтверждающий необходимость дизайнобразования в школе.
Уравновешенность, единство, или композиционную целостность, можно рассматривать как внешнее выражение внутренней конструкции вещи, как ее организованность, упорядоченность. Они складываются из целого ряда более конкретных параметров или средств, наиболее существенными из которых являются симметрия и ритм элементов. Каждый из этих параметров мы включаем в учебные задания, поскольку они универсальны и должны быть усвоены школьниками.
Очень важно, чтобы дизайнерское требование соответствия формы и всех деталей изделия его назначению систематически ставилось перед учениками. Это можно делать, начиная с первого класса, практически во всех случаях, когда изготавливаются поделки, имеющие какую-то утилитарную функцию (скажем, простейшая закладка). На примере первого же изделия нужно обратить внимание детей на то, в чем выражена его целесообразность: закладка должна быть соответствующей длины (иначе просто потеряется между страницами), толщина ее не должна быть чрезмерной (чтобы не портить книгу), не должно быть лишних, цепляющихся за страницы деталей и пр. Наконец, при всем этом закладка должна быть выразительной внешне (иначе проще использовать полоску бумаги).
2. Не менее важное требование дизайна - максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано. Когда-то талантливый исследователь декоративно-прикладного искусства А.Б.Салтыков заметил, что хороший вкус любит подлинное, поэтому подделка одного материала под другой возможна и уместна лишь в тех случаях, когда их внешние свойства похожи (матовые или блестящие, гладкие или шероховатые, твердые или мягкие и пр.). Если эти свойства сильно различаются, подделки лишены художественной выразительности.
Так, например, возможна имитация золота в изделиях из серебра или других металлов, и изделия могут быть прхГ этом высокохудожественными. Но вот попытки расписать фаянсовое или фарфоровое изделие «под дерево» едва ли могут увенчаться успехом, ведь качества этих двух материалов слишком различны.
Нужно стремиться «подать» материал, обыграть его качества в изделии наиболее выразительно, а не подделывать, скажем, дешевое под дорогое. Каждый материал обладает своими собственными достоинствами, которые нужно уметь выявить и использовать. Учителю следует иметь в виду, что любой, даже самый простой и привычный для нас, материал обладает неисчерпаемым количеством совершенно определенных свойств, которые так или иначе следует учитывать при изготовлении изделий. Каждая конкретная задача может требовать учета разных свойств одного и того же материала. Возьмем, например, бумагу. Мы знаем, что бумагу можно резать ножницами ножом, рвать, мять, изгибать, сгибать, прокалывать шилом, дыроколом, иглой, сшивать, склеивать, окрашивать, пропитывать водой и клеем - и т.д. При этом по-разному будет вести себя бумага различных сортов, бумага мокрая и сухая. Далее, каждая из этих операций имеет ряд разновидностей; скажем, можно бумагу разрезать, вырезать в ней отверстие, сделать прорезь внутри плоскости, надрезать с краю; аналогично можно оторвать, прорвать, надорвать. Операции можно сочетать между собой и таким образом получать бесчисленное количество новых художественных или конструктивных эффектов: надрезать и отогнуть, прорезать и надорвать от прорези, намочить и т.д. Отсюда следует очень важный для учителя вывод: поскольку свойства любого материала бесконечно разнообразны, а их учет и выбор соответствующих приемов обработки и инструментов зависят от стоящей задачи, то едва ли возможно изучить все мыслимые свойства и их изменения заранее, отдельно от практической работы.
3. Следующее требование дизайна учет декоративных, психологический, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.Хорошо известно, что различные цвета, а также их сочетания оказывают на человека определенное психофизиологическое воздействие; на этом основано эмоциональное переживание цвета и эстетическое отношение к нему. В одной цветовой среде человек будет чувствовать себя комфортно и оптимистично, другая может вызывать чувство страха или состояние агрессии, раздражения и пр. При этом в каких-то случаях воздействие и восприятие цвета будут одинаковыми или похожими для многих людей, а в других - избирательными и субъективными. На знании этих законов основаны некоторые психодиагностические методики. Современные дизайнерские разработки, естественно, не могут обойтись без учета такого важного фактора, как цвет, при проектировании отдельных предметов и среды в целом. В художественных конструкциях, в декоративных вещах чаще всего уместны условные тона, но именно их использование вызывает у детей значительные трудности. Они обычно стремятся выбирать цвет в соответствии с шаблонными представлениями о его «правильности»: например, лисичка обязательно должна быть рыжей, слоненок или мышка-серыми, листочки и трава - зелеными и т.д. Как отмечают исследователи, в житейском обиходе подобные стереотипные представления облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире, однако в художественной деятельности и в конструировании искусственной предметной среды эти стереотипы уже являются помехой, ограничивают творческие возможности, а потому должны преодолеваться с помощью системы специальных обучающих заданий.
Прежде всего учителю самому придется предъявлять более строгие требования к тем образцам, которые демонстрируются на уроке. Скажем, от игрушечных зверюшек с окраской, подделанной под настоящую окраску животных, лучше отказаться: их форма обычно бывает весьма условной, поэтому «натуральный» цвет в сочетании с ней выглядит просто нелепо и производит не художественное, впечатление. Следует приучать школьников смелее использовать условный цвет в изделиях. С этой целью полезно создавать специальные ситуации, в которых ребенку приходится искать такой цвет.
Проблема цвета должна специально обсуждаться в процессе анализа конкретного изделия; детям предлагается обдумать выбор, исходя из того впечатления, которое требуется получить в результате работы.
4. Наконец, отметим еще одно важное дизайнерское требование - уместность украшений на предмете. Украшения на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл. Изучая историю предметного мира, ученые пришли к выводу, что большинство бытовых предметов наряду с обычной утилитарной функцией выполняли и магическую функцию, а украшения были символическими и усиливали магию вещей. Современный дизайн практически не учитывает эту историческую особенность предметного мира, и украшения в нем рассматриваются с сугубо декоративных позиций, но это не упрощает предъявляемых к ним требований. В частности, любая отделка никогда не должна мешать глазу наслаждаться формой предмета. Наоборот, она должна подчеркивать строение формы и составлять с ней целое. Украшение никогда не должно казаться попавшим случайно на предмет. Оно должно быть так крепко связано с ним, чтобы без него вещь казалась хуже, была бы не так выразительна. Украшение должно соответствовать форме и поверхности предмета, быть соразмерным с ним.
Формирование у учеников правильного понимания этого требует пересмотра некоторых сложившихся на практике приемов работы. Так, очень часто учителя предлагают украсить изделие в самый последний момент урока; проблема украшения возникает как-то спонтанно. На первый взгляд, это может показаться вполне безобидным приемом, однако в действительности мы таким образом работаем в противоречии с требованиями дизайна. Во-первых, исподволь формируем у детей в корне неверное мнение о том, что украшенный предмет всегда лучше, чем неукрашенный; во-вторых, не приучаем их изначально продумывать вещь в единстве всех ее качеств. Даже если украшения будут выполняться в последнюю очередь, продумывать их (решать, нужны ли они вообще, определять их характер и место и т.д.) нужно в процессе комплексной работы по проектированию изделия. Естественно, по ходу изготовления изделия замысел может претерпеть существенные изменения, первоначально задуманные украшения будут уместны на изделии и их придется изменять. Тем не менее вопрос об украшении не может возникать на уроке ни с того, ни с сего. Ход работы учителем должен быть изначально спланирован грамотно.
Подводя итог краткой характеристики основных правил дизайна, следует еще раз подчеркнуть, что они все вместе обеспечивают оптимальную функциональность вещи (или целостной среды): форма, цвет, материал и декор разрабатываются в соответствии с основными функциями изделия. Если такого соответствия нет или оно как-то нарушено, вещь утрачивает свою гармоничность. Скажем, для поиска внешней красоты в изделии никогда не должны мешать его назначению, препятствовать употреблению. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми.
Рассмотрев в общих чертах основные требования, в соответствии с которыми разрабатываются удобные и красивые вещи, мы отчасти коснулись так называемого человеческого фактора, который соединяет все компоненты дизайнерской деятельности. Соотносясь с этим фактором, предметная среда приобретает не просто утилитарную и эстетическую целесообразность, но и целый ряд совершенно особых качеств. Так, среда может рассматриваться с точки зрения социально-идеологических ценностей, отражать историко-национальные черты, индивидуальные вкусовые предпочтения (и таким образом выступать в качестве культурно-психологической характеристики человека) и даже экологический фон эпохи.
2. Природа - конструктор и художник в системе дизайнобразованияПоскольку предметная среда создается человеком и существует внутри мира природы, все проблемы дизайнерской деятельности так или иначе должны решаться с учетом этого обстоятельства. Гармоничная рукотворная среда не может не быть в гармонии с природой. Таким образом, мы получаем возможность использовать в системе дизайнерского образования огромное воспитательное воздействие природы.
Практическое знакомство с природными материалами дополняется определенными сведениями о них, главным образом, об источниках природного происхождения таких поделочных материалов, как бумага, глина и пластилин.
Уроки необходимо построить так, чтобы раскрыть два важнейших вопроса: а) конструктивные идеи природных объектов; б) уникальность,
красоту и удивительную гармоничность их образов. С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся к области художественного конструирования), но, с другой, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что на уроках мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Как отмечалось выше, именно эту закономерность стремятся воплощать и дизайнеры в своих творениях. Однако природой найдены, в сущности, оптимальные пути для решения возникающих у человека технических проблем, и нам есть чему у нее поучиться.
2.1 Универсальные конструктивные и художественные идеи
природы
А. Оптимальная целесообразность конструкций, приспособляемость к условиям внешней среды
Современные ученые предъявляют нам все больше фактов, свидетельствующих о том, что природа - гениальный конструктор. Со времен Дарвина биологи были твердо убеждены в том, что она работает беспланово и неосмысленно, поскольку не преследует никакой цели на пути создания той или иной конструкции. Наиболее распространенная трактовка теории естественного отбора состоит в том, что природа без какого-либо плана и разумения создает великое разнообразие видов и форм, но выживают из них лишь те, которые по воле случая приспособились к внешним условиям.
Сегодня надо не просто учитывать окружающую среду как внешний фактор, а именно учиться у растений и животных, если мы хотим выжить. В природе мы действительно обнаруживаем удивительные механизмы приспособляемости и целесообразности, которые издавна служат образцом и используются в инженерных конструкциях. Безусловно, особый образовательный смысл заключается в том, чтобы обращать на эти факты внимание детей, приучать их вдумчиво и внимательно исследовать природные идеи. Это позволит создать особую установку сознания, в соответствии с которой человек в дальнейшем сможет отбирать необходимую информацию самостоятельно.
Б. Организованность, стройность, порядок
В результате многочисленных исследований и наблюдений человечество сегодня располагает разнообразными и неопровержимыми данными о гармоничном устройстве мироздания, где в каждый частности выявляются всеобщие законы. Известный французский математик А. Пуанкаре называл универсальную гармонию мира единственной настоящей объективной реальностью и источником всякой красоты. Человечество постепенно пришло к мысли о том, что красота имеет какие-то объективные законы и измерения и что они изначально присущи природе.
Природой во всем предусмотрен очень точный порядок; его можно проверять с помощью математических расчетов, а внешне он воспринимается как особая гармония и красота.
Ученые обращают наше внимание на то, что этот порядок в действительности представляет собой высшую целесообразность. Это значит, что основной принцип дизайна, к необходимости которого человек в конце концов подошел, изначально присущ всем природным объектам! Таким образом, современное дизайнобразование вплотную приблизилось к необходимости тщательного изучения конструктивных идей природы.
В. Симметрия и асимметрия
Много полезного и продуктивного в творческом отношении школьники могут взять из наблюдений за таким удивительным явлением, распространенным в природных конструкциях, как симметрия. С самых древних времен ее почитали эквивалентом уравновешенности и гармонии. Посредством симметрии «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». По мнению ученых, симметрия в природе - это проявление стремления материи к устойчивости.
Симметрия и асимметрия широко используются в технике, искусстве, архитектуре как средства, помогающие создать гармоничные и динамичные произведения.
Г. Ритм и другие идеи в конструкциях и образах природы. Естественная обусловленность эстетических реакций человека
Не менее универсальным и удивительным природным явлением можно считать ритм. Он характерен для всех форм жизни во Вселенной. Ученые считают, что ритм является тем инструментом, который обеспечивает постоянство и устойчивость природных объектов в их движении и развитии. Поскольку всем основным функциям организма свойственна ритмичность, становится понятно, почему ритмы окружающей среды (зрительные, звуковые, магнитные и пр.) могут оказывать на человека столь сильное влияние.
3. Понятие дизайнерского мышления
Содержание этого понятия в какой-то мере можно вывести из значения составляющих его слов: «дизайн» и «мышление». Само по себе это словосочетание достаточно непривычно, тем не менее можно попытаться дать его предварительное толкование по аналогии с такими понятиями, как, например, математическое мышление, лингвистическое мышление, художественное мышление и т.д. Каждое из них, безусловно, подразумевает владение какими-то специальными знаниями, но не сводится к ним. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о том или ином типе мышления, то имеем в виду не количество специальных знаний, а особое качество сознания и отношения к действительности.
Дизайнерское мышление обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.
3.1 Основные качества дизайнерского мышления и развитие их у детей
Чтобы лучше разобраться в этой новой и сложной проблеме, попробуем выделить наиболее важные компоненты дизайнерского мышления и рассмотреть их во взаимосвязи. Исследователи, занимавшиеся этим вопросом, называют следующие компоненты:
а) конструктивность;
б ) целесообразность;
в) вариативность, гибкость;
г) чувство стиля и стилевой гармонии.
Конструктивностью мы называем такое качество мышления, которое позволяет осуществлять преобразовательную деятельность на основе функционального анализа исходной предметной ситуации. Фактически это общая способность к преобразовательной деятельности.
При получении сведений о том, что та или иная вещь или система вещей не соответствует предъявляемым требованиям, (утилитарным или эстетическим), возникает проблемная ситуация. Для ее разрешения должна быть намечена система действий, направленных на преобразование несовершенного предмета или на создание нового, отвечающего требованиям. Конструктивность мышления позволяет в этой ситуации создать идеальный (т.е. мысленный) образ, который и будет направлять практические действия по его воплощению. Конструктивность - это способность к производству проектных идей. Эта стадия в проектной деятельности является, пожалуй, наиболее важной, так как позволяет «проиграть» в модельно-знаковой форме «сценарий» будущего функционирования вещи и тем самым выявить и устранить ее несовершенства еще на стадии проектной разработки.
Исходя из характеристики конструктивности, можно сделать выводы и о путях ее формирования в рамках учебного процесса. Понятно, что перед дизайнером-профессионалом соответствующие задачи и проблемные ситуации ставит сама жизнь. Для учеников мы разрабатываем такие ситуации специально.
Разумеется, развитие конструктивности в какой-то мере происходит и в процессе воссоздания конструкций (т.е. повторения образцов), поскольку ученики их так или иначе рассматривают, анализируют. Однако чем больше осваиваются способы деятельности, тем меньше участвует в ней собственно мышление и тем слабее развиваются его отдельные качества. Значительную роль в этом могут сыграть задания следующих двух типов; а) на мысленное пространственное преобразование конструкций; б) на самостоятельную разработку, проектирование вещей.
Задания на мысленное пространственное преобразование формируют конструктивность преимущественно как формальное качество мышления, как общую способность осуществлять такие преобразования, как своеобразную «игру ума». Эти задания, способствующие формированию пространственного мышления и конструктивных способностей, нужно включать в уроки, начиная с первого класса. К ним следует отнести головоломки, а также все те задания, которые специально даются в процессе анализа конструкции. Даже если изделие затем выполняется в основном репродуктивйым способом, как копирование образца, очень полезно ставить задачи, которые заставят школьников мысленно «прочитать», продумать все особенности устройства образца и, возможно, мысленно внести в него определенные изменения.
Значительную роль в формировании конструктивности мышления играет развитие у детей чувства формы, линии, цвета, материала, а также свободное владение ими.
Целесообразность как качество дизайнерского мышления тесно связана с конструктивностью. Если конструктивность можно определить как способность к постановке целей (т.е. целеполагание), то целесообразность -это способность строит систему действий в точном соответствии с этими целями.
Целесообразность проявляется уже на стадии разработки конструкторской, идеи: чем точнее мысленная модель будет соответствовать стоящим требованиям, т.е. цели, тем она удачнее. Последующая деятельность, направленная на материализацию идеальных построений, также должна строиться, сообразуясь с поставленной целью. В целесообразности отражается понимание связи декоративно-художественных и конструктивных свойств предмета с областью его функционирования. Наличие этого качества мышления обусловливает возможность разработки конструкции с учетом функциональных и эстетических требований к ней. Выбор материала, цвета, декора также происходит на основе целесообразности.
В учебных заданиях формирование целесообразности мышления осуществляется, естественно, наряду с конструктивностью, поскольку отделить одно от другого очень трудно.
В течение всего курса обучения при изготовлении любого изделия мы обязательно побуждаем школьников задуматься, почему его конструкция именно такова, зачем нужны именно эта форма, этот материал, цвет, отделка. Разумеется, в разных вещах не все из перечисленных параметров имеют одинаковое значение, какие-то являются более существенными, поэтому на них нужно сосредоточить основное внимание.
Вариативность и гибкость мышления позволяют создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели. Творчески мыслящий дизайнер старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать один - самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого решения проблемы. Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач.
Очень продуктивны в этом отношении задания на создание образа по ассоциации (с формой и фактурой природных и других материалов или исходных модулей, по форме пятна произвольной конфигурации и пр.). Известно, что подобные задания используются психологами для проверки творческих качеств и некоторых особенностей личности. Например, широко распространены тесты Торренса и их модификации. В соответствии с ними испытуемым предлагается дорисовать незаконченные рисунки, придумать к ним названия. Конечно, наиболее оригинальные рисунки выполняют люди с наиболее развитым воображением.
Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созиданию окружающей предметной среды как к единому целому. Понятие «стиль» означает именно устойчивое единство. Обычно это единство выражается через определенные признаки и приемы художественного оформления, о которых у школьников также должны быть сформированы соответствующие знания. Вообще понятие «стиль» объединяет в себе довольно сложный комплекс диалектических отношений содержания и формы, в том числе культурно-исторические особенности эпохи, ее мировоззрение.