Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной и направленную на достижение планируемых результатов. В нашей школе внеурочная деятельность реализуется в виде творческих объединений, мастерских, кружков, школы одаренных детей, лабораторий. Для каждого вида внеурочной деятельности учителя информатики создают отдельные программы, каждая из которых соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Для меня внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы эти знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи является внеурочная деятельность, которой мы занимаемся с детьми 1-11 классов по предмету информатика и ИКТ. В рамках внеурочной деятельности у нас созданы курсы «Робототехники», «3D-моделирования» и «Web-дизайна», ТО «Мой персональный компьютер», «Юный программист» и «Увлекательный мир презентаций», а так же лаборатории и 5 групп ШОД для учащихся 5-11 классов. Программу для обучающихся стараемся разрабатывать как индивидуально для каждого учащегося, так и для пар учащихся, которые формируются в силу их особенностей, приоритетов и интересов. Каждый курс предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире, определению их места в окружающем мире, выявления творческих способностей детей. Реализация данных курсов позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. Кроме этого, реализация этих курсов в рамках внеурочной деятельности помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе как индивидуальной, так и групповой проектной деятельности.
В основе всех курсов лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Все направления внеурочной деятельности тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвовавший в работе по выполнению предложенных заданий, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках, например, математики, изобразительного искусства, географии, но и углубляют их. Все это можно проследить в работах детей, которые мы представляем на конкурсах различного уровня.
Основные принципы организации внеурочной деятельности, которых мы придерживаемся:
учет возрастных особенностей учащихся;
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как:
Экскурсии,
кружки,
круглые столы,
конференции,
диспуты,
школьные научные общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования и т.д.
Основные результаты внеурочной деятельности.
По окончании каждого из курсов учащиеся должны уметь демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения общих навыков работы с полученной информацией учащиеся должны уметь:
представлять информацию в более наглядной форме представления;
создавать свои источники информации – информационные проекты в виде сообщения, графической работы, презентации;
создавать и преобразовывать информацию из одной формы представления в другую;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать на практике полученные знания в виде рефератов, докладов, программ, решения поставленных задач;
готовить к защите и защищать свои небольшие проекты по заданной теме.
Для достижения результатов внеурочной деятельности необходимо собрать группу ребят, для совместной деятельности по информационно коммуникационным технологиям; определить цель и задачи данного коллектива на учебный год.
Планирование результатов пробуждает у обучающихся интерес к открытиям, созданию творческого подъема, активизирует их познавательную деятельность.Как оформить ученический проект.
Учебный проект – это работа над конкретной, чаще всего социально-значимой проблемой. Участники проекта выполняют ряд взаимосвязанных заданий. Для их выполнения выделяются ресурсы, устанавливаются сроки. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, сайтов, печатных изданий.
Инструкция:
1.Оформите паспорт проекта: укажите название вашей работы, руководителя, исполнителей. Обязательно укажите основополагающий вопрос, год разработки учебного проекта, перечислите учебные темы, к котором ваш проект имеет отношение. Необходимо также обозначить возраст учащихся, на которых рассчитана ваша работа.
2.Определите и обозначьте в паспорте тип проекта (информационный, исследовательский, информационно-исследовательский, творческий, игровой). Укажите тип проекта по предметно-содержательной характеристике: монопроект (один предмет) или межпредметный (объединяет несколько учебных дисциплин, предметов).
3.Охарактеризуйте учебную работу по: количеству участников (индивидуальная, парная, коллективная), срокам (краткосрочная, средняя или долгосрочная), характеру контактов учащихся в процессе выполнения проекта (межшкольная, внутришкольная).
4.Составьте краткую аннотацию проекта. Расскажите о своей работе так, чтобы заинтересовать читателей, покажите специфику, значение именно вашей проектной работы. Для этого разбейте текстовый документ вашей работы на смысловые части, выделите в каждой части ключевые мысли, сформулируйте основные тезисы, перечислите главные проблемы, сделайте выводы.
5.Оформите визитную карточку проекта. В визитке указывается: автор, учебное заведение, тема, цели проектной работы. Также перечислите компетентностные умения и навыки, которые формируются в ходе выполнения работы. Укажите задачи, которые вы перед собой ставили. Опишите, какие самостоятельные исследования проводились в ходе выполнения работы. Назовите предметные области, затрагиваемые проектом; форму оформления результатов; охарактеризуйте программно-техническое обеспечение работы и критерии оценки деятельности обучающихся.
6.В ходе выполнения учебного проекта ведите дневник, в котором кратко описывайте, какие виды работ вы выполняли на каждом этапе. Составьте отчет на основании дневника. Попросите руководителя проекта написать рецензию.
7.Подготовьте презентацию вашего учебного проекта. Она должна быть рассчитана на публичное выступление с защитой проекта на научно-практической конференции школы, района и т.п. Это своего рода творческий отчет о проделанной вами работе.
8.Если проект рассчитан на интернет-аудиторию, сделайте сайт, посвященный этой работе, или соответствующую страничку на сайте вашей школы. 
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что внеурочная деятельность, а именно технология проектов, школьникам очень нравится. Ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять знания на практике.
Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких занятиях происходит единение учителя и учеников.