Статья Психологические основы нравственности младшего школьника

Статья на тему: «Психологические основы нравственности младшего школьника»
Свое выступление хотелось бы начать с цитаты великого классика Константина Дмитриевича Ушинского «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
Социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в современной России, определяют новые социокультурные и морально-нравственные законы для человеческого поведения. Изменение мировоззрения, ядром которого являются ценности, предъявление новых требований к человеку определяют правила и нормы регулирования общественных и нравственных отношений.
Кризис нравственности отмечают многие психологи, социологи и философы (А.А. Абраменкова, Д.И. Фельдштейн, А.В. Сухарев, Н.М Лебедева и другие), ряд неблагоприятных тенденций является подтверждением этого, а именно: возрастает и молодеет детская преступность, социальная дезадаптация и девиация выходят за рамки учреждений интернатного типа, количество «неблагополучных детей» увеличивается с каждым годом. Согласно данным мониторинга центров по защите семьи, основными причинами девиаций детей являются: нарушения в сфере семейных отношений (38.5%), неправильное воспитание детей в семье (14.7%), социальная дезадаптация родителей (29.1%) и детей (10%). Воспитываются в материально неблагополучных семьях и вовлечены в маргинальные группы 6% детей, 3.3% из них входят в криминальные группы. В современном обществе наблюдается также кризис социального института семьи, о чем свидетельствуют различные психологические, социологические, демографические исследования, а также статистика разводов, социального сиротства, количества детей, рождающихся в неполных семьях. Данные социальные явления крайне негативно влияют на психическое развитие и воспитание детей и соответствующим образом сказываются на нравственности молодежи. Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости обращения особого внимания на процесс нравственного воспитания, особенно среди младших школьников, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Многие отечественные психологи и социологи отмечают, что «проблемы современного общества связаны с падением морально-нравственной культуры» [23].
Социальные явления находят прямое отражение в нравственности человека. Процесс развития нравственности представляет собой аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания [13; 147], «вбирания» в себя общих ценностей в процессе общения со значимыми другими. Представляя собой объективную ориентацию индивида, как члена группы на те или иные ценности, нравственная воспитанность предписывает индивидам определенные социально принятые способы поведения и как «стержень личности объединяет людей в их движении к благу».
Особое значение в психологическом осмыслении и исследовании проблем развития нравственности имеют труды Г.С. Абрамовой, Л. С. Выготского, Г.И. Щукиной, А.З. Рахимова и других. Человек рассматривается как нравственный субъект, прежде всего, в работах таких ученых как: И.Ф.Клименко, С.Н.Кучеренко, В.Ф.Петренко, Л.М.Попова, С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сафина.
Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день среди ученых отсутствует единая точка зрения относительно содержания понятия нравственность. Л.С.Выготский, Е.В.Субботский, Д.И.Фельдштейн и другие под нравственностью подразумевают сугубо внутренние личностные качества и рассматривают ее как внутреннюю установку человека действовать согласно своей совести и свободной воле. При единой методологической основе «лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек» (С.Л.Рубинштейн). А.А.Гусейнов, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев и другие соотносят нравственность с системой моральных запретов и правил, которые предписывает общество.
Являясь многогранной и востребованной областью научного понимания и исследования, нравственность исследуется психологической, педагогической этической науками. На уровне психологии изучаются механизмы формирования нравственности: через интериоризацию социокультурных норм и правил [6], через формирование когнитивных структур и развитие эмоциональных качеств. Л.С.Выготский, Л.Колберг, Ж. Пиаже, Е.В.Субботский, Д.И.Фельдштейн выделяют возрастные особенности развития нравственности.
Особо следует отметить работы, посвященные изучению детей младшего школьного возраста. Так, в трудах ученых, разработанных на данную тему, дается обоснование сензитивности младшего школьного возраста для становления нравственности, подчеркивается его важность в последующем личностном развитии. Авторы указывают на возможность оптимизации и продуктивность развития нравственности в данном возрасте путем создания соответствующих социальных и педагогических условий.
В настоящее время перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработкой у школьника нравственных ценностей. Решение данных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагог просто обязан быть психологом, для грамотного проведения воспитательной работы в школе, чтобы данная работа давала положительные результаты.
Цель исследования: определить психологические особенности проявлений нравственности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в различных социально-педагогических условиях.
Объект исследования проявления нравственности младшего школьника.
Предмет исследования психологические особенности проявлений нравственности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:
Определить сущность нравственного воспитания.
Выявить специфику формирования нравственной воспитанности в младшем школьном возрасте.
Выделить и дать характеристику уровням нравственной воспитанности младшего школьника.
Рассмотреть механизмы, применяемые в процессе нравственного воспитания.
Гипотеза исследования: Воспитание нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста будет эффективным, если:
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
учитель владеет методами и приемами, которые направлены на воспитание нравственных ценностей у младшего школьника;
работа по воспитанию нравственных ценностей проводится совместно с семьей (родителями).
Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования; изучение и обобщение психолого-педагогического опыта в контексте исследования и другое.
Теоретические основы исследования. Оснoвные закономерности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте изложены в работах таких авторов как Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и других.
Теoретичеcкая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- выявлены и проанализированы исследования на тему психологические основы формирования нравственности младшего школьника, которые обуславливают необходимость дальнейшего научного исследования в данном направлении;
- обобщено и систематизировано имеющееся научное знание об ocoбеннocтях формирования нравственных качеств и ценностей в младшем школьном возрасте;
- проанализированы основные аспекты исследуемой проблемы, что должно спocoбствовать более глубокому пониманию понятия «нравственности» и психологических основ формирования нравственности в младшем школьном возрасте.
в первой главе нами проведен философско-психологический анализ понятия «нравственность», дано представление о 1.2. Формирование нравственности у младшего школьника, охарактеризованы 1,3Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников.
«Нравственность» считается ядром духовности. Она понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности. «Нравственность» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер. [8]
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил».[20]
Словарь по этике дает следующее толкование нравственности - это «область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...».
В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой этика, мораль и нравственность представлены как синонимичные понятия. В то же время нравственность определяется как область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе - с точки зрения другого; качество личности, являющееся (наряду с интеллектуальностью, интеллигентностью и другими) определителем ее духовной культуры.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего чему учат, что говорят безусловность необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте появляются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание проходит прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.
Мы также выделили следующие критерии, определяющие нравственную воспитанность у младшего школьника:
Когнитивный критерий, подразумевает под собой полноту и объем нравственных понятий и представлений;
Поведенческий критерий, который подразумевает:
а) способность давать нравственную оценку как собственному поведению, так и поведению окружающих;
б) наличествование готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам поведения в своем практическом опыте;
в) степень самостоятельности нравственного выбора в ходе преодоления препятствий (трудностей, проблем), следуя принятым нравственным требованиями, нормам и правилам поведения.
3. Эмоционально-ценностный критерий, включает:
а) понимание в необходимости ценностного отношения к окружающим;
б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений
Выводы по главе 1На сегодняшний день воспитание рассматривается с точки зрения того, что все поступки человека являются реальной движущей силой, которая изменяет условия жизни других людей. Воспитание предполагает формирование понимания воспитуемыми конкретных явлений как ценностей или антиценностей, определенное отношение к ним. Формирование нравственно-ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни, но возраст 6-12 лет является наиболее важным для развития нравственных ориентаций. В течение данного возраста складываются интеллектуальные механизмы познания самого себя и окружающего мира. Поступление в школу характеризуется переломом в условиях развития детей, меняет весь жизненный уклад и ценностные ориентиры. У младшего школьника происходит активное становление таких качеств личности, которые дают возможность образованию новых стремлений и необходимого уровня отношений к реальности. К главным психологическим новообразованиям младшего школьника можно отнести начало развития основ творческого отношения к действительности, умение ориентироваться в различных формах деятельности человека, способность оперировать отвлеченными понятиями, формирование личностных рефлексов, что особенно актуализируется в процессе школьного обучения.
Во второй главе нами описано экспериментальное исследование методов воспитания нравственных ценностей у младшего школьника и познавательно-мотивационных и эмоциональных характеристик, определяющих проявления нравственности.
Выводы по главе 2 Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста относится к одной из сложнейших задач, поставленных перед учителем. Для решения данной задачи учителю необходимо не только знать предметы начальных классов и методики их преподавания, но и уметь направить свою деятельность так, чтобы происходило формирование нравственного воспитания младших школьников, для этого педагогу необходимо использовать различные методы и приемы по их формированию. Нами была рассмотрена классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяются такие группы методов, как:
1. Методы формирования сознания личности, то есть методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений;
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Воспитание нравственных ценностей в современных условиях в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию, соответствующего уровню педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников. [32;23]
Проведенное нами исследование показало, что работа, которая была проведена на формирующем этапе исследования, способствовала повышению уровня нравственного воспитания младшего школьника: сократилось до нуля количество испытуемых, которые относились к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось до 74%, а также до 26 % увеличилось количество учащихся третьего уровня. Также сделали вывод, что у третьеклассников наблюдается преобладание теоретических знаний над практическими умениями и очевидна необходимость продолжения работы по формированию нравственной воспитанности школьников.
В Заключении Отметим Общество всегда и во все времена волновали вопросы нравственного воспитания и совершенствования ребенка. В педагогике нравственное воспитание, направленное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается в качестве важнейшей цели воспитания. В разные исторические периоды развития в обществе складывались многообразные ценности нравственности, но их все объединяет обращенность к человеческому началу, их основание на личностном опыте, обращение к нормам поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу.
Особенность нравственного воспитания младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция или актуализация ценности в совместной деятельности. Благоприятными для развития нравственных ценностей у учащихся младшешкольной возрастной группы являются следующие особенности деятельности: добровольность участия, привлекательность содержания деятельности, активность и самостоятельность детей, творчество; личностная ориентированность работы педагога, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастных категорий, опора на ценностные отношения; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности. [30,146]
В подтверждение выдвинутых нами теоретических положений мы провели эксперимент, на основе результатов которого были сделаны следующие выводы:
1. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных.
2. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей младших школьников в сторону увеличения.
3. Эксперимент, проведенный в школе №4 города Ессентуки, показал необходимость проведения занятий с младшими школьниками, направленных на повышение нравственного воспитания. Хотя в опытном 3 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности нужно продолжить для обеспечения вхождения теоретических знаний зону "актуального развития".
Выдвинутые положения в результате теоретического и экспериментального исследования также нашли свое значимое подтверждение, в том числе и статистическое:
Социально-педагогические условия определяют уровень развития нравственности учащихся младшешкольной возрастной группы.
Существуют определенные психологические особенности проявления нравственности у мальчиков и девочек.
Эмоциональные и познавательно-мотивационные характеристики младших школьников, такие как мотивация, эмоциональное состояние и тревожность, взаимосвязаны с уровнем нравственного развития учащихся начальной школы.
Данной работой нами была подтверждена закономерность нравственного воспитания, сформулированная В.А. Сухомлинским: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить необходимо постоянно, настойчиво, требовательно, в игровых формах, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
15