Художественно-творческая деятельность младших школьников


Андреева Гульназ Танчулпановна-учитель начальных классов
Сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности младших школьников.
В статье рассматриваются сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности у младших школьников.
Ключевые слова: деятельность, творчество, художественно–творческая деятельность.
Для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников мы должны выделить художественно–творческую деятельность.
Для начала рассмотрим общие понятия и определения. В Толковом словаре творчество определяется как создание нового по замыслу культурных или материальных ценностей.[12]. В «Кратком словаре современных понятий и терминов» мы находим определение понятия творчества. Творчество – один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречий (творческой задачи), для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью.[9]. Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач, результатом которого будет новизна. В педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова, творчество — деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.[7].
Рассмотрим понятие творчество с позиции педагогической науки. Б. Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.[1]
Учитель – новатор И.П. Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.[3] По мнению И.П. Волкова в мире есть дети, одаренные в какой–то конкретной области, но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общем потоке они имеют обыкновенные способности. Способности можно развить до высокого уровня, если создать им благоприятные условия. Так как одни таланты проявляются раньше, а другие позже, то поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. И.П. Волков убежден, что творчеству надо обучать. В.Я. Яковлев относит творчество к одной из главных движущих сил развития человечества. [16]. По его мнению, творчество постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально – исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. П.П.Крамар рассматривает творчество с точки зрения его влияния на саморазвитие и самоутверждение человека и определяет его как универсально–преобразующую, целостную культурно – историческую самодеятельность, в процессе которой осуществляется саморазвитие социальных сил человека.[8]
Творчество не только создает шедевры и грандиозные открытия, она заставляет человека развиваться духовно, тем самым раскрывая в нем внутренние таланты, способности и возможности. У младших школьников творчество неразрывно связано с воображением, фантазией. Очень важно в этом возрасте помочь им раскрыть их творческое мышление, которое с возрастом может погаснуть, так и не реализовавшись. Для развития творчества нужен в первую очередь творчески развитый педагог, который направит в нужное русло творческий потенциал ребенка, тем самым дав ему уверенность в своих возможностях и в правильности мышления. Ребята не всегда могут высказать свои чувства и мысли. Поэтому очень важно, чтобы учитель создал атмосферу доверия на уроке, чтобы пробудить в учениках желание высказаться, Уверенный ребенок – значит открытый для творчества и воплощения в реальность продукта своего воображения в разных видах: рисование, лепка, вышивание, аппликации и др.
В Толковом словаре деятельность определяется как занятие, труд.[12].
В педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова, деятельность определяется как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.[7]. Рассмотрим деятельность с позиции педагогической науки. Так, С. Л. Рубинштейн, под деятельностью понимает вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[13]. Он писал: « Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений… Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности» [14, с.111.]. Получается, что человек, производя изменения в окружающем мире, меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
М.С. Каган под деятельностью понимает активный способ существования самого человека, то есть определяет его как действующее существо.[6,с.88]. М.С.Каган полагает, что художественная деятельность способна не только аккумулировать в себе виды человеческой деятельности, но и моделировать подсистему «художественного целого», которая реализуется в художественном творчестве.[6,168]. По мнению Лернера И.Я «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития форм культуры» [11, с.49]. А.Н. Леонтьев рассматривает деятельность как процесс, исходной формой которой является чувственное начало.[10]. По мнению Б.Г. Ананьева, деятельность – это совокупность видовых форм (игра, учение, труд), играющих главную роль в жизни человека.[2]. Получается, что деятельность есть активное отношение человека к реальной действительности. Когда мы что–то хотим сотворить, то осуществляем какую–то деятельность. Значит творчество и деятельность связаны между собой, то есть творчество – это неотделимая часть человеческой деятельности. Благодаря творческой деятельности человека наш мир становится краше и богаче, возникают новые открытия и изобретения, развивается искусство.
На уроках мы отчетливо видим, что совместная деятельность школьников помогает им не только развиваться в творческом плане, но также и в коммуникативном, у них развивается речь, расширяется кругозор. Они советуются, общаются, иногда даже спорят, но в конечном итоге их творческая деятельность воплощается в конечный продукт.
Л. С. Выготский считает, что творческая деятельность – это такая деятельность, которая создает нечто новое: неизвестное творение ума или чувства, живущее и обнаруживающиеся только в самом человеке. [4]В результате своей деятельности человек создал предметы материальной и духовной культуры, построил современное общество, произвел новые предметы потребления. Что же касается ребенка, в начальной школе он свою деятельность активно проявляет на занятиях, особенно на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки. Получается, что школьник во время занятия, то есть в процессе своей деятельности создает по своему замыслу или образцу что–то новое, ценное, в первую очередь для самого себя. Значит, деятельность можно назвать творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Мы понимаем, что результат творческой деятельности ребенка нельзя назвать общественно значимой новизной, но ведь для ребенка его конечный продукт является именно новой и значимой для него. Во время своей творческой деятельности у школьника развиваются, прежде всего, творческие способности, воображение, наблюдательность, мышление, фантазия.
Таким образом, творческая деятельность представляет собой активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и себя, путём создания новых продуктов материальной и духовной общественной ценности. Во время художественно – творческой деятельности ребят примером такого продукта может быть создание разнообразных подделок, рисунков, проектов и т.п. В формировании умений, в том числе коммуникативных, неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия направляют деятельность обучающихся на создание нового, интересного, готового продукта, дают им радость познания и сознания того, что они могут сделать. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Художественный в Толковом словаре означает то же самое, что искусство, то есть творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.[11]. По мнению С.П. Иванова художественная деятельность – вид особого духовного творчества, субъектной интерпретации и трансляции предметного содержания культуры.[5]. Из этого следует, что художественная деятельность – это функция искусства, многомерный творческий процесс, характеризуемый созданием творческого продукта (художественного произведения).
Художественно – творческая деятельность в начальном образовании играет важную роль в самообразовании ребенка. Во время этой деятельности дети ощущают себя великими творцами, они становятся увереннее в себе и в своих высказываниях, самостоятельно принимают решения, а самое главное они начинают советоваться друг с другом и помогать. Через продукты детского творчества мы получаем важную информацию о чувствах и переживаниях ребенка, о его внутреннем мире. Одним из таких продуктов являются рисунки. Для всестороннего развития ребёнка, изобразительная деятельность имеет огромное значение. Дети через рисунки передают то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицальное отношение.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческой личности. Каждый ребёнок – художник, а процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка – считает В. А. Сухомлинский. [15]. По его мнению, рисование такой же любимый метод воспитания, как сказки. Когда он всматривался в рисунки детей, то понимал, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, и под него не подделаешься, сколько бы ни пытался. Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов дать простор для фантазии ребенка, не ломать детский язык сказочного видения мира.
Хочется закончить свою статью словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Я поставил целью добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать, радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей, и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, – таков мой идеал воспитания. [15].Библиографический список
Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства /Б.Г.Ананьев/ Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. – с. 235.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва–Воронеж. 1996.
Волков, И.П. Учим творчеству. – М.: Просвящение, 1986.
Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] ⁄ Л. С. Выготский – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – с.671.
Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М.: Изд–во Моск. психолого-социального института: Воронеж: Изд–во НПО Модек, 2002. 640 с.
  Каган  М.С. Человеческая деятельность // Опыт системного анализа. – М.: Политиздат, 1974. –С.328. 
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 56 Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
Крамар, П.П. К определению понятия «творчество» / П.П. Крамар // Вопросы общественных наук. Киев, 1982. – С. 58.
Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; Сост. И общ. Ред. Макаренко.– М.: Республика, 1993–510 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политическая литература, 1977. – 304 с.
 Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М.: Знание, 1988. –80 с. – С.47. 
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры;–3–е изд., стереотипное–М.: АЗЪ, 1996.–928 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.145 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Рязанская школа, 2008
Яковлев В.А. Философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 5. С.98–103.