Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности в процессе обучения младшего школьника


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
 
 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
 
дидактическая игра как средство повышения познавательной активности в процессе обучения младшего школьника
 
 
 
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
 
Студентка: Дорогойченко Яна Сергеевна____________________
                                                                                                                                                                                                           (Личная подпись)
Руководитель: Михайловская Татьяна Александровна   ___________________
                                                                                                                                                                 ( Личная подпись)          
 
 
 
 
 
 
 
Допущена к защите
«_____»_____________2011г. Зам.директора по УМНР
_____________ И.В.Гервальд  Выпускная квалификационная работа защищена с оценкой «_____________»
«____»_____________________2011г.
Председатель ГАК____________ 
   
 
 
Тольятти, 2011 г.
11 Игра дидактическая
 
Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие И. д. составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. И. д. является одной из методических разновидностей обучения.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
 
Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
 
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
 
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
 
Что такое дидактическая игра?
 
Термин “дидактические игры”, под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори".
 
Многие исследователи неоднократно с болью констатировали, что “являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную “прописку” ни на уроках, ни в до образовательной работе”.
 
Чем же является дидактическая игра по своей сути?
 
Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это “процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков”, можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
 
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты): 
деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.
 
Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
 
Структура игры
 
 
 
Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.
 
Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информацию.
 
Классификация игровой деятельности.
 
Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры: 
игры для изучения нового материала; 
игры для закрепления; 
игры для проверки знаний; 
обобщающие игры; 
релаксационные игры-паузы.
 
Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.
 
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.
 
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
 
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.
 
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
 
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
 
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
 
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
 
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.
 
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”.
 
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
 
В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.
 
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации.Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:
 
1) Речевые разминки - «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
 
2) Логические задачи - отгадывание загадок; чтение логического рассказа - загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
 
3) Творческие задания:
 
· Творческие рассказы - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности - передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
 
· Творческие задания с использованием музыки и живописи - сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
 
· Учебно-ролевые игры - создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры - диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.
 
4) Создание проблемных ситуаций
 
При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.
 
Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.
Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.
 
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.
 
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.
 
Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». [15, с. 86]. Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.