Конспект урока по искусству на тему Что есть красота


Тема : Что есть красота ? ( Искусство , 8 класс)
Цель: Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.
Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.
Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.
Оборудование: Презентация , иллюстрации .
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Игра «Визави»: Ученик должен описать то, что находится у него за спиной (репродукция художественной картины , произведения искусства ) без прямого названия так, чтобы другой ученик , не видя изображения , хорошо себе его представил, а затем отгадал . Описание должно быть понятным, четким, связным, иначе слушающий его ученик не сможет дать отчет в том, что он представил себе по рассказу партнера. Если у слушающего еще не сложилось полного представления о том, что видит его партнер, то он задает ему уточняющие вопросы ( возможны три дополнительных вопроса ) .- Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи
- Бюст царицы Нефертити- И. Левитан « Золотая осень»
3.Формулирование темы и целей урока.( Самостоятельное формулирование целей учащимися - интерактивный приём)
- Какие чувства вызывают у вас эти произведения искусства ? ( Красоты , гармонии , совершенства)
- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке ? Сформулируйте тему урока .( ответы учеников).
(Тема урока : Что есть красота ? )
- Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. .( ответы учеников).
(Цели: выяснить,каковы грани понятия «красота» , что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте.)
4.Изучение нового материала .1.Что есть красота?
Каждый из вас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над морем, чарующих слух народных напевов, нестареющих мелодий классических сочинений, зажигательных ритмов современной музыки. Почему мы понимаем, что все это красиво? Ответить на этот вопрос и
легко и сложно. Можно не задумываясь сказать: «Я вижу, что это красиво», или «Я чувствую, что все это красиво». Но вот что же такое красота, точно не ответит никто. Ведь понимание красоты распространяется и на предметы, явления, и на внешний вид человека, и на его внутреннюю, нравственную сущность.
(В.Ван Гог. Цветущее дерево )2. …что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде ? Н. Заболоцкий
Эти слова поэта являются эпиграфом нашего урока .3.- Как вы понимаете значение слова «красота»?
- Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов)
4.(Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.)
5.- В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
( Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)
6.Происхождение слова «красота» :-Krasa (слав.) - краса
- KрЂсъ (др.-русск.) – крест
- Hros (норман., исл.) – слава
- Kaleo (греч.) – призывать, звать; призвание к Богу
7.Значение слова « красота»:
- по словарю С.И. Ожегова : «Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»
- Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах. И.Гёте- Прекрасное-это законченное выражение Добра. Добро- это законченное выражение прекрасного. Рабиндранат Тагор
- Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. М.Глинка8.Чтобы увидеть нечто красивое необходимо два условия: наличие самой красоты, а также развитой способности эту красоту видеть.
9. Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахать,Шесть – на место сесть опять.
10.Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в разных видах искусства. Все жизненные впечатления преломляются через внутренний мир художника и обращены к опыту каждого зрителя, читателя, слушателя. Передавая зрителям через произведение свое видение мира, художник делает нас духовно богаче, открывает нам необычное в обычном, новое в привычном, прекрасное в простом.
11 . Красота в живописи. Ее воздействие на человека
1. К.Г.Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».
2.Винсент Ван-Гог за всю свою жизнь продал только одну картину - это была картина "Красные виноградники". Особое и определенное расположение красок на хосте делает картину гениальной.
12. .Когда мы говорим «красивый человек», что мы имеем в виду?
Правильные черты лица, стройную фигуру?
Или его душевную красоту, доброту, благородство?
А может быть и то и другое вместе?
Что важнее и в жизни, и в искусстве — форма или содержание?
13.Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю.
Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Красавицы…
1.Красавица племени мурси
Красавица племени падаунг
Первая красавица Петербурга XIX века (Наталья Гончарова – Пушкина )2. Эпоха палеолита .Статуэтка времён палеолита (символ материнства)
Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Палеолитические «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад). Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли» .
3. Древний Египет .Нефертити (с древнеегипетского - «Прекрасны совершенства солнечного диска») Царица Египта, «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Что ценили в женском облике древние египтяне? Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Клеопатра (Клеопа́тра VII Филопа́тор )
Последняя царица Древнего Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов), одна из дочерей царя Птолемея XII. О ней слагаются самые невероятные легенды . Она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.( - Бюст Клеопатры- Кадр из фильма «Клеопатра» (гл.роль – Элизабет Тейлор)
4.Древняя Греция
Афродита из Арля
Чистота линий лица и контура фигуры Афродиты, плавные ритмы складок подчеркивают физическое совершенство образа В 1651 г. в античном театре в Арле (Франция) была найдена прелестная статуя греческой богини любви Афродиты. Как выяснилось позднее, это была копия римского времени с работы знаменитого греческого скульптора IV в. до н. э. Праксителя. Пракситель изобразил юную красавицу, занятую своим туалетом. Слегка склонив голову, она смотрит в зеркало, которое держит в левой руке. Её одежды, окутывающие бедра, ниспадают вниз, закрывая ноги. Чистота линий лица и контура фигуры, плавные ритмы складок подчеркивают физическое совершенство образа, к передаче которого всегда стремился скульптор.
5.Средневековье
Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица
Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария — в христианстве мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из святых. В православии, католичестве и других традиционных церквях почитается как Богородица (Матерь Божья), Царица Небесная . Богоматерь Владимирская. БОГОМА́ТЕРЬ ВЛАДИ́МИРСКАЯ — икона, написанная в начале XII в. в Константинополе, одна из древнейших святынь Русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. Eleusa — "Милующая"), или Умиления (Милосердная). В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Портрет богатой женщины. 1465 г.
Д. Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони
«Джоконда» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья. Самая знаменитая. Самая загадочная картина мира…На нас льется золотистый, теплый свет итальянского летнего вечера. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, испытующе, все понимая, глядит на людей Джоконда. И любой из нас чувствует на себе этот взгляд…Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Многие считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния
“Джоконда”
Еще не видно лица на портрете,Ни рук на нем, ни одежды нет.Как воплощается замысел в цвете?Как возникает женский портрет?Неуловимая улыбка,Необъясним ее чистый взгляд.То ли улыбка, то ли догадка,То ли намек, то ли укор.Бежит пробор по середине гладкоИ пропадает тропой среди гор.Чему, улыбаясь, она так рада?Лежит перед нею гроздь винограда.Тихая музыка близко слышна.Еще кантилена, еще два аккорда.Послеобеденный ровный свет.Музыку слушает Джоконда,Леонардо пишет ее портрет.
6. «Сикстинская мадонна»  Рафаэль Санти.
Это - идеал красоты эпохи Возрождения . Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Прекрасное благородное лицо отражает все оттенки изумления. Широко открытые лучезарные очи глядят на нас. Она еще крепче обнимает сына, чувствуя его судьбу. Поэтому такой скорбью осенена ее юная краса. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
И в самых радостных краяхНе знаю ничего красивейДостойней матери счастливойС ребенком малым на руках.Бывает иногда: смотрю яЛюбуюсь ею, и печальОхватит сердце вдруг,И жаль ее мне станетИ, тоскуя,Пред нею голову склоню я.. Данте.
( В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота. )7. Маркиза де Помпаду́р В начале XVIII в. наступает эпоха рококо. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. Маркиза де Помпаду́р — легендарная официальная фаворитка французского короля Людовика XV.  В начале XVIII в. наступает эпоха рококо, и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят – напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик. Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается. Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы. В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри – «мушки». Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой «мушки» нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление «мушек» было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.
8. Портрет Марии Лопухиной
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. Я.Полонский
- М.Врубель. Царевна Лебедь
Вопросы для обсуждения ( работа в группах ):
1 гр.)- Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов?(- внешняя красота - предметы - интеллектуальный уровень - материнство
- обаяние, грация - набожность)
2 гр.)- О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?Красота внутренняя – красота души человека.
- Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя?
3 гр.)- Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это главные синонимы к слову «красота».
Красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.
4. Рефлексия .Закончите предложения:
Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…
Я не могу назвать красивым человека, который…
Важнее всего для красивого человека…
5.Подведение итогов.
6. Домашнее задание ( на выбор ) :
1.Написать эссе по теме: «Как я понимаю высказывание М.Достоевского «Красота спасет мир…» 2.Рассказать о своем «идеале» красоты в мире искусства. Возьмите любое произведение искусства и найдите необыкновенное в обыкновенном. В чем заключается его красота?
32. Выписать в тетрадь 5 интересных высказываний о понимании красоты .