Проектная работа по разработке программы на тему « Дифференцированный метод обучения как средство формирования регулятивных УУД у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения на уроке окружающего мира»


Самарский государственный социально-педагогический университет
Название блока:
«Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ»
Тема:
« Дифференцированный метод обучения
как средство формирования регулятивных УУД у детейс задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения на уроке окружающего мира»
Работу выполнила
учитель начальных классов
первой категории
МБУ «Школа №47»
Елистратова Н.В.
2016 год
Актуальность
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».[1]
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».[2]
Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников, и находясь в их среде, и в те же календарные сроки».
Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативно-правовые акты федерального уровня и выдвигают три основных группы требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования:
1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников.
2)Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия);
- предметных (система основных знаний).
3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.[3]
1,3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012)
2 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться технологические карты уроков с учетом индивидуальных особенностей детей.
Но, как показывает практика, при моделировании макета урока учителями недостаточно используется дифференцированный метод обучения, который способствует формированию регулятивных УУД. Обучающиеся как правило испытывают трудности:
при постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составления плана и последовательности действий;
при предвосхищении результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
при внесении необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
при способности к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Проблема:
недостаточное использование педагогами в практике дифференцированного метода обучения для формирования УУД
Цель:
разработать модель технологической карты урока, отражающей деятельность учителя по формированию регулятивных УУД с использованием дифференцированного метода у учащихся с ЗПР.Задачи:
проанализировать нормативно-правовую документацию и психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования;
отобрать из ряда развивающих технологий личностно-ориентированную и адаптировать в соответствии с особенностями образовательных потребностей младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения;
определить место данной технологии в структуре урока;
определить структуру и содержание дифференцированного обучения, конкретизировать промежуточные результаты УУД на разных этапах урока;
разработать технологическую карту урока, отражающую формирование регулятивных УУД с использованием дифференцированного метода обучения;
внедрить технологическую карту в образовательный процесс;
определить её эффективность.
Гипотеза:
Дифференцированный подход позволит сформировать регулятивные УУД у обучающихся с задержкой психического развития
Этапы реализации проекта:
1.Ориентировочный
Знакомство с нормативно-правовой документацией и психолого - педагогической литературой по проблеме исследования
2.Деятельностный
Моделирование технологической карты урока, обеспечивающей формирование регулятивных УУД у детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения3.Оценочный
Выявление эффективности, продуктивности, полноты действий с целью внесения корректировки
Список литературы:
1.Бойков Д. И. Инновационная система коррекционно-педагогического образования: проблемы и перспективы / Бойков Д. И.// Логопед в детском саду. - 2008. - № 5.
2. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. - 2010. - № 3.
3. Валицкая А. П. Инклюзивное образование - образование для всех / Валицкая А. П., Рабош В. А.// Социальная педагогика. - 2009. - № 1.
4. Винзер М. Эра инклюзии: фрагмент главы из книги М. Винзер "От интеграции к инклюзии" / Винзер М.// Дефектология. - 2010. - № 6.
5. Годовникова Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Годовникова Л. В.// Педагогика. - 2008.
6. Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями»
7. Григорьева М. А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство / Григорьева М. А.// Специальное образование. - 2009.
8.Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993,9.Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 10. Толмачева Г. А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г. А. Толмачева// Коррекционная педагогика. - 2006.
11. Ульенкова У. В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения / Ульенкова У. В.// Специальная психология. - 2009.
12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012)
13. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Информационные ресурсы.
1. http://festival.1september.ru (раздел «Коррекционная педагогика»)
2. ikprao.ru(Институт коррекционной педагогики РАО)
3. сайт www.standart.edu4.http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
5. http://pedsovet.org/content/view/24927/251/
6.http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574
7.http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)8.http://tass.ru/obschestvo/1986816к XLVI).•Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
•Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
•Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Тема «Про кошек и собак»
ФИО Елистратова Наталия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 «Б»
Дата проведения: 28.11.2013 г. Программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока «Про кошек и собак»
Педагогические технологии: личностно ориентированные технологии, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учителя
Базовый учебник Окружающий мир
Цели урока: расширить и дополнить у детей имеющиеся представления о домашних животных.
Задачи урока:
•Познакомить учащихся с историей кошек и собак, с некоторыми породами кошек и собак,
•Сделать вывод о роли этих животных в жизни человека;
•Развить кругозор детей на основе имеющегося у них жизненного опыта
•Воспитывать бережное отношение к домашним животным
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
•Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.
•Обсудят роль кошек и собак в нашей жизни.
•Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам
Личностные:
•стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
•проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
•контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;
познавательные:
•выделяют необходимую информацию, структурируют знания;
•осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;
•устанавливают причинно-следственные связи;
•анализируют
коммуникативные:
•слушать и понимать речь других;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.
•формулировать собственное мнение и позицию. при необходимости задают вопросы уточняющего характера;
Формы работы: фронтальная, групповая
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе для обучающихся с ЗПР в инклюзивном классе
№ Содержание этапа Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащегося с овзФормируемые уудТехнологии
1 Организационный
Проверка готовности учащихся, настрой на урок
Мотивация к учебной деятельности Прежде, чем за парту сесть,
Посмотрите все ли есть.
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Проверяет готовность обучающихся к уроку
Побуждает к высказыванию своего мнения. Настраивается на активную работу на уроке.
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные :формирование способности к организации своей деятельности
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностно-ориентированная
технология
2 Актуализация знаний/ Целеполагание Закончите предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Сегодня мы продолжим изучать домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, посмотрев видео ролик
Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак».
Как вы думаете о чем мы узнаем на уроке?
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Помогает учащимися сформулировать цели урока. Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты
Подводит обучающихся к выводу о…
Предлагают формулировки целей и задач урока
Высказывают свои предположения.
Познавательные УУД: предполагают, какая информация будет необходима для решения проблемы
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать тему,
Коммуникативные УУД: - участвовать в обсуждении, слушать и понимать других.
Личностно-ориентированная
Технология
ИКТ
Организация познавательной деятельности А сейчас внимательно посмотрите презентацию .Подумайте на какие 3 группы можно разделить собак?
В группах заполните таблицы
Подведение итогов
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Организует работу в группах
А сейчас откройте учебники и прочтите информацию о кошках Высказывают свои предположения.
Работа в группах
Работают с заданиями в учебнике
Находят в тексте понятие, информацию Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
Личностно-ориентированная
Технология
ИКТ
ФизминуткаМотивирует детей на отдых Выполняют движения под музыку физминуткиЗдоровьесберегающаяРешение практических задач Мы уже узнали много интересного.
Поговорим как ухаживать за нашими питомцами.
Игра
«Назови питомца» Организует игру и
обеспечивает положительную атмосферу на уроке Обсуждение
Делают выводы
Осуществляют:
•самооценку;
•самопроверку;
•взаимопроверку;
•предварительную оценку.
регулятивные
(волевая саморегуляция);
познавательные
анализ;
построение логической цепи рассуждений;
коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
Личностно-ориентированная
Технология(игровая деятельность)
Подведение итогов /рефлексия Если вам было интересно на уроке, вы достигли своей цели, успешно справлялись с заданием – поднимите зеленый
Если вы испытывали затруднения, но в итоге все задания смогли выполнить – поднимите жёлтый
Если вам было трудно, неинтересно на уроке – поднимите красный
Всем спасибо за урок! Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности. Личностно-ориентированная
Технология
Домашнее задание Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 1)Нарисовать своего любимца
2)Приготовить сообщение о породе кошки или собаки(по выбору) Творческий уровень домашнего задания
Личностно-ориентированная
Технология