«Роль педагога в формировании здорового образа жизни детей в условиях санатория»


Роль педагога в формировании ЗОЖ в условиях санатория.




«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом» (7., C.38).
И.П. Павлов

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. По экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Т.о. решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Осознанное отношение к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи – важная составляющая культуры здоровья современного человека.
Особенно актуальным этот вопрос является в отношении подрастающего поколения. Дети наиболее восприимчивы к различным обучающим и формирующим воздействиям. И необходимо здоровый образ жизни формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения, действительно образом жизни.  
Прежде чем сделать ребенка умным,  сделай его здоровым и крепким.        
                                                                                        Жан - Жак Руссо    
Непосредственное взаимодействие с ребенком в воспитательном и образоваиельном процессе осуществляет педагог, поэтому уровень культуры здоровья педагога, профессиональная компетентность в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания во многом определяют успешность здоровьесозидающей деятельности образовательного учреждения в целом.
Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.  Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. 
В условиях санатория работа начинается с приема детей, когда, беседуя с родителями об индивидуальных особенностях, характере, увлечениях и предпочтениях идет сбор диагностического материала (дети глазами родителей, семейные взаимоотношения, ценности, приоритеты). Поведение ребенка, навыки построения межличностных отношений, уровень толерантности, активная позиция, отношение к лечению,.. в адаптационный период являются для педагогов санатория объективной диагностической базой, на основании которой в дальнейшем с учетом возрастных особенностей строится работа по формированию ЗОЖ совместно с медиками санатория (лечащими врачами и медицинскими сестрами, логопедом,..).
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
Шопенгауэр А.
Работа педагогов санатория строится по следующим направлениям:
-повышение санитарно – гигиенической культуры детей (санитарно – просветительская) «Понятие ЗОЖ», «Вирусные инфекции» тематическая программа «Слагаемые здоровья», «Чистота – залог здоровья», «Вопросы личной гигиены»,..
-профилактика заболеваний, ТБ, предупреждение травмоопасных ситуаций, беседа «Болезни грязных рук», «Дурные игры», «НЕКОНФЛИКТНЫЙ я», правила безопасного поведения
-пропаганда ЗОЖ, привитие интереса к ЗОЖ, спорту, активному отдыху, здоровому питанию: Страна «Спортляндия», беседа «Мои вершины», «Шрек2 1/2» «Съедобное или несъедобное», МЗП «В страну ЗДОРОВЬЯ» спорт. Встречи,..
-формирование ответственного отношения детей к здоровью (осознание состояния своего здоровья, ценности собственного здоровья и окружающих, меры личной ответственности ) и формирование мотивационных установок на ЗОЖ: «Что значит быть взрослым?», «Я и мое здоровье», «Жизнь на радуге»,..
- помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально – волевой сферы, сложности в построении межличностных отношений с младшими, сверстниками, взрослыми, этика взаимоотношений мальчиков и девочек): «Школа красоты», «Рыцарский турнир», МЗП «Этикет и время»,..
-отказ от вредных привычек, воспитание устойчивости личности в окружающем мире: сатирическая конкурсная программа «Курить или не курить», беседа «Истоки зависимости», «Рок против наркотиков», «Градус жизни»,..;
-развитие творческих способностей детей, формирование позитивной «Я - концепции»: программа «Город мастеров», кружки, сказкотерапия, игротерапия, театрализованные программы, игры – путешествия, квесты..
-трудотерапия: операции «Аврал по флотилии», «Фантик», совместная работа на участках и в саду санатория,..;
-спортивные мероприятия;
-гармонизация отношений с окружающим миром, осознанное и ответственное отношение к вопросам экологии: прогулки, экскурсии, совместная работа по уходу за цветниками отделения, тематические недели, операции «Тайфун» и «Морской порядок», «Я в этом мире и мир вокруг меня», эко театр «Живая планета»,..
Пропаганда и мотивация на ЗОЖ являются неотъемлемой составляющей любого мероприятия педагогов санатория и носит системный, а не эпизодический характер.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
С первых дней в беседах об укладе и традициях санатория педагоги санатория знакомят ребят с режимом дня, в котором разумно чередуются дозированные нагрузки и отдых; знакомят с возможностями активного отдыха и досуга по интересам; обсуждают цели приезда и пути их достижения. Ежедневное обсуждение на морской поверке планов дают возможность разновозрастному коллективу детей интересно проживать каждый день, без суеты и волнений своевременно решать все вопросы и быть уверенным, что следующий день будет не менее важным и затейливым. Ежедневно организуя, направляя и регулируя жизнь детей отделения, педагоги ведут работу по обучению культуре использования времени с учетом возможностей и потребностей личности, планированию дня и распределения нагрузки, происходит вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья.
В силу различных причин, многие из ребят, приезжающих на лечение отдых в санаторий, не принимают участия в творческих и спортивных мероприятиях дома, но с помощью педагогов санатория получают возможность попробовать свои силы, поверить в себя и выступить в новом качестве, принимая посильное участие в том или ином мероприятии, занимаясь в интересующем кружке. Раскрепощенная и творческая атмосфера, создаваемая педагогом, способствует развитию творческих способностей детей.
Т.о. происходит коррекция «Я - концепции», тренинг эмоционально – волевой сферы и приобретение ярких позитивных эмоций крайне необходимых ребенку.
Бессодержательный же досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления алкоголем, пристрастия к курению, проявления асоциального поведения. Интернет – досуг, компьютерные игры, различные интернет – группы и «виртуальные друзья» лишают детей радости и возможностей живого общения, могут быть не только вредными, но и опасными. Педагогический такт и поддержка помогут детям найти позитивные и адекватные пути решения в сложных ситуациях.
С начала смены педагогами санатория ведется работа по формированию детского разновозрастного коллектива, основанного на толерантном отношении, взаимопомощи и взаимной ответственности, ведется работа по воспитанию уважительного отношения к различным этнокультурам. Это - школа межличностных отношений и именно педагог подает пример гуманного и внимательного отношения к окружающим, позитивного отношения к личностному росту детей, поощрение чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с младшими, сверстниками, старшими.
Педагогами ведется работа по формированию ответственного и осознанного отношения детей к своему здоровью и окружающих, информированию о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью. Однако, вооружая знаниями ребят необходимо дозировать информацию с учетом психо – возрастных особенностей.
Крайне важным в работе педагогов санатория является воспитание устойчивости личности в окружающей среде, для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Детское самоуправление в рамках морской ролевой игры умело организованное педагогами обладает широкими возможностями для формирования мотивационных установок на ЗОЖ детей в условиях санатория:  **педагогическая поддержка -создание у детей ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного самосовершенствования. Помочь принять позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха». Ситуация успеха – это результат со-творческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат сопоставим с их ожиданиями;
** личностная педагогическая поддержка,
**терапевтическая среда,..
«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»
Чехов А.П.
Т.о. приобретается позитивный социальный опыт, формируются доверительные отношения, приобретаются новые знания, навыки коммуникации, радость общения и взаимодействия.
Огромное значение для формирования ЗОЖ детей имеет способность педагога сохранять собственное здоровье, умение ненавязчиво пропагандировать и демонстрировать на личном примере единство слов и дел. В отношении взрослых дети достаточно внимательны, чувствительны, критичны. Внешний вид, одежда по случаю и погоде, предпочтения в еде, умение предупреждать собственные неврозы и устранять психолого педагогическими средствами причины, их вызывающие, самоконтроль; широкий кругозор, осведомленность и умения, справедливость и чуткость, доброта и требовательность, отношение к спорту,это далеко не полный перечень качеств находящихся под пристальным вниманием ребят, и в итоге, делающих наше мнение авторитетным для детей.

Дети приезжают в санаторий с багажом семейных традиций и социального опыта. Ведь, как известно «все, и хорошее и плохое берет человек в семье». Нередки случаи, когда отношение к ЗОЖ в семье заканчивается словами и дискредитировано поступками взрослых.
В каждой смене есть ребята, которые на начальном этапе утверждают, что приехали отдохнуть и категорически отрицают наличие проблем со здоровьем, горячо спорят по поводу режима дня, правил пребывания в санатории, питания, не умеют одеваться по погоде или нет в наличии необходимых по сезону вещей, с опытом или стажем вредных привычек, девиаций в поведении из-за семейных проблем,.. При поступлении в санаторий и на протяжении всей смены педагоги санатория активно сотрудничают с семьей (цель приезда, правила пребывания, традиции и возможности активного отдыха в санатории, навыки самообслуживания, традиции питания настроение, общение, занятость, отношение к лечению, умение одеваться по погоде,..). При выезде обсуждаются итоги отдыха (навыки самообслуживания, уровень ответственного отношения ребенка к своему здоровью и окружающих, сложности и достижения).
Средства массовой информации, в том числе Интернет-ресурсы являются основным источником информации и для подростков (49,2% девушек, 51,4% юношей), при этом качество этой информации вызывает сомнения у специалистов. Однако, большинство подростков хотели бы получать информацию о здоровом образе жизни от врачей - 15,3%, родителей - 14,8%, психологов - 14,1%, друзей -5,4%, ставя учителей на одно из последних мест в этом списке, особенно когда это вопросы личной гигиены, полового созревания, курения, алкоголизма,..
«Где только возможно, обучение должно стать переживанием»
Альберт Эйнштейн
Самые информативные беседы, содержательные лектории, «ценные советы» педагогов могут оказаться мало результативными, разнообразие форм и педагогических методов, личностно ориентированный подход помогут привлечь интерес ребят к вопросам ЗОЖ, воспитывать стремление детей к самореализации, саморазвитию и формировать личную ответственность за свое здоровье и окружающих. Личное активное участие педагога в творческой жизни, стремление развиваться и педагогический такт сделают мнение педагога авторитетным для детей.
«Без впечатлений, восторгов, вдохновения,
без жизненного опыта нет творчества»
Шостакович Д.Д.

В заключении хочу сказать, когда в жизнь человека врывается болезнь - это безусловно сказывается и на его психическом и социальном здоровье. А в условиях санатория мы имеем дело еще и с несформированными личностями, дремлющими талантами с пытливым умом и чаще безвекторным действием. Роль педагогов в организации, регулировании формирования и реализации комплекса мероприятий по ЗОЖ детей санатория огромна, но все же необходим тандем всех служб санатория и семьи. И благодаря совместным усилиям подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех, личное счастье и общее процветание.
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья ничто!»
Сократ.



Литература.
1. Дорофеева С. М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3,ГГМУ,2007г.- С.1. Лукашева М.Вестник ЗОЖ: журнал №13,М.,июль 2007г.-С.1.

2. Магницкая Л.Д.Воспитание культуры здоровья у подростков: Концепция.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2006г.50с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании, образовании// ПСС.-Т.1-М.,1957-С.185
Павлов И. П. ПСС.- Т.3.-Кн.1.-М.,1951.-с.38.


15