Конспект урока математики на тему Упражнения и задачи на усвоение таблиц сложения и вычитания чисел 1 и 2


Математика 1 класс
Урок-путешествие в сказку «Морозко»
Тема. Упражнения и задачи на усвоение таблиц сложения и вычитания чисел 1 и 2.
Цель: закреплять нумерацию чисел первого десятка, способствовать формированию вычислительных навыков в пределах 10, упражнять в вычислении выражений и решении задач на сложение и вычитание чисел 1 и 2, развивать логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к математике, взаимовыручку.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся пользоваться приёмами прибавления и вычитания чисел 1 и 2; составлять по рисунку, анализировать и решать задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Оборудование: рисунки к сказке «Морозко», карточки с примерами, карточки с дифференцированным заданием, числовой «веер», таблицы к задачам.
Ход урока
Организация класса.
Прозвенел и стих звонок
Начинается урок.
У.: Мы выучили с вами, ребята, числа первого десятка, учились решать примеры на сложение и вычитание, задачи, умеем сравнивать числа, а сегодня я приглашаю вас в сказку. Полученные знания помогут вам в этом путешествии. А как называется сказка, вы узнаете, если правильно решите примеры.
2+1 3+3 2+2 5+1 7+3 6-1 6+0
3 6 4 6 10 5 6
М О РО ЗК О
(Дети решают примеры устно, учитель открывает соответствующую букву)
У.: Верно. Сегодня мы отправляемся в сказку «Морозко» (на доске иллюстрации). Жили – были две девочки, Дуняша и Маняша, со своей нянюшкой. Маняша ленивицей была, всё больше на печи лежала, а Дуняша рано вставала и – к колодцу. Наберёт воды в ведёрко: курочек, уточек напоит, в избе приберёт, обед сварит. Давайте, ребята, поможем Дуняше. Вот наше ведёрко.(Учитель вытаскивает из «колодца» ведро, а в нём задания для устного счёта.)
11. Устный счёт.
1 задание.
- счёт до 10 и обратно;
- счёт от 3до 7;
- счёт от 5 до 9;
- счёт от 8 до 4;
- назовите «соседей»: 5, 9, 3;
- какое число при счёте стоит перед числом 9;
- какое число при счёте следует за числом 5;
- какое число больше 3, но меньше 5;
- какое число находится между числами 2 и 4;
- какое число стоит слева от числа 2.
2 задание.
(Из ведра учитель достаёт примеры, дети показывают ответ на числовом «веере»)
4+1 7-1 4+2 5-2
9+1 3-1 8+2 3-2
3 задание.
-Я желаю вам удач
При решении задач. (таблицы)
У Маняши было 2 шарика. Ей подарили ещё 2 шарика. Сколько шариков стало у Маняши?
- Что говорится в задаче?
- Что спрашивается в задаче?
- Как решим задачу?
- Какой ответ?
На ветке сидело 9 воробьёв. 1 улетел. Сколько воробьёв
осталось? (Анализ проводится аналогично)
У.: Молодцы, вы очень помогли Дуняше. Пора и отдохнуть. (Физминутка « Для здоровья, не для шутки…»)
111. Закрепление математических знаний.
1.) Повторение состава чисел 5 и 6.
У.: Однажды уронила Дуняша ведро в колодец. Чтобы не расстроить нянюшку, решили сестрички ведро найти. Спустились они в колодец и попали в царство Морозко. Увидели девочки ёлочки и говорят: «Ёлочки, Ёлочки, не видели наше ведёрко?» А ёлочки отвечают: «Нарядите нас, тогда скажем». Маняша говорит: «Не буду я ёлки наряжать, белые ручки исколю, сама Дунька, наряжай». Давайте, ребята, поможем Дуняше.
(На доске ёлочки с числами 5 и 6 на верхушке. Дети выходят, вешают на ёлочку шарики с примерами для состава чисел 5 и 6)
5 6



У.: Ёлочки говорят: «Спасибо вам, ребята, правильно вы нас нарядили. А из каких геометрических фигур состоят ёлочки? Почему они так называются?»
2.) Работа в тетради.
- А теперь внимание! Минутка чистописания.
- Догадайтесь, какую цифру будем писать в тетради. (на доске картинка: треугольник, в вазе три цветка, трёхколёсный велосипед)
Д.: - Будем писать цифру 3 (письмо в тетради )
У.: «Спасибо, дети,- говорят ёлочки. – Идите по тропинке, она приведёт вас к ведёрку». Бегут Дуняша с Маняшей – вдруг тропинка раздвоилась. Не знают девочки, по какой бежать. Давайте им поможем нужную тропинку найти. (На доске записаны числа: 4, 1, 6, 9, 7, 3. Нужно записать числа в порядке возрастания и назвать, каких чисел не хватает). Проверка выполнения .3.) Решение примеров с комментированием.
У.: Молодцы ребята. Верную тропинку нашли сестричкам. Привела она их прямо к дому Морозко. Сидит Морозко на крылечке, снежные комочки ест. А вам можно есть снежные комочки? Почему? А почему Морозко можно?
«Хорошо вы, сестрицы, с моими заданиями справились, - говорит Морозко. – Осталось последнее задание выполнить. Вот моя кровать, на ней снежная перина, угодите старику, взбейте её, чтобы мягче было спать».
«Не хочу, - говорит Маняша, - я перину снежную взбивать, ручки у меня замёрзнут. Сама, Дуняша, взбивай». Большая перина, давайте, ребята, поможем Дуняше. (на доске рисунок кровати, на ней «перина» с примерами)
3 + 2=
10 -1=
6 + 1= осталось?

6 – 2=


(при проверке карточка открывается)
Физминутка
Спят ребята, сон им снится,
Плотно сомкнуты ресницы.
Хлоп! Открылись глазки!
Хорошо, как в сказке!
Оглянулись мы вокруг –
Слева друг и справа друг.
Стой на месте, голова!
Движутся лишь глаза два:
Вправо – влево, вверх и вниз –
Взглядом всюду ты пройдись.
Погляди в бинокль далёко:
Не летят ли там сороки?
Если не видать сорок,
То продолжим наш урок.
У.: Взбили перину и увидели девочки, что под периной зелёная травка пробивается. «Зачем ты зелёную траву под снежной периной держишь?» - спрашивают девочки. «Не выпускаю, потому что ещё время не пришло, ещё травка в силу не вошла. Вот я и прикрыл её снежною периною, чтоб в мороз не замёрзла», - говорит Морозко.
4.) Дифференцированное задание.
У.: Из снежной перины снег пошёл, укрыл землю, поля, леса, и к нам в класс снежинки залетели, задание принесли.
Задание на синей снежинке: вставь нужный знак «+», «-».
6 2 = 82 0 = 2
9 2 = 72 2 = 0
Задание на белой снежинке: вставь нужный знак «<», «>».6 22 22 10 2 1
IV. Итог урока.
У.: Отлично поработали, ребята, хорошие знания показали, много умеете. «А для чего вам эти знания нужны?» - спрашивает Морозко. (ответы детей)
« Вот и ваше ведёрко, - говорит Морозко, - в него я насыпал для вас подарки. А теперь помогите Маняше и Дуняше домой побыстрее добраться. (дети выкладывают для девочек дорожку из снежинок).