Урок Тема: «Методы игры на ударных инструментах (Барабанах) Парадидлы»

Открытый урок
по учебному предмету «Ансамбль ударных инструментов»
Тема: «Методы игры на ударных инструментах (Барабанах) Парадидлы»


Отделение: Музыкально-исполнительское

Возраст детей: от 10-11 лет

Срок реализации программы: 5 года




Составитель: ПДО Шелепов А.Ю.




2015-2016 уч. год
Цель урока: овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах (барабаны).
Задачи урока:
обучающие:
изучение музыкальной речи и музыкальной терминологии;
освоение и накопление игровых навыков на барабанах.
развивающие:
развитие координации двигательного аппарата;
развитие навыка ритмического слуха;
воспитательные:
воспитание потребности к познанию и творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: ударная установка, барабанные палочки, стул.
Критерии оценки результативности работы учащихся: высокий уровень – самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, ярко выраженная эмоциональность;
средний уровень – интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но требуется помощь преподавателя, дополнительное объяснение, показ, повторы;
низкий уровень – дети мало эмоциональны, безразлично относятся к музыкальной деятельности.
План урока:
1. Организационный момент.Оглашение темы урока. Представление учащегося.
2. Установка барабанов и посадка.
3. Упражнения по разминке
4. Учимся играть парадидлы.
5. Применение знаний и умений, работа над упражнением самостоятельно.
6. Обобщение занятия, подведение итогов.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Приветствие, оглашение темы урока.
Тема урока: «Методы игры на ударных инструментах (Барабанах) Парадидлы» Урок проводится с учащимся 3-го класса музыкально-исполнитьельского отделения – Отпущенниковым Сергеем
2. Установка барабанов и посадка.
Каждый ударный инструмент имеет свои специфические особенности, касающиеся рациональной постановки, способов звукоизвлечения, работы и техники рук. Все это накладывает отпечаток на работу педагога в классе и направление занятий ученика в целом и требует от педагога большого внимания, так как в это время закладываются основы технологии. Педагог должен строго следить за правильностью установки и положения инструмента.
Сидеть за установкой нужно прямо, не сутулясь. В противном случае движения рук будут ограничены, и возникнет напряжение в спине. Попробуй поиграть, сидя на стуле со спинкой - так сможешь проконтролировать наклон вперед (при правильной посадке спина должна касаться спинки стула). Возможно, придется немного придвинуть стул к установке, но в результате сможешь играть более свободно и избавишься от напряжения в спине. Все барабаны и тарелки должны располагаться так, чтобы мог легко достать до них, не меняя положения тела.
Главное правило заключается в том, что бёдра должны быть параллельны полу. При такой высоте посадки сможешь использовать мышцы всей ноги, в то время как при более высокой посадке совершенно не используются мышцы бедра. Это особенно важно при игре в «тяжёлых» стилях, где требуется плотный звук бас-барабана. Во время удара нога должна опираться на педаль лишь мыском (не считая специальных упражнений), пятка должна висеть в воздухе, в противном случае, у тебя опять же не будут задействованы мышцы всей ноги


3. Упражнения по разминке.
Разминка рук имеет очень большое значение. Она помогает избегать переутомления мышц, растяжения связок и других травм, которые могут возникнуть при обучении игры на барабане. К разминке следует приступать за 5-10 минут до начала игры. Разминку можно делать и на инструменте, но это не всегда возможно. Поэтому более удобно пользоваться упражнениями, показанными на иллюстрациях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Исходная позиция. Начав упражнение, кисть руки поворачивать то вправо, то влево (примерно 50 раз)

Исходная позиция. Начав упражнение, кисть руки то опускать, то поднимать
(примерно 50 раз).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





4. Учимся играть парадидлы.
Барабанные рудименты  специальные приемы игры, используемые барабанщиками для тренировки и непосредственно в игре. Представляют собой определенные последовательности различных аппликатур.
В стандартном списке N.A.R.D. (National Association of Rudimental Drummers) рудиментов насчитывается 26, в более поздней расширенной версии PAS (Percussive Arts Society) их уже 40.
Постоянная отработка барабанных рудиментов является основой формирования базовых основ и развития техники. Эти упражнения позволяют натренировать мышечную память и добиться точности в передаче ритмической структуры. Некоторые барабанщики считают, что рудименты являются лишь вспомогательным средством для самовыражения, мышления и поиска собственных решений. Другие же барабанщики строят практически всё своё исполнение исключительно на базе расширенного набора рудиментов, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Billy Cobham).
Можно сказать, что рудименты для барабанщика  это то же самое, что гаммы и арпеджио для пианиста. Не упражняясь в гаммах, профессиональным пианистом стать невозможно, так же и профессиональным барабанщиком стать без умения мастерски исполнять рудименты крайне затруднительно.
Один из первых рудиментов, которые познает молодой, не окрепший, не сточивший еще десятка палочек юный барабанщик - парадидлы. Парадидлы для барабанщика самый важный рудимент, будь-то барабанщик, играющий на маршевом барабане или на ударной установке.
Парадидлы (название иллюстрирует ритм: каждый слог  удар, «-ди-» и «-дл»  одной и той же рукой) состоят из отрезков по четыре ноты, со смешанными двойными и одиночными ударами каждой рукой. (ПЛПП ЛПЛЛ). При последовательном исполнении парадидлов, первый удар приходится поочередно на правую и левую руку.
Одиночный парадидл
Двойной парадидл
Тройной парадидл
Парадидл-дидл
Упражнение 1
(Ex 1 на картинке)
Это стандартный вариант парадидла с одним акцентом.
Упражнения 2, 3
(Ex 2-3 на картинке)
Это двойной и тройной парадидлы с дополнительным акцентом. Впервые вижу, чтобы кто-то вводил тройной парадидл (прим. Funky Drummer)
Упражнение 4
(Ex 4)
Попробуй соединить парадидлы в следующем порядке: два двойных, один тройной, один стандартный и еще один тройной. Играйте хай-хетом вторую и четвертую доли, так вы можете быть уверены, что играете в такт. Подобная штука, позволит вам использовать эти рудименты не задумываясь и привьет чутье. Как только вы освоите игру данной комбинации, можно будет приступить к самой веселой части.
Упражнения 5 и 6
(Ex 5-6)
Играй акценты по томам и по крешам вместе с бас-бочкой. Также попробуй поиграться с другими частями установки.
Упражнения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И в принципе это все позволит играть парадидл, опираясь только лишь на мышечную память и выработанное чутье.

5. Применение знаний и умений, работа над упражнением самостоятельно.
Повторение изученных упражнений самостоятельно.
6. Обобщение занятия, подведение итогов.
По итогам данного занятия считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты в полном объеме. Сергей отлично справился с изучаемым материалом. По критериям оценки результативности работы получил средний результат. Домашнее задание: повторение и закрепление изученных навыков.
Урок окончен, спасибо.

Список рекомендуемой методической литературы
Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003 14. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990
Wikipedia общедоступная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] универсальная Интернет -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Расположена на интернет-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методика преподавания на ударных Разумов А.А. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415