Доклад Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника

Интерактивное обучение
как средство развития познавательной активности и
коммуникативных компетентностей младшего школьника.

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Новый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образования требует повышения самостоятельности учащихся, степени их самоорганизованности. Современное качество образования предполагает достижение таких результатов, благодаря которым ученик может самореализоваться в новых экономических условиях и при новых социальных отношениях. Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на первые позиции проблему активизации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и коммуникативной компетенции учащихся.
Сегодня растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возникает новая центральная задача: создать условия для успешного саморазвития ученика, формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Одной из задач учителей начальных классов является создание условий для развития творческой, познавательной и коммуникативной активности школьников через организацию совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса на основе применения интерактивных форм организации учебного процесса.
Коммуникативные компетенции – это способности осуществлять результативное общение, понимать точку зрения собеседника, понятно излагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, овладение умениями общения с людьми иноязычного происхождения.
Одним из способов формирования коммуникативной компетенции является учебная деятельность. Учебная деятельность – коллективный учебный диалог на всех этапах решения учебной задачи: умение излагать свои мысли; публично представлять результаты работы; понимать позиции другого; дискутировать с участниками диалога; представлять и защищать свою точку зрения. А это все является предпосылкой для успешной коммуникации с деловыми партнерами в будущем.
Коммуникативная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Эти характеристики личности так же входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе. Поэтому еще один путь развития коммуникативной компетентности в создании особой, развивающей атмосферы.
К концу обучения в начальной школе в отношении содержательной коммуникации должны быть сформированы следующие компетенции:
владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);
умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;
способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях автора, зрителя, критика);
способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Под коммуникативными способностями понимается совокупность свойств, умений и навыков, проявляющихся в процессе общения и определяющих его успешность. А общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями, что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Исходя из этого, учителя начальных классов формируют у учащихся следующие коммуникативные умения:
слушать и слышать другого человека;
участвовать в свободной беседе
быть внимательным к самому себе и окружающим;
понимать чувства и настроение другого;
осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Для развития коммуникативной компетенции школьников на уроках необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения.
При формировании коммуникативной компетентности необходимо решить следующие познавательные задачи:
Осуществлять формирование и развитие всех видов речевой деятельности.
Научить анализировать чужую речь с учетом темы, основной мысли, типа, стиля, адресата.
Сформировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации общения
Воспитывать культуру речевого поведения.
Повышение уровня коммуникативной культуры и диалога, толерантных отношений и правовой культуры учащихся обеспечит использование диалоговых технологий обучения.
Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.
Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.
повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.
развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации.
саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса
Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:
это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности
Внедрение интерактивного обучения в учебный процесс вызывает появление учащегося нового поколения, с новыми потребностями в образовании, формируются новые интеллектуальные умения, новая культура в получении знаний. Учителю всё больше отводится роль руководителя учебного процесса.
Работа учителя и ученика при интерактивном обучении - в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Ученику предоставлена возможность моделирования различных природных, физических процессов и явлений, изучения явления в различных ситуациях, с возможностью изменения параметров, характеризующих явление. Учебная, поисково-познавательная деятельность с интерактивными электронными источниками знаний приобретает элементы достаточно серьёзного школьного, предметного исследования.
Среди основных преимуществ использования интерактивного обучения на уроках является большая вовлечённость учащихся в процесс обучения, их улучшенная мотивация, уменьшение случаев плохого и вызывающего поведения на уроках, возможность применения разных стилей обучения, повышение эффективности работы преподавателя.
На уроках можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображением по образцу. Повышается концентрация внимания. Младшим школьникам нравится работать с интерактивным оборудованием. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью инструмента ластик сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто, увлекательно, следовательно, повышается познавательный интерес к учению в процессе урока. Таким образом, использование интерактивного обучения несомненно улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса, способствует гармоничному сочетанию собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, стимулирует познавательный интерес учащихся к предмету.
Какие же виды интерактивых образовательных ресурсов можно использовать на уроках в начальных классах: презентации для демонстрации учебного материала, тексты электронных учебников, программы тестов, электронные учебники с заданиями для самостоятельной работы, электронные энциклопедии, аудио-файлы, видео-файлы
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.  Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания.
Применение интерактивного обучения позволяет создать условия для:
постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
выбора различных способов деятельности для достижения результата;
развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
· активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
· достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
· развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
· снижению дидактических затруднений у учащихся;
· повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
· приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность. Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приёмы обучения;
особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
главная цель каждой игры - помочь понять и закрепить материал урока.
Важную роль в реализации этих задач играет грамотное включение информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в образовательный процесс.
Этапы интерактивного урока при использовании современных методов преподавания:
1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) - 5-10 мин.
2. Исследовательская работа (групповая работа) - 10-12 мин.
3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.
4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.
5. Обобщение и результат - 5 мин.
6. Оценка - 3 мин.
7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.

После проведения уроков методами, перечисленными выше, у учеников повышается способность мыслить и развиваются следующие направления:
1. От индивидуальности к общественному.
2. От зависимости к независимости.
3. К навыкам использования ИКТ.
4. От интиуции к логике.
5. От единомыслия к альтернативности.
6. К творчеству и визуальным эффектам.
7. Эволюция навыков ведения независимых исследовательских работ.
8. Повышаются способности анализировать, исследовать и обобщать.
9. Формируется способность охарактеризировать любой объект, окружающий нас.
11. Ученики знакомятся с компьютерными программами.
12. Создается способность свободно выступать перед аудиторией.
В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем  и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.
Обучение на интерактивном оборудовании в учебном процессе школы - это дальнейшее обогащение образовательной среды, предполагающее различные варианты выхода учащихся на личностно-ориентированное обучение. Учащийся приближается к самоориентации в потоке учебно-познавательной и обучающей информации и к нахождению своей образовательной траектории. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал. Следствием использования интерактивного обучения является развитие познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника.















15