Адаптированная рабочая программа факультативного курса Формирование основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII»




«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по УР (коррекционной)
школы –интерната № 12

________________________
Е. П. Котлярова

«02» сентября 2016г.


Р А С С М О Т Р Е Н О
на заседании методического объединения учителей профильного труда
протокол №1
от 26 августа 2016г.


Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол №1
от 29 августа 2016г.





"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
директор специальной (коррекционной) школы-интерната № 12

______________________ И. А. Голубева

«02» сентября 2016 г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

формирования основ безопасности жизнедеятельности
7 класс


Учитель: Жукова Антонина Павловна

Количество учебных часов по программе: 68 часов

Количество учебных часов в неделю: 2 часа















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа формирования основ безопасности жизнедеятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004 года.
Учебный план ГКОУ школы - интерната №12
Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы-интерната №12.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Особенности адаптированной рабочей программы
Особенность рабочей программы состоит в том, что она составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии. Для данной категории обучающихся характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы;
сниженный уровень познавательной деятельности;
недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;
отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки.
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ).
Цели
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасности жизнедеятельности;
Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни
Овладение умением распознавать опасности и предвидеть их последствия, грамотно действовать при возникновении опасной ситуации.
Подготовка учащегося с ограниченными возможностями здоровья к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Изучение курса обж позволит получить систематизированное представление о наиболее распространенных опасностях в повседневной жизни, о правилах безопасного поведения в сложившихся условиях с учетом своих возможностей.
Задачи
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни;
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Коррекционные задачи
Развитие познавательной активности детей
Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
Формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания навыков самоконтроля, самооценки;
Развитие знаний и представлений ребенка об окружающей действительности

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы  обучения: 
Общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видеороликов, электронных презентаций);
Эвристические (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические  (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы предусмотрено 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие – 1 час
Значение и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личная безопасность в повседневной жизни – 51 час
Особенности города и села как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности. Система обеспечения безопасности. Характеристики городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения. Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире), многоэтажном здании. Правила поведения при возгорании одежды и электроприборов. Способы эвакуации из горящего здания. Правила поведения при возникновении пожара в транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении пользования ими. Действие опасных веществ на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Правила безопасного поведения на транспорте. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного, личного.
Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.
Правила профилактики и самозащиты от хулиганов. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила безопасного поведения заложников.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш, ватно - марлевая повязка). Их использование.
Практические работы
Практическое занятие по ПДД «Азбука безопасности»;
Практическое занятие «Терроризм – угроза обществу»;
Практическое занятие «Экологический марафон»;
Практическое занятие «Правила пользования фильтрующим противогазом»;
Практическое занятие «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 17 час
Общая характеристика повреждений и их последствия для организма человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Помощь при термических и химических ожогах
Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Движение. Гиподинамия и гипердинамия. Сколиоз, деформация позвоночника. Особенности развития организма в подростковый период. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Практические работы
Практическое занятие «Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек»



































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, В.И.Казаков, Просвещение, 2011;
2.Учебник для средних учебных заведений «Медико – санитарная подготовка учащихся», под редакцией П.А.Курцева, Просвещение, 2014;
3.Методический сборник - пособие «Туристы, в путь!», авт. Л.Г.Диханова.,ВЛАДОС, 2009
4.Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакцией Ю. Л. Воробьёва, ООО «Издательство АСТ» , 2015;
5.Методическое пособие «Обучение в 5 – 11 классах по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» Б. И. Мишин, М. В. Юрьева, ООО «Издательство АСТ» , 2014;
6. Интернетресурсы.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Мультимедийный проектор

Компьютер

Интерактивная доска

Плакаты:
«Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца»
«Первая помощь при ожогах»
«Первая мед. помощь при радиационных поражениях»
«Первая помощь при кровотечениях»
«Инфекционные заболевания и их профилактика»
«Первая мед. помощь при ранениях»
«Первая мед. Помощь при обморожениях и несчастных случаях»
«Лекарственные средства и их хранение»

Медицинская аптечка

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стул учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска.


Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения обязательного минимума содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе обучающиеся должны знать/ понимать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на воде;
- возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
- устройство и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
владеть навыками:
- в использовании первичных средств пожаротушения;
- в оказании помощи терпящим бедствие на воде;
- в использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания;
- в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударе.


Заголовок 315