Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс. (профильный уровень)


Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и Федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе отводится 105 часов в год – 3 часа в неделю.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с содержанием обществознания основной школы. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний об обществе.
Учебно-методический комплект состоит из следующих пособий:
1. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой, Н.М.Смирновой – М. «Просвещение» 2013.2.Программа по обществознани для 6-11 класса, Москва, Просвещение, 2010 год. Под редакцией Л.Н. Боголюбова
Дополнительная литература:
1. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Т.П.Бегенеева. – М.: ВАКО, 2009. 2.Обществознание.10 класс: поурочные разработки по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова (профильный уровень).-М.: Просвещение, 2011 год
Цели изучения предмета Обществознание:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; -воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; -освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека; - умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать
-важнейшие положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство; правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения; особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;-характеризовать основные объекты; -сравнивать сходные объекты, выделяя их общие черты и различия; -устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками явлений; -различать в социальной информации факты и мнения; -осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; -анализировать и обобщать социальную информацию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-в процессе выполнения типичных социальных ролей; -в процессе решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями,
для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки личной гражданской позиции; -в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина; для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Содержание предмета «Обществознание»
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Наука и философия. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Из истории русской философской мысли. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Глава 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии. Общество и общественные отношения
Общество как развивающаяся система. Типология обществ. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Исторический процесс. Проблема общественного прогресса. Свобода в деятельности человека
Глава 3. Деятельность как способ существования людей
Деятельность людей и ее многообразие. Содержание и формы духовной деятельности. Трудовая деятельность. Политическая деятельность
Глава 4. Сознание и познание
Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии. Многообразие путей познания мира. Научное познание. Социальное познание
Знание и сознание. Самопознание и развитие личности
Глава 5. Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Возраст и становление личности. Направленность личности. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как понимание. Малые группы. Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Конфликт в межличностных отношениях.
Учебно – тематическое планирование по обществознанию (профильный уровень) 10 класс.
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащегося или виды учебной деятельности Виды контроля,
измерители Планируемые результаты освоения материала Дата проведения
Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 часа).
1 2 3 Философия и наука. 3 Урок изучения нового материала
Фронтальная Знать этапы развития философской мысли, особенности различных направлений в разные исторические эпохи, сходства и различия философий Запада и Востока, какое место занимает русская философская мысль. Иметь представление о профессиях в социально-гуманитарной сфере. Уметь высказывать свое мнение,
давать определения понятиям;
объяснять сущности сфер общества, взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах
Решение проблемных вопросов. Работа с материалами 4-6 Древние мыслители о мире и человеке. 3 Комбинированный урок Фронтальная 7-9 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. 3 Комбинированный урок Фронтальная Индивидуальная Общ.диктант 10-12 Русская философская мысль начала XX века. 3 Комбинированный урок Фронтальная 13-15 Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного профиля 3 Комбинированный урок Фронтальная 16 Повторение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» 1 Контроль Индивидуальная Тест Глава II. Общество и человек (26 часов).
17-19 Происхождение человека и становление общества. 3 Урок изучения нового материала
Фронтальная Знать, что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; разработанные человеком способы защиты природы;
Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; характеризовать черты деятельности; определять мотивы деятельности.
Знать основные положения главы - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное.
Решать проблемные вопросы.
Работать с материалами СМИ 20-22 Сущность человека как проблема философии. 3 Комбинированный урок Фронтальная 23-25 Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения 3 Комбинированный урок Фронтальная 26 27 Системное строение общества. 2 Комбинированный урок Фронтальная 28-30 Типология обществ. 3 Комбинированный урок Фронтальная 31-33 Цивилизационное развитие общества. 3 Комбинированный урок Индивидуальная 34-36 Исторический процесс и его участники. 3 Комбинированный урок Фронтальная Общ.диктант 37 38 Общественный прогресс. 2 Комбинированный урок Фронтальная 39-41 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 3 Комбинированный урок Фронтальная 42 Повторение по теме Общество и человек. 1 Контроль Индивидуальная Тест Глава III. Деятельность как способ существования людей (12 часов).
43 44 Многообразие деятельности. 2 Урок изучения нового материала
Комбинированный урок Фронтальная Знать, что такое деятельность;
характеризовать характерные черты деятельности,
потребности человека, интересы и мотивы деятельности.       Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения; определять мотивы деятельности,
раскрывать на примерах многообразие видов деятельности,
определять взаимосвязь деятельности и сознания 45-47 Деятельность в сфере духовной культуры. 3 Комбинированный урок Фронтальная 48-50 Трудовая деятельность. 3 Комбинированный урок Фронтальная 51-53 Политическая деятельность. 3 Комбинированный урок Фронтальная 54 Повторение по теме Деятельность как способ существования людей. 1 Контроль Индивидуальная Тест Глава IV. Сознание и познание (17 часов).
55 56 Проблема познаваемости мира. 2 Урок изучения нового материала
Комбинированный урок Фронтальная Знать, что представляет собой знание и процесс познания, роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.      
Объяснять сущность чувственного и рационального познания. Анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.
57 58 Истина и её критерии. 2 Комбинированный урок Фронтальная 59-61 Многообразие путей познания. 3 Комбинированный урок Индивидуальная Общ.диктант 62 63 Научное познание. 2 Комбинированный урок Фронтальная 64 65 Социальное познание. 2 Комбинированный урок Фронтальная 66 67 Знание и сознание. 2 Комбинированный урок Фронтальная 68-70 Самопознание и самооценка. 3 Комбинированный урок Фронтальная 71 Повторение по теме Сознание и познание. 1 Контроль Индивидуальная Тест Глава V. Личность. Межличностные отношения (34 часа).
72-74 Индивид, индивидуальность, личность. 3 Урок изучения нового материала
Комбинированный урок Фронтальная Знать:
- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;
- что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.
Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.
Выделять основные признаки понятия «личность». Объяснять в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается
Определять связь между самоопределением и самореализацией личности. Знать связь свободы и необходимости
Уметь:
- анализировать социальный образ, имидж личности;
- объяснять поступки людей в соответствии сих социальной ролью;
- разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; 75 76 Периодизация и развитие личности. 2 Комбинированный урок Фронтальная 77-79 Направленность личности. 3 Комбинированный урок Фронтальная 80 81 Общение как обмен информацией.
2 Комбинированный урок Фронтальная 82 83 Общение как межличностное взаимодействие.
2 Комбинированный урок Фронтальная 84 85 Общение как взаимопонимание. 2 Комбинированный урок Фронтальная Общ.диктант 86 87 Малые группы. 2 Комбинированный урок Индивидуальная 88-90 Межличностная совместимость. 3 Комбинированный урок Фронтальная 91-93 Групповая дифференциация и лидерство. 3 Комбинированный урок Фронтальная 94-96 Семья как малая группа. 3 Комбинированный урок Фронтальная 97 98 Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки. 2 Комбинированный урок Фронтальная 99 Конфликт в межличностных отношениях. 1 Комбинированный урок Фронтальная 100 Повторение по теме «Личность. Межличностные отношения». 1 Контроль Индивидуальная Тест 101 Повторение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» 1 Контроль Фронтальная Общ.диктант Иметь представление о профессиях в социально-гуманитарной сфере. Уметь высказывать свое мнение,
давать определения поня¬тиям;
объяснять сущности сфер общества, взаимосвязь всех сфер жизни общества на кон¬кретных примерах102 Повторение по теме «Общество и человек» 1 Контроль Фронтальная Общ.диктант Уметь объяснять взаимосвязь че-ловека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкрет¬ными примерами из мировой истории; характеризовать черты дея-тельности; определять мотивы дея¬тельности.
Знать основные положения главы - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкрет¬ных примерах.
Уметь анализировать.
Делать выводы. 103 Повторение по теме «Деятельность как способ существования людей» 1 Контроль Фронтальная Общ.диктант Знать, что такое деятельность;
характеризовать характерные черты деятельности,
потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. 104 Повторение по теме «Сознание и познание» 1 Контроль Фронтальная Общ.диктант Знать, что представляет собой знание и процесс познания, роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение 105 Итоговое повторение «Общество и человек» 1 Контроль Индивидуальная Итоговая контрольная работа Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; характеризовать черты деятельности; определять мотивы деятельности.
Знать основные положения главы - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
Уметь анализировать.
Делать выводы.