Урок в логике системно-деятельностного подхода. Русский язык. («Начальная школа XXI века») 3 класс Тема: «Изменение имён существительных по числам».


Стрелко Мария Валерьяновна
Технологическая карта урока
в логике системно-деятельностного подхода.
Русский язык.
("Начальная школа XXI века")
3 класс
Номер урока в курсе 85
Номер урока в системе уроков "Имя существительное" 10
Тема урока Как устроен наш язык.
Изменение имён существительных по числам.
Цель урока Формирование знаний учащихся об изменении имён существительных по числам.
Задачи урока познакомить с правилом изменения имён существительных на –мя во множественном числе;
обобщить уже имеющиеся у учащихся знания об изменении имён существительных по числам.
Что должен знать обучающийся Единственное и множественное число имён существительных.
Что должен уметь обучающийся
Определять число имён существительных.
Образовывать сложные случаи форм имён существительных множественного числа.
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы работы Фронтальная, индивидуальная, в парах.
Демонстрация Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, ("Начальная школа XXI века")
Презентация "Сложные случаи форм имён существительных множественного числа", печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова; рабочая тетрадь; раздаточный материал: модели частей слов "суффикс -ен-", "окончание -а", карточки со словами, оканчивающимися на -мя.
Контроль педагога
Организует работу, предлагает задания для каждого этапа урока, помогает справиться с затруднениями учащихся, мотивирует к выполнению самостоятельной работы, даёт ключи для проверки заданий.
Самоконтроль обучающегося
Выполняют задания учителя, проверяя свою работу и работу товарища в паре по образцу ("ключу"), выдвигают гипотезы выхода из проблемной ситуации, открывают новое знание, сверяют его с правилом из учебника, выполняют самостоятельную работу, сверяют результат с эталоном, анализируют и оценивают свою работу, работу класса в целом.
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Закрепление и развитие УУД
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Создать благоприятный психологический климат в классе Приветствие.
- Сейчас на улице зима. Чего так не хватает в это время года всему живому на Земле?
Как вы будете работать на уроке, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом! Включаются в деловой ритм урока.
Отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: самоопределение (мотивируют свои действия).
Коммуникативные: договариваются о правилах работы на уроке.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
Актуализировать знания и способы действия
Согласовывать тему и задачи урока - По содержанию учебника определите № урока, блок, тему и цель урока.
- Вы хотите, чтобы наше зимнее солнышко засияло и согрело нас своим теплом? Для этого выполним задания.
1. Разгадайте анаграммы. Из получившихся имён существительных в тетради составьте пары ед ч. - мн. ч. (1 слайд)
Проверка
- Благодаря выполненному заданию солнце дарит нам лучи.
2. Образуйте форму существительного множественного числа и запишите пары слов, в которых:
I вариант - появилась орфограмма жи-ши;
II вариант - появилась орфограмма разделительный ь.
(2 слайд)
Проверка
- Благодаря выполненному заданию солнце дарит нам новые лучи.
3. Подвижный диктант.
- Я буду диктовать имена существительные в форме ед. ч., а вы будете записывать их в форме мн. ч. и ставить ударение.
(торт, повар, мастер, друг, учитель, крем)
Проверка (3 слайд)
- Благодаря детям, правильно выполнившим это задание, у нашего солнышка вновь появились лучи.
4. Задание в печатной тетради №1, с. 51, у.1: подчеркните имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.
Проверка.
-Всё ярче и ярче светит наше солнышко. (4 слайд)
5. Приведите устно примеры имён существительных, которые употребляются только в форме мн. ч.
- Солнышко стало очень весёлым и хочет за хорошую работу подарить нам интересное стихотворение:
(5 слайд)
В стародавнее давнее ...Жило-было первобытное ...Не умели дикари писать ...Не понимали: зачем корове ...С утра до вечера чесали они ...Не знали, как в булку превратить простое ...Не понимали, что из искры появится ...Что на ветру вождь развевает ...Удивительное было это ...Они гадали: зачем лошадке ...Угнетало дикарей заботы ...Да, нелегко им было жить в то...
-Что общего во всех этих словах?
- Интересно, а как эти имена существительные, оканчивающиеся на -мя, поставить в форму множественного числа?
-Это и будет проблемой нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. -Урок № 75, с. 149, блок "Как устроен наш язык", тема " Изменение имён существительных по числам", цель: узнать новое об изменении имён существительных по числам.
Выполняют задание:
ч у ллуч
п и ц ы т птицы
х а д о л о холода
л и у ч лучи
ц и п т а птица
д о х о л холод
Проверяют по образцу:
луч - лучи
птица - птицы
холод - холода
Самооценка:
! - справился хорошо
? - затруднялся
Выполняют задание:
I вариант
чиж – чижи, нож – ножи,
карандаш – карандаши,
ландыш – ландыши
II вариант
стул – стулья, перо – перья,
крыло – крылья, дерево – деревья
Проверяют по образцу.
Самооценка
Пишут подвижный диктант:
торты
повара
мастера
друзья
учителя
кремы
Проверяют по образцу.
Самооценка
Подчёркивают слова в печатной тетради: обувь, мебель, мёд, охота, сахар, золото, помощь, темнота, капуста, картофель.
Проверяют по образцу
Самооценка
Устно называют слова
грабли
брюки
ножницы
каникулы
сливки
Читают и договаривают недостающие слова, которые появляются на слайде
время
племя
имя

вымя
темя
семя
пламя
знамя
племя
стремя

бремя
время
- Это имена существительные среднего рода единственного числа. Все они оканчиваются на -мя.
Дети испытывают затруднения.
- Учебная задача: узнаем, как имена существительные, оканчивающиеся на -мя, образуют форму множественного числа. Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная
Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Регулятивные:целеполагание; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование учебной задачи
III. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) Зафиксировать новое знание Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.
-Как будете решать проблему - самостоятельно или возьмёте готовую информацию в учебнике?
Если учащиеся испытывают затруднения, учитель разрешает использовать раздаточный материал: модели частей слов "суффикс -ен-", "окончание -а", карточки со словами, оканчивающимися на -мя.
Если учащиеся самостоятельно находят решение, то раздаточный материал служит для моделирования и фиксации нового знания.
Прочитайте правило на с. 150 и выполните в тетради упр. 2 Составляют план достижения цели и определяют средства
(Как правило, выбирают самостоятельный поиск решения проблемы)
Моделируют слова:
Врем + ^ + = времена
Плем + ^ + = племена
Имя + ^ + = имена
и др.
Делают вывод о правильности рассуждений, оценивают свою работу:
! - я знаю
? - пока сомневаюсь В парах
Фронтальная
Регулятивные: планируют, анализируют, сравнивают, делают выводы
Познавательные: моделируют, логические- решают проблему, строят логическую цепь рассуждений, доказательст, выдвигают гипотезы и их обосновывают
Коммуникативные: сотрудничают в поиске и выборе информации .
ФИЗМИНУТКА
IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение Организовать усвоение нового знания, самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону. Выявить место и причину индивидуальных затруднений. Организует работу в парах.
- Выполните в тетради упр. 2
Организует деятельность по применению новых знаний. Работают в тетради,
проверяют работу соседа по "ключу" (слайд 6)
Оценка соседа:
! - правильно
? - есть ошибки
Выполняют небольшую по объёму самостоятельную работу - упр. 3 с. 150. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (карточки со словами на -мя множественного числа) В парах
Индивидуальная
Коммуникативные: умения взаимодействовать.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Проанализировать и сопоставить учебную задачу урока с результатом деятельности на уроке. Организует рефлексию по предложенной схеме:
!! - я доволен своей работой и могу помочь другим ученикам
! - я доволен своей работой
!? - я старался, но были ошибки
?? - я сомневаюсь Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Фронтальная Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: умение делать выводы.