Статья на тему ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ НА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В БУДУЩЕМ


ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ НА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В БУДУЩЕМ
Титова Виктория Олеговна,
студентка 3 курса
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
Белогурова Лидия Ивановна
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
преподаватель педагогических дисциплин
Аннотация: Дошкольный возраст начинается с изменения социальной ситуации развития и возникновения ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно - ролевая игра, в которой моделируется и отражается в многообразных аспектах жизнь взрослых, развитие общих и специальных способностей ребёнка. В настоящее время в педагогике и психологии ответ на вопрос о влиянии игры в дошкольном детстве на прогнозирование выбора будущей профессии весьма неоднозначен.
Ключевые слова: дошкольное детство, сюжетно-ролевая игра, профессиональное самоопределение, личность, способности.
THE IMPACT OF THE GAMES IN THE PRESCHOOL CHILDHOOD TO THE PREDICTION OF CAREER CHOICE IN THE FUTURE
Titova V. O.
Abstract: Preschool age starts with changing social situation of development and the emergence of a leading activity. At preschool age leading activity is a role - playing game in which modeled and reflected in diverse aspects of adult life, the development of General and special abilities of the child. Currently, pedagogy and psychology response to the question about the influence of games in the preschool child on the prediction of choice of future profession is very ambiguous.
Keywords: preschool childhood, role-play, professional identity, personality, ability.
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требуют глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и создания условий для их жизнедеятельности. Данные, собранные учеными после обработки многих тысяч опросов, свидетельствуют о том, что детей часто беспокоят исключительно взрослые проблемы: проблема самовыражения, тревоги страх перед "большим миром" вообще, проблема выбора будущей профессии.
Выбор профессии – это социальный процесс, в ходе которого последовательно происходит осознание личностью профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей, путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. Насколько же вероятно осознание мира профессий детьми через игру и моделирование жизни взрослых?
Одними из первых классифицировавших игру как педагогическое явление были Я.А. Коменский, Е.А. Покровский, И.А. Сикорский, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчёркивали, что именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал.
Рассмотрим понимание сущности игры в психолого-педагогической науке. Как считают Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва, можно выделить две позиции в понимании природы, содержании и роли игры[1, с. 121]:
1. Игра – инстинктивно - биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врождённые влечения ребёнка, вытесняемые жёстким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (З. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд другие). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае – это форма защитного поведения.
2. Сюжетно-ролевая игра – важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Она содержит «идеальную форму» (Д.Б. Эльконин), образец – эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовку ребёнка к будущей жизни [2, с. 197].
Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в сюжетно – ролевой игре, ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности [3, с. 253]. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»).
Сюжетно – ролевые игры являются одновременно и средством и методом воспитания ребёнка. В процессе игр решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Ролевые действия, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей с одной стороны, положительные эмоции, с другой стороны, способствуют эффективной социализации. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познание окружающей их среды. Все это, в конечном итоге, способствует воспитанию личности в целом.
Анализ психолого- педагогической литературы показал, что игра в дошкольном возрасте - действенное средство разностороннего развития ребёнка [4, с. 318]. Игра, в том числе и сюжетно - ролевая, является самым простым и доступным средством развития личности ребёнка: это касается всех детей дошкольного возраста – как нормально развивающихся, так и  имеющих нарушения в развитии. Поэтому своевременное включение дошкольника в игровую деятельность, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
Е.А. Климов выделяет игру в качестве главнейшего способа овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, и первого знакомства с конкретными профессиями в период с трёх до шести-восьми лет, говоря о развитии человека как субъекта труда в любом обществе [5, с.176].
В целях подтверждения или опровержения вышеприведённых положений, было проведено анкетирование среди 52 студентов второго курса высшего и среднего профессионального образования ГБОУ ВО КО «Педагогический институт». Респондентам, уже определившимся с профессией, было предложено ответить на ряд вопросов, которые отражают отношение студентов к сюжетно-ролевым играм, лидерство студентов в них и влияние этих игр на дальнейший выбор профессии. Были опрошены 52 человека.
Интерпретация полученных результатов показала, что абсолютно все респонденты (100%) в детстве участвовали в сюжетно – ролевых играх, отражающие труд взрослых. Будучи детьми, студенты организовывали игры по мотивам «школа» (67%), «детский сад», «парикмахерская», «больница», «магазин», а также «дочки-матери». Лишь небольшое количество опрошенных (11%) всегда играли роль лидера в этих играх, вдвое больше (22%) вообще никогда не были в лидерах, а остальные (67%) – периодически брали на себя лидерскую роль.
Следует также отметить, что большинство студентов в дошкольном возрасте отдавали предпочтение подвижным играм (89%). Среди этих игр такие, как «прятки» (их выбрали 89% респондентов), «догонялки» (78%), «казаки-разбойники» (56%), студенты прыгали в «резинки» (44%), а также играли в другие игры с правилами спортивного характера (футбол, баскетбол, «лапта», «ручеёк», «жмурки», «классики», «городки» и т.д.).
Проанализировав прогнозирование выбора профессии в будущем, пришли к следующему выводу: практически половина студентов факультета высшего образования (46%) утверждают, что игры в дошкольном возрасте повлияли на выбор профессии. Меньшее количество респондентов (23%) считают, что игра никак не повлияла на их выбор, некоторые лишь предполагают влияние игр (31%) на выбор будущей профессии. Таким образом, студенты факультета высшего образования Педагогического института склоняются к выводу о том, что игры в дошкольном возрасте оказывают непосредственное влияние на дальнейший выбор профессии (69%). Часть студентов факультета высшего образования сомневается в верности утверждений (33%), поскольку считают, что это явление возможно, но не во всех случаях.
Среди студентов СПО результаты кардинально иные: большая часть опрошенных (77%) утверждает, что игры в дошкольном возрасте не повлияли на выбор профессии. Процент опрошенных студентов СПО, подтверждающих теорию о влиянии игры в дошкольном детстве, близок к предыдущему результату (68%). Также есть и отрицающие выдвинутую теорию среди студентов СПО (32%).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и практическое исследование позволяет сделать вывод, что влияние игры в дошкольном детстве на профессиональное самоопределение позволяет прогнозировать выбор профессии. В дошкольном возрасте будущая профессия представляется идеалом, с возрастом представления о будущей профессии становятся реальными, корректируются. Это доказывает и повседневная практика, и ряд социальных исследований, проведённых в этом направлении. Так, к примеру, опрос «Левада-Центра» подтверждает тот факт, что с возрастом расстановка приоритетов к той или иной профессии меняется: в детстве профессия мечты — одна, а в более зрелом возрасте — уже другая.
Поэтому главная задача воспитателя дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы направить игру не на простое стремление к получению удовольствия, а на обучение дошкольников через игровую деятельность воспринимать и творчески отображать мир; внимательно всматриваться в жизнь, знакомиться с профессиями взрослых, развивать интеллектуальные,  нравственные и физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и другие). Однако, современное состояние данного вопроса в системе дошкольного образования мало изучено и требует внимания.
Список литературы
Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб.пособие / В.П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
Бабаева, Т.И. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается // Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 243 с.
Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва. – М., 2002. – 278 с.
Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2013. – 464 с.
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебное пособие и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская.- М.: Юрайт, 2015.-507с.
Новосёлова, С.А. Игра в развитии ребёнка / С.Л. Новосёлова. – М., 2000. – 265 с.