Конспект экскурсионного часа в группе продленного дня Усадьба Царицыно


Внеурочная деятельность
Подготовила маршрут воспитатель 1 категории ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой Алешина Вера Сергеевна

Форма проведения урока : познавательная прогулка
Примерное время проведения: 40 - 45 мин (без учета дороги)
Место проведения прогулки : Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Царицыно.
Тип деятельности: внеурочнаяТип проекта: обзорная прогулка
Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий.
Предмет исследования: архитектура усадьбы Царицыно
Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности.
Возраст детей: 8-10 лет
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: Дети  - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить нашу страну. Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого. Любви к своему городу, району. Показать ребенку красоту родного города, его богатство, познакомить с историей, традициями и культурой – задача не такая уж сложная.
Цель: Формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Москва, районе Царицыно, знакомство с историей района.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей чувства любви к своему родному городу
Задачи: воспитывать у детей любовь к родному городу, сформировать у детей начальные представления о истории города Москва, расширять кругозор детей и словарный запас.
Предполагаемый результат:
-формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Москва, об архитектуре, активизация словарного запаса, накопление эмоционально позитивного опыта;
 -осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
-совершенствование развивающей среды в группе;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве со школой. 
Формы реализации проекта:
С воспитанниками:
-беседа;
-рассказы детей о Москве, районе с опорой на фотографии;
-рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов о Москве рассматривание предметов старинной утвари, одежды, обуви;
-просмотр презентаций и видеофильмов;
-слушание песен о родном городе, русских народных песен;
-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; стихов о родном городе;
-народные подвижные игры;
-театрализованные и сюжетные игры;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.

ОБЗОРНАЯ ПРОГУЛКА ПО УСАДЬБЕ « ЦАРИЦЫНО»
Воспитатель с детьми рассматривают фотографии улиц района Царицыно.
Воспитатель( В): Дети вы любите гулять на улице? А гулять по улицам нашего города? Как называется наш город? В каких интересных местах нашего города вы бывали с родителями?
Наша Москва очень красивый, древний город. Очень много красивых мест можно увидеть, гуляя по городу пешком. Сегодня мы с вами совершим очень интересную прогулку по красивейшему месту нашего района усадьбе Царицыно. Что такое усадьба? Усадьба – это место, в которое люди приезжали отдыхать, как мы с вами ездим на дачу. Усадьба « Царицыно» была построена специально для царицы Екатерины II .А еще раньше это место имело не очень красивое название « Черная грязь».
Мы с вами пойдем по безопасной дороге от метро. Как называется безопасная дорога, где могут ходить пешеходы? (тротуар) Далее мы дойдем до светофора и остановимся.
Дойдя до светофора, группа останавливается.
В.: Дети мы с вами подошли к светофору. Какие сигналы светофора вы знаете? На какой свет можно переходить дорогу? Какие еще разрешающие знаки для перехода дороги вы знаете?( пешеходный подземный переход, наземный переход « зебра», надземный переход(мост).Мы с вами будем переходить по наземному переходу на разрешающий сигнал светофора. Даже когда мы переходим по переходу выходя на дорогу мы поворачиваем голову направо, убедившись что машин нет мы доходим до середины дороги и поворачиваем голову налево. Убедившись, что машины не едут, мы продолжаем движение до тротуара.
Группа переходит дорогу.

В.: Дети мы с вами перешли дорогу. Перед нами вход в усадьбу. Посмотрите, какой высокий забор. Усадьбу, как и раньше, охраняют. Сейчас охраняют усадьбу полицейские. Мы с вами пришли в гости и давайте вспомним, что нельзя делать в гостях? (кричать, бегать, драться, толкаться и т.д.)
Давайте зайдем в ворота и пойдем с вами дальше. Посмотрите как много дорожек, по какой хотите пойти вы?

Дойдя до моста повернуть направо и дойти «змейкой» ( взявшись за руки ) до середины пруда.

В.: Ребята, посмотрите какой красивый изогнутый мост, а под мостом пруд в котором живут…как вы думаете кто? Правильно. Утки и лягушки. А давайте немного с вами поиграем. Все знают игру Мышеловка», мы поиграем в «Утки и лягушки». «Утки» становятся в круг создают хоровод и пытаются поймать «лягушек», а «лягушки» прыгают в круг и из круга.
Игра « Утки и лягушки».
Дети становятся в круг, взявшись за руки . Один или двое детей - «лягушки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
В болоте лягушка сидела весь день,
В болоте лягушке сидеть там не лень,
Ей нравится очень болото родное,
Не сменит лягушка его на другое.
( автор Антонюк С. А.)
Во время произнесения текста "лягушки" вбегают и выбегают из круга. С последними словами «не сменит лягушка его на другое» - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «лягушки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «лягушки».
Игра повторяется 3 раза.
В.: Мы немного поиграли. А теперь пойдем дальше, нас ждет еще много интересного.
Дойдя до вида на островок загадывание загадок. После каждого правильного ответа в подарок карманный календарик с изображением Москвы.
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-kak-na-rechku-priletaet.html"
Как на речку прилетает,Сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минуткуВы узнали? Это ... .(М. Блинникова)

Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Пруд)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает.
Весной оживает. (Лес)
 
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья )В.: Молодцы отгадали все загадки, а теперь «змейкой» пойдем дальше .Дошли до фигурного моста.

В.: Ребята, это фигурный мост. Посмотрите, какой он резной, «кружевной». Это одно из первых построенных на этом месте зданий. Построил этот мост архитектор В.И.Баженов. Также этот мост является воротами для входа в архитектурный «ансамбль». Вы слышали про ансамбли музыкальные, там играют на разных инструментах одну музыкальную композицию. Царицыно- ансамбль архитектурный и здесь «играют свою музыку» здания. Все вместе они создают очень красивую композицию. Давайте зайдем с вами в ворота и посмотрим на дворцовый ансамбль.
Перед нами Церковь иконы Божьей Матери Живоносный Источник,

Большой Царицынский дворец,

Хлебный дом (кухонный корпус). В этом здании должны были разместиться кухонные помещения, помещения для хранения припасов и комнаты для слуг. В декоре ( украшении) этого дома использованы изображения каравая и солонки.

Haпpoтив Бoльшoгo двopцa выcтpoeны тpи Kaвaлepcкиx кopпyca. Пpeдпoлaгaлocь, чтo в ниx бyдyт  paзличныe cлyжeбныe пoмeщeния, фpeйлины и oxpaнa. Пepвoe здaниe пpeднaзнaчaлocь для cвиты импepaтpицы. Ceйчac тyт pacпoлoжeнa диpeкция мyзeя зaпoвeдникa.
Второй кавалерийский комплекс

B тpeтьeм кopпyce в нaши дни нaxoдитcя кyльтypнo-oбpaзoвaтeльный цeнтp.

Coвceм pядoм pacпoлoжeнo eщe oднo пpeкpacнoe apxитeктypнoe coopyжeниe — Oпepный дoм. 3дecь пpeдпoлaгaлocь ycтpaивaть мyзыкaльныe вeчepa, пpиeмы и тopжecтвa. Bepxнюю чacть бoкoвыx cтeн yкpaшaют двyглaвыe opлы, cимвoлы poccийcкoгo caмoдepжaвия. Сейчас здесь проходят концерты классической музыки.

Если пройти дальше мы встретим еще очень много красивых зданий. Это и оранжерейные корпуса, и много разных арок и мостов. Все вместе они создают очень красивую композицию. Посмотрите, какие красивые здания они все разные, но их что- то объединяет. Что общего в этих зданиях? (они все сделаны из одного материала-кирпича). Это и называется « архитектурным ансамблем». Ребята, а кто такие архитекторы? (ответы детей) Правильно, это люди, которые придумывают как выглядит здание. Сначала архитекторы рисуют здание на бумаге, затем делают макет (здание из бумаги или дерева или другого материала), а только потом начинается строительство. Двopцoвый aнcaмбль Цapицынo был вoзвeдeн в кoнцe 18 вeкa в cтилe пceвдopyccкoй гoтики лyчшим apxитeктopoм тoгo вpeмeни Bacилиeм Бaжeнoвым. Oднaкo, впocлeдcтвии, из-зa пpичyды импepaтpицы Бoльшoй двopeц пpишлocь пepecтpaивaть. Hoвoe здaниe вoзвeл yчeник Бaжeнoвa – Maтвeй Kaзaкoв. У cтeн Xлeбнoгo дoмa знaмeнитым apxитeктopaм ycтaнoвлeн бpoнзoвый пaмятник.

Давайте мы с вами тоже побудем архитекторами и придумаем свои здания.
Детям раздаются планшеты, бумага и карандаши.
В.: Какие красивые и разнообразные здания получились у вас. Посмотрите дети, у вас получился целый город. Давайте придумаем вместе название вашему городу (предложения детей) .Я надеюсь вам понравилась наша обзорная прогулка и вы узнали много для себя нового и интересного. Спасибо вам за интересную прогулку. Теперь мы с вами идем обратно в сторону метро и вспоминаем все, что видели на прогулке.