Мастер-класс на тему: Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью


Занятие «Все начинается с мамы»
Цели:
© способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;
© учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме;
© учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.
Оборудование:
© пособие к игре «Наша мама» (см. цв. вкл.);
© листы бумаги нарисованными уже лепестками (по количеству детей) и цветные карандаши.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте, ребята! Давайте, как обычно вы с вами начинаем и заканчиваем занятие станем в круг, возьмемся за руки и «передадим» друг другу улыбку. Смотрите, я начну и передам улыбку…
Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Дети рассаживаются на места.
Посмотрите, ребята, к нам сегодня в гости пришла мама-кошка с котятами. Давайте вспомним, как «разговаривают» кошки…
Ребята вспоминают.
А теперь давайте вспомним и громко как мама-кошка позовем котят…
А сейчас ответим, как котята – тихонечко…
Как вы думаете, мама-кошка заботится о своих котятах? Ответы детей…(умывает, кормит). Молодцы! Теперь закройте глазки и представьте, что вы котята…откройте глазки, покажите, как вы умываетесь, зеваете, выпускаете коготки…
А сейчас, мы с вами поиграем… Вы не забыли, что вы котята? Хорошо, я буду мама-кошка. Сначала внимательно послушайте меня: когда будет звучать медленная музыка – кошка садится на стул посередине ковра, котята располагаются на корточках вокруг, все засыпают. А когда звучит быстрая вы - котята начинаете бегать и прыгать, понятно? А мама-кошка спит, когда она просыпается, то говорит: «Это, что за перепляс? Тихий час у нас сейчас! Всем поспать вам нужно, засыпайте дружно! И тогда котята подходят к маме-кошке и под колыбельную засыпают! А поможет нам поиграть наш музыкальный руководитель – Елена Викторовна. Начинаем…Молодцы, здорово! Присаживайтесь на свои места.
Дети рассаживаются на места.
Сегодня мы с вами поговорим о ваших мамах. У каждого из вас мама своя, но для каждого — она самая красивая, добрая, ласковая. Послушайте, как один малыш говорит о своей маме. Наверное, так же о ней могли сказать и вы.
МОЯ МАМА
Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя.
Психолог. Давайте поговорим о том, какое настроение бывает у мамы. Вот, например, когда мама улыбается, смеется, напевает песенки, какое у нее настроение? (Веселое, радостное.) А когда чем-то расстроена, устала на работе, что-то болит или переживает за вас? (Грустное.)
Дидактическая игра «Наша мама»
Психолог. Посмотрите, у меня есть два маминых портрета.
Педагог демонстрирует два портрета мамы: один — веселый, другой — грустный.
Педагог. Покажите, на каком портрете мама грустит, а на каком — радуется?
Дети находят соответствующие портреты.
Психолог. А теперь послушайте другое стихотворение.
Улыбнется мама ясно и тепло —
Вот уж вам и солнышко в комнате взошло!
Педагог. Какое настроение у этой мамы? (Веселое.)
Психолог. А сейчас мы поиграем. Наших девочек мы попросим исполнить роль мам.
Подвижная игра «Идем к маме»
Психолог. Вам нужно разбиться на пары: мальчик с девочкой. Запомните своих девочек-мам. Девочки-мамы становятся на одну сторону нашей комнаты, остальные — на противоположную. (девочкам одевают косыночки и фартучки)
Психолог помогает детям разместиться в пространстве комнаты-кабинета.
Психолог. Итак, мы с детьми идем каждый к своей маме, а мамочки ждут нас. Посмотрите, какие упражнения я буду вам показывать и какие слова при этом говорить. А теперь начинаем..Чтобы к мамочке прийти,Дети шагают на месте.
Долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем,Идут по направлению к «мамам».
Через мостик перейдем,
Проползем мы под заборомПриседают, идут «гусиным шагом».
И зайдем в широкий двор.Останавливаются, разводят руки в стороны.Там и мамочку найдем.Улыбаются, обнимают «мам».
Психолог. И мамочки наши тоже рады своим деткам, они ласково гладят их по головке. А теперь садитесь на свои места.
Дети рассаживаются на места.
Психолог. А давайте мы с вами будем стараться, чтобы мамочка поменьше грустила и побольше улыбалась. А порадуем мы наших мам подарком. Я вам раздам листы бумаги с нарисованными цветочками и вам нужно их разукрасить карандашами как можно красивее. Но сначала я прочитаю вам стихотворение и потом вы вместе со мной его повторите.
Маму я свою люблю,
Ей цветочек подарю.
Мой цветочек не простой —
Самый ей он дорогой.
Рисование на тему «Цветочек для мамы».
Вот и мы нарисуем цветочек для мам.
Педагог. Покажите свои цветочки друг другу. Какой красивый цветник получился! Когда мама придет за вами в детский сад, подарите ей свой рисунок.
А теперь давайте завершим наше занятие и опять встанем в круг, возьмемся за руки и будем «передавать» другу другу улыбку. Молодцы. До встречи!