Конспект урока по музыкальному искусству 7 классТЕМА: Торжество чувств и красота природы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (2 урок)


ТЕМА: Торжество чувств и красота природы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (2 урок)
Цель урока: раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств человека в опере «Снегурочка»; пробудить воображение детей, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; развивать интерес к русской культуре; формировать поликультурную компетентность; учить анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: мультимедиа урок
Методы работы: инрерактивный, аудиовизуальный.
Оборудование:
мультмедийный проектор
компьютер
фортепиано
проигрователь DVD
кассеты с музыкальными фонограммами
диски с записями фрагментов оперы «Снегурочка»
презентацией урока "Торжество чувств и красота природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского сказке А. Н. Островского"
Музыкальный материал:
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

«В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную и поэтическую красоту».
Н.А. Римский - Корсаков
І .Организационный этап
Здравствуйте, ребята!
Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.
Положительный настрой учащихся на работу.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
В течение нескольких уроков музыки и литературы вы знакомились с оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка» и одноименной пьесой Александра Николаевича Островского.
Приложение №1
Звучит вступление к опере «Снегурочка»
На экране в цифровом режиме слайд-шоу появляются портреты
Н.А. Римского-Корсакова и
А.Н. Островского.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Торжество чувств и красота природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского».
Эпиграфом к нашему уроку послужили слова Римского-Корсакова «В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную и поэтическую красоту».
ІV. Основная часть урока
На уроках музыки и литературы мы не раз отправлялись с вами в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты человека.
Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев, созданную в пьесе «Снегурочка» Островским в 1873 году и в опере «Снегурочка», написанной по сюжету этой пьесы в 1881 году Римским-Корсаковым.
А.Н. Островский создал пьесу «Снегурочка» по мотивам устного народного творчества (песен, сказок, обрядов, игр), в котором отражены быт и труд русского народа.Какой герой оперы и пьесы является олицетворением народной мудрости?
А откуда появилось это название?
Царь Берендей – сказочный герой, но его образ близок народному прототипу, поэтому в нем сочетаются и реальные и сказочные черты.
Великий и мудрый сказочник Римский-Корсаков видел в народных сказках отражение самой действительности, созданной в художественных образах. Сюжет пьесы Островского давал композитору возможность воспеть жизнь народа, живущего в согласии с природой, показать богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Какой древний русский обряд показан в опере?
Какие еще герои сочетают в себе реальные и сказочные черты?
А какие герои только сказочные?
Какие – реальные?
Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирается главным
образом на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Даже картины природы (птицы, светлячки, кусты, деревья) имеют свои темы. Они одушевлены и очеловечены.
Какие звучат темы?
Что изображает музыка?
На фоне этого гомона звучат два напева. Какие?
Где Римский-Корсаков черпал интонации своих музыкальных тем?
Развитие образов природы в опере передает закономерность жизненных явлений, смену времен года, добра и зла.
Итак, мы с вами в сказочном лесу, и в нем мы видим Деда Мороза и Снегурочку.
В каком музыкальном номере оперы дается характеристика Снегурочки?
Какова же характеристика Снегурочки?
Каким образ Снегурочка предстает в начале оперы?
С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это?
Какие интонации в арии ассоциируются с «голосами природы»?
Итак, как вы помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей.
Удается ли ей это?
О чем ее слова в этом эпизоде?
Римский-Корсаков, как и Островский, использовал в опере подлинный народный материал – песни, а также создал собственные мелодии в характере народных.
Он писал: «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
Содержание песен в опере меняется в соответствии с временами года. В песнях передано отношение берендеевского народа к природе. Они отличаются жанровым разнообразием.
К какому жанру относится песня «Проводы зимы»?
В канун Ярилина дня, праздника Солнца, какие подлинные народные песни поет молодежь?
Исполним фрагменты этих песен.
Хоровая песня напевная, спокойная, обработана в народной подголосочной манере. Плясовая песня отличается четким ритмом и подчеркнутыми долями.
Песня какого героя оперы написана в стиле народных хоровых песен и является одним из лучших и популярных номеров оперы?
Что олицетворяет образ Леля?
Какой музыкальный инструмент сопровождает Леля?
В какой музыкальной форме написана песня?

Сколько разделов в куплете и каков характер музыки в этих разделах?
Какие изобразительные моменты, указывающие на связь Леля с природой, появляются в песне?
Отвергнутая Лелем, Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ее волшебный венок.
Какая сила заключена в нем?
Именно в этой сцене вся гармония человеческих чувств и красоты природы.
Почему Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться? Обратимся к тексту…
Т.е. ее сердце загорелось огнем человеческого чувства. Она полюбила.
Какая сцена является кульминацией в развитии действия?
Что воспевает Снегурочка в сцене таяния, в своем последнем ариозо: какая это музыка?
Каков финал оперы?
Какая музыка в заключительном хоре?
Послушаем мелодию финального хора, написанного в характере древних эпико-гимнических напевов.
Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы, подготовленный всем ее ходом.
Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.
Учащиеся делают записи в дневниках музыкальных наблюдений.
Приложение № 3
Слайд «Сцена берендеев».
Ответы учащихся.(Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем -Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство.)

Ответы учащихся
(Обряд Масленицы. Проводы зимы).Ответы учащихся
(Снегурочка, Лель.Дед Мороз, Леший, Весна.
Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобыль).Приложение №1
На экране декорации к опере и фонограммы: Тема Весны, Песни и пляски птиц.
Ответы учащихся
(«Собирались птицы» и «Орел – воевода».Музыка передает голоса птиц: кукушки, дятла, кобчика. Птичий гомон – спутник Весны)Вокально – хоровая работа:
Учащиеся исполняют напевы.
Ответы учащихся
(Композитор сочинял оперу, живя в деревне. Интонации своих тем он черпал из звуков природы. Использовал в музыке оперы интонации птичьих «попевок», например, снегиря, жившего дома в клетке, скворца, щебетавшего в саду, и настоящий петушиный крик).Инсценизация учениками фрагмента оперы
(Дед Мороз отдает Снегурочку в слободку Бобылю, чтобы она пожила среди людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг).
Приложение №1
На экране слайд «Картина Васнецова «Снегурочка»
Приложение №1
(звучит ария Снегурочки)
Анализ учащимися мелодии музыкального фрагмента.
(В первой части мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая, ее манят людские песни.
Во второй части мелодия спокойная, напевная. Героиня поет о том, о чем мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой.
В третьей части закрепляется утверждение первой: у людей Снегурочке будет жить интересней. Она будет общаться с подругами, петь песни).Ответы учащихся
(Снегурочка лишена человеческого тепла).
Ответы учащихся
Приложение №2
На экране слайд «Флейта».
Ответы учащихся
(Интонации «ауканья»).
Ответы учащихся
(Нет, не удается. Снегурочка прекрасное, но еще холодное существо. Лель, спев ей песню, ждет от нее любви. Но для Снегурочки песни Леля ценнее поцелуя. Она дарит ему цветок, но он его бросает).Ответы учащихся
(Снегурочка обижена на отца – Деда Мороза за то, что он наделил ее холодным сердцем, она хочет понять человеческое чувство.)
Ответы учащихся
(К календарно-земледельческим).
Ответы учащихся
(Молодежь поет хоровую песню «Ай, во поле липонька», плясовую – «Купался бобер»).
Вокально – хоровая работа:
Учащиеся исполняют фрагменты песен.
Третья песня Леля.
Приложение №.1

Ответы учащихся
(Лель – это олицетворение вечного искусства музыки, песенного творчества народа).
Ответы учащихся
(Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета, воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши).Приложение №1
Слушание лейтмотива Леля.
Ответы учащихся
(В куплетно-вариационной).
Ответы учащихся
(1-й раздел «Туча со громом» - мелодия медленная, протяжная, речитативного характера. 2-й раздел «То-то цветики возрадуются» - мелодия грациозная с оттенками танцевальности. 3-й раздел «Лель мой» - мелодия задорная и веселая).
Ответы учащихся
(Подражание раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя в пиццикато скрипок).
Вокально – хоровая работа:
Исполнение учащимися первого куплета песни.
Приложение №1
На экране слайд Весны и Снегурочки.
Ответы учащихся
(Великая сила человеческой любви, ради которой человек готов на все, заключена в венке).
Приложение №4
Выразительное чтение учащимися текста Весны со слов «Смотри, дитя…».
Ответы учащихся
(Воспевает великую силу любви. Восторженно благодарит Весну за ее чудесный дар – чувство, которое пробудилось у нее к Мизгирю. Музыка светлая и мечтательная).Приложение №1
На экране сцена таяния Снегурочки.
Приложение №
Звучит фрагмент ариозо из оперы.
Ответы учащихся
(Музыка просветленно -торжественная, величавая.
Это гимн Солнцу – источнику света и жизни на земле).Приложение №
Слушание учащимися музыкального фрагмента оперы (финала).
V. Рефлексия
Задание:
Вам предлагается тест, в котором вы должны поставить (+) напротив верных утверждений.
Проверку будут осуществлять медиаторы класса.
Приложение №5
Учащиеся выполняют тест,
учащиеся – медиаторы их проверяют и оценивают.
VI. Подведение итогов урока
Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.
Мы заканчиваем наш урок песней «Живет на свете красота». (Музыка Ю.Антонова, стихи М. Пляцковского).
Давайте подведем итоги и попробуем выразить свои мысли.
Скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке, что вам понравилось, а что не очень?
Итак, подводя черту, мне хочется отметить следующее:
1. Все ребята приняли активное участие на уроке, особенно хотелось отметить …
2. Хочется отметить ребят, которые были моими помощниками (медиаторами)…
(Оценивание учащихся)
Приложение №6
На экране появляется текст песни. Учащиеся исполняют песню.
Высказывания учащихся.
VII. Рекомендации по закреплению пройденного материала дома
Задание:
С помощью интернет – ресурса
найти и записать крылатые фразы о музыке».
Благодарю вас за урок.
Приложение № 1
youtube.com/watch?v=gRZxRt1LwBgПриложение №2
uchmet.ru/library/material/1455
http://900igr.net/zip/8760202e269734394095ba4c6e7cd7d0.zipПриложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4
Отрывок из пьесы А.Н. Островского
Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
Один цветок, который ни возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Незнаемых тобой, - одно желанье,
Отрадное для молодого сердца,
А вместе все, в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, - зажгут все чувства разом,
И вспыхнет кровь, и очи загорятся,
Окрасится лицо живым румянцем
Играющим, - и заколышет грудь
Желанная тобой любовь девичья.
Зорь весенних цвет душистый
Белизну твоих ланит,
Белый ландыш, ландыш чистый
Томной негой озарит.
Барской спеси бархат алый
Опушит твои уста,
Даст улыбку цветик малый -
Незабудка-красота.
Роза розой заалеет
На груди и на плечах,
Василечек засинеет
И просветится в очах.
Кашки мед из уст польется
Чарованием ума,
Незаметно проберется
В душу липкая Дрема.
Мак сердечко отуманит,
Мак рассудок усыпит.
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит.
.
Приложение № 5
Тест на закрепление (выводится на экран):
1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»?
· Зимняя сказка.
· Весенняя сказка.
2. Какие персонажи в опере и пьесе «Снегурочка»?
· Сказочные.
· Реальные.
· Полумифические.
3. В какого превращается Снегурочка?
· В холодное существо.
· В любящую девушку.
4. На что опирались оба автора, сочиняя свои произведения?
· На народный фольклор.
· На жизненный опыт.
5. Финал оперы «Снегурочка» - это
· Гимн Солнцу.
· Гимн любви.
6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
· Любовь.
· Добро.
· Верность законам природы.

Ответы на тест (выводятся на экран):
1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин.
2. Все из перечисленных.
3. В любящую девушку – в произведениях передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.
4. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка их творчеству.
5. Гимн Солнцу.
6. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым
Приложение № 6
http://www.playcast.ru/view/1403468/f3c3a0f507e944b7e70cc8a6279c300cc22f4e86plЖивёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а...
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.
А-а-а...