Статья на тему АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ


АНАЛИЗ инновационной деятельности участников образовательного процесса в учебном заведении
Першина Н.Я. –преподаватель
специальных дисциплин
ГАПОУ «Технологический Колледж №24»
Ситуация с кадрами для инновационной деятельности в учреждениях СПО более сложна, чем в ВУЗе. Учитывая, что в массовом сознании людей, работающих в данной системе, инновации воспринимаются исключительно как новые образовательные программы и продукты с одной стороны, и более жесткую иерархическую зависимость (нежели в ВУЗе) преподавателей и мастеров производственного обучения от руководства колледжа, с другой, можно обнаружить прямую зависимость деятельности всего образовательного учреждения от личностных характеристик его руководителя.
Таким образом, если в ВУЗе преподаватели и аспиранты еще имеют шансы из инновационное творчество вне стен своей «альма-матер» и относительно независимы от своего руководства, то в системе СПО субъективный фактор руководителя абсолютно критичен.
Исследование проводилось только в ГАПОУ ТК №24 «продвинутым» с точки зрения инновационной активности учреждениях СПО. То есть вектор деятельности руководителей колледжа направлен на поиск новых и прогрессивных технологий в обучении, а также поиск источников дополнительного финансирования своих образовательных программ, как из государственных, так и из негосударственных источников.
Результаты опроса представлены в следующей диаграмме.

Диаграмма 1.Рейтинг инновационной активности студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений СПО.


Диаграмма 2.Инновационный потенциал по критериям «позитивно» и «негативно»
Таким образом, более 90 % опрошенных имеют так или иначе сформировавшееся мнение. Неудивительно, что максимально высокий рейтинг (69%) получили преподаватели.
С точки зрения исследуемой проблемы все образовательные структуры можно разделить на следующие типы:
бизнес-ориентированые;
ориентированные на государственные дотации;
смешанные.
Традиционными видами деятельности колледжа являются учебная (образовательная), научная (в значительно меньшей степени для учреждений СПО) и воспитательная.
Несмотря на то, что инновационная деятельность теперь официально заявлена как одна из приоритетных, а новая эффективная система управления инновациями пока не создана в учреждениях СПО инновациями, практически с равной ответственностью, занимаются все взрослые участники образовательного процесса: преподаватели, мастера производственного обучения, руководители.

Диаграмма 3.Кто из сотрудников учреждений СПО должен заниматься инновациями?
Важнейшей составляющей задачи инноваций является «внедрение». Большинство ученых сходятся во мнении о том, что без фазы «внедрения» и нет самой инновации - есть только идея или изобретение.
Следовательно, совершенно необходимо, в этой связи, произвести оценку реальных возможностей и потенциала учебного учреждения, претендующего на реализацию инновационных проектов своими силами по типу госаккредитации. Для этого необходимо разрабатывать единые методики, готовить квалифицированные кадры, собирать информацию и хранить специальной базе данных.


Диаграмма 4.Имеет ли в настоящие время колледж возможность для создания разработок

Диаграмма 5.Оценка возможности учебного заведения для внедрения разработок
Следующий аспект проблемы заключается в использовании всех возможных методов и форм поддержки людей, занимающихся инновационной деятельности в рамках учебного заведения. Существует устойчивое мнение о том, что финансовая поддержка является единственной и самой значимой формой поощрения, на деле оказывается не совсем верным.

Диаграмма 6.Значимость форм и методов поддержки инновационной деятельности в СПО
Для студентов и преподавателей колледжа после, безусловно, важной финансовой мотивации(83%), на втором месте по значимости моральное поощрение (59%), и затем, в несколько меньшей степени карьерный фактор(52%) и организационная помощь (53%). Все четыре формы поощрения и мотивации превысили 50% - ный рубеж и, также, могут быть отнесены к важным и действенным методам работы с инновационно- активными личностями.
Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод о том, что при правильном и вдумчивой постановке работы в рамках учебного заведения необходимо более активно и широко использовать не финансовые рычаги поощрения.
Правильное их использование будет способствовать формированию позитивного общественного мнения в отношении как тех, кого поощряют, и тех, кто поощрят, использование этих методов позволит стимулировать остальных участников образовательного процесса к активизации своей деятельности и повышению коэффициента полезного действия, а некоторых – к решению масштабности своих работ.
Государство
(закон)
С учетом анализа и формирования выводов по поставленной проблеме модель предпринимательской деятельности ГАПОУ «Технологического колледжа №24» в системе непрерывного образования будет иметь следующий вид, представленный на рис.

ГАПОУ « Технологический колледж №24»
(реализация)


Научный потенциал:
• Научные разработки
• Педколлектив


Дополнительные возможности:
• Привлечение социальных партнеров
• Работа с предпринимателями
• Помощь и продвижение выпускников в предпринимательской деятельности
Внутренние ресурсы:
• Библиотечный фонд
• Помещения



Образовательный процесс:
• Система непрерывного образования
• Стандартные и дополнительные программы
• Работа с абитуриентами


Потребители
(удовлетворение общественных потребностей)


Общество
(благосостояние экономики страны)


Рис 1. Модель инновационной деятельности
учебного заведения.
Для введения в действие данной модели инновационной деятельности учебного заведения следует выполнить следующие основные мероприятия, представленные в табл.и описанные подробнее ниже.
Таблица 1
Мероприятия по внедрению модели для осуществления предпринимательской деятельности колледжа
№ Наименование Результат
1 Создание базы данных выпускников прошлых лет, ставших успешными предпринимателями 1) Наличие социальных партнеров и возможное привлечение финансовых средств;
2) Возможность создание новых баз практики;
3) Создание доски достижений колледжа – для наглядной агитации студентов;
2 Статистическое исследование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда 1) Быстрая реакция на сложившуюся ситуацию на рынке труда приведет к возможности привлечения дополнительных финансовых средств;
2) Создаст основу для взаимосвязи с работодателями и со службой занятости;
3 Статистическое исследование мнения работодателей о трудоустроенных выпускниках колледжа и требований к потенциальнымра-ботникам1) Создание основы для взаимодействия с потенциальными работодателями, что приведет к возможности привлечения дополнительных финансовых средств (работа на заказ);
2) Способность чутко реагировать на требования работодателей позволит учебному заведению быть конкурентоспособным на ранке образовательных услуг;
4 Статистическое исследование студентов колледжа на наличие предпринимательских способностей для дальнейшего развития 1) Выявление у студентов предпринимательских способностей позволит в дальнейшем работать с ними по созданию своих предприятий;
5 Создание «Бизнес-школы»и маркетингового бюро для формирования банка данных и разработки бизнес-планов дляБизнес Инкубатора 1) Разработка нового учебного курса для будущего предпринимателя «Основы бизнеса»;
2) Привлечение дополнительных финансовых средств;
3) Состоявшийся предприниматель – в дальнейшем социальный партнер;
6 Открытие консультационного пункта 1) Оказание помощи предпринимателям введении бизнеса;
2) Привлечение дополнительных финансовых средств;
3) Новые социальные партнеры;
4)Проведение тренингов с предпринимателями по подготовке студентов;
5)Проведение маркетинговых исследований;
6)Помощь в разработке маркетингового плана;
7) Решение проблем предпринимателя путем разработки этих вопросов студентами – предложение конкретных тем к разработке для конференции «Бизнес-образование – качество жизни»;
Сущность консультационного пункта заключается в концентрации и адресном предоставлении финансовой, правовой, консалтинговой помощи молодым начинающим предпринимателям малого и среднего бизнеса, которые хотят, но не могут самостоятельно начать собственное дело, и проекты, которых соответствуют установленным приоритетам развития экономики региона. Именно эта организационная форма позволяет объединить усилия и возможности, различных заинтересованных сторон: учебных организаций, государственных и коммерческих структур, некоммерческих организаций и энтузиастов, что способствует быстрому становлению малого бизнеса.
Проектируемая в колледже Бизнес-школа, а в перспективе бизнес-инкубатор, в состав которого войдут и бизнес-школа, и маркетинговое бюро, а также кадровое агентство, осуществляющее свою деятельность на базе 2 подразделения, будет по существу организационным, ориентированным на поиск, отбор и адаптацию к местным условиям эффективных форм и методов малого бизнеса с последующим их тиражированием. Это позволит не только более полно использовать возможности быстрого развертывания сетей малых предприятий, но и эффективно участвовать в социально-экономических программах в регионе.
Задачи создания в колледже «Бизнес-школы» следующие:
организация конкурсного отбора предпринимателей с бизнес-идеями;
обучение и консультирование, оказание помощи в разработке бизнес-планов для реализации бизнес-идей;
участие в разработке учредительных документов и помощь в регистрации предприятий;
участие в подборе и обучении кадров;
помощь в реализации маркетинговой деятельности, в частности проведении маркетинговых исследований и разработке плана маркетинга;
рекламная деятельность по пропаганде идей молодежного предпринимательства;
организация постоянно функционирующих связей с общественностью;
другая помощь молодым людям в открытии и развитии своего дела.
Участниками и потребителями услуг «Бизнес-школы» могут быть любые желающие открыть свой бизнес, а также студенты колледжей и ВУЗов.
В рамках «Бизнес-школы» возможно внедрение различных проектов в области обучения по специальностям, появится возможность реализации технических и других перспективных разработок учебного заведения. Студенты получат возможность трудоустройства на предприятиях, которые созданы при поддержке «Бизнес-школы».
Таким образом, ГАПОУ «Технологический колледж №24» получит имидж учебного заведения, которое способно предоставить своим студентам не только прекрасные теоретические знания. В результате реализации проекта Колледж приобретет образ заведения, которое заинтересовано в развитии предпринимательства и региона.
В результате организации «Бизнес-школы» колледж получит возможность привлечения дополнительных источников получения финансовых средств за счет оказания услуг и выполнения объема работ.