Статья: Влияние детских периодических изданий на развитие личности младшего школьника.

Тему: «Влияние детских периодических изданий на развитие личности младшего школьника».
А.Б.Толмачева, МБОУ СОШ №19, г. Мичуринск, Тамбовская область.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые должны применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных и практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Формирование читательского навыка было, есть и будет первостепенной задачей педагога, в развитии личности младшего школьника.
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет примерно 27% от общей численности населения. В какой – то мере они являются заложниками проводимых социально – экономических реформ, что влечёт за собой падение духовности, исчезновение четких нравственных ориентиров. Корректировать и совершенствовать духовные запросы детей – это всем известно – может и должно чтение. Однако отношение к чтению во многом зависит, во-первых, от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые, а во-вторых, от того, как обучает их читать учитель.
Мы часто задаем себе вопрос: почему тот или иной ребенок не любит читать? Образованные и знающие учителя скажут, что у этого школьника не сформирован тип правильной читательской деятельности, он не овладел читательской самостоятельностью. Действительно, основным условием воспитания у детей интереса к книгам и чтению является сформированный у них широкий читательский кругозор. Процесс этот трудоемкий и долгий. Одним из помощников учителя при формировании у детей нужного им, широкого кругозора, а, следовательно, интереса к чтению и книгам является- детский журнал.
Младшие школьники - «почемучки», но их не удовлетворяет любой ответ, так как у современного ребенка достаточно развито представление об окружающем мире и объяснение взрослого он воспринимает весьма критично. Следовательно, задача журналов - углубить знания детей, причем сделать это надо в увлекательной форме. На мой взгляд, с этим удачно справляются такие журналы, как «Миша», «Узнавай и удивляйся»; «Свирель», «Филя» «Юный «Клуб Почемучек», «Оказывается». Журнал «Отчего и почему?» «Веселые друзья зверята», «Мурзилка» и многие другие.
Дети младшего школьного возраста быстро устают, нуждаются в смене занятий. Здесь эффективны эмоционально-образные формы освоения мира, поэтому на каждой новой странице - новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д.
Но почему же младшему школьнику не интересны некоторые журналы? Во многих журналах содержится материал, который, на мой взгляд, отрицательно влияет на развитие личности ребенка. Например, комиксы, которые печатают «Веселые картинки». Анализ содержания приключений веселых человечков на страницах журнала показывает, что маленькие герои пользуются вульгарно-бытовой лексикой, которую дети, к сожалению, слышат и так довольно часто: «Не валяй дурака!», «Подох со скуки!», «Не наглейте», «К черту на рога!» Что же мы можем сказать о культуре поведения и речи наших детей, когда такие выражения они читают со страниц журналов?! С самого раннего детства ребенку говорят о том, что нужно уважать старших, почитать родителей, но например в журнале «Ералаш» высмеиваются эти образы. Ребята считают, зачем верить родителям, когда они не отвечают за свои слова («Я не верю родителям. Они говорят, что судья берет взятки, а сами за него голосуют»). Высмеиваются образы учителей. Дети считают, что в школе педагоги говорят и делают одно, а на улице ведут себя иначе («Учитель говорит, что надо быть добрым, а сам своего сына лупит, что вся улица сбегается»). Учителя здесь представлены в образе «монстров», они ни за что ругают детей, ставят несправедливо оценки и др. Одни дети воспринимают это как шутку, а другие – всерьез. Поэтому и в школе у многих детей складывается равнодушное и негативное отношение к педагогам.
Проанализировав многие современные журналы я заметила как отрицательные, так и положительные стороны периодических изданий. Про них можно сказать, что он носит больше развлекательный характер, а не познавательный.
Материалы некоторых рубрик (выборочно) в начальной школе можно использовать не только на уроках чтения и внеклассного чтения, но и на уроках:
русского языка (журнал «Веселый Грамотей»; журнал «Веселые медвежата» , журнал «Мурзилка» рубрика - «Прогулки со словами»; рубрика «Веселая грамматика»; журнал «Простоквашино» - рубрики «К слову о словах»; «Скорей в музей»; журнал «Семь гномов» рубрики «Грамотей», «Умная переменка»);
математики (приложение журнал «Мурзилка» рубрика «Веселая математика»; журнал «Семь гномов» рубрики «Математическая мозаика». «Умная переменка»);
естествознания или окружающего мира (журнал «Веселые медвежата» - рубрики «Угадай-ка», «Живая азбука» журнал «Мурзилка» - рубрика «Зеленый мир», журнал «Простоквашино» - рубрики «Оглянись и посмотри», «На все четыре стороны»; журнал «Тошка» - рубрики «В мире животных с Николаем Дроздовым», «Звериный доктор», «Кошки от А до Я», журнал «Филя» - рубрики «Академия Фили», «Сад на подоконнике», «Собачий алфавит», «Советы юным любителям хомячков (кошек, попугайчиков, черепашек...)»);

трудового обучения (журнал «Мастерилка»; журнал «Миша» - рубрика «Разные разности»; журнал «Мурзилка» - рубрика «Самоделки»; журнал «Тошка» - рубрика «Самоделка»); английского языка (журнал «Миша» - рубрика «Миша-путешественник»); истории или москвоведения (журнал «Миша» - рубрика «Твоя Москва»); музыки (журнал «Мурзилка» (старые издания); журнал «Семь гномов» - рубрики «Маэстро», «Путешествие в ...музыку»);
Однако развитие личности происходит не только на уроке, но и в процессе разнообразной внеучебной деятельности. Поэтому «педагог, - писал В.А. Сухомлинский, - должен уметь протянуть незримые нити урока к внеурочным интересам, запросам, увлечениям молодежи»
Мною были проанализированы как отечественные, так и зарубежные издания. К сожалению, отечественные детские журналы выживают и умирают в одиночку, так как около 70% рынка детской периодической печати принадлежит западноевропейскому издательскому концерну «Эгмонт». Даже взявшись за руки, наши издания вряд ли могут стать серьезными конкурентами «Эгмонта». Хотя при анализе журналов я увидела, что наши периодические издания содержат куда больше положительной и развивающей информации, чем зарубежные.
Наивно искать в западных журналах Пушкина и Аксакова, Толстого и Чехова. Не встретишь тут и имен Дмитрия Донского, Александра Суворова. Для этих изданий не существует ни русской словесности, ни истории России. Такой страны для них на карте нет. Поэтому они советуют девочкам выйти замуж за итальянцев, американцев. Здесь не расскажут о красоте материнства. Упоминания о дедушках и бабушках здесь под негласным запретом. О родителях модно поговорить лишь как о недоразумении.
Я вовсе не против зарубежных журналов, если они высокохудожественны и целомудренны. Но хочется без опаски подходить к газетному киоску и покупать там наши добрые журналы – «Мурзилку», «Мишу», «Розового слона», «Свирельку».
ВЫВОДЫ:
1. Младшие школьники любят читать детскую периодическую печать, но этого не всегда могут позволить себе их родители из-за высокой стоимости изданий.
Очень большое значение на читаемость того или иного периодического издания оказывает его обложка. Чем ярче, красочней обложка, тем чаще дети выбирают это издание для чтения.
Многие периодические издания содержат материалы, которые могут помочь педагогам в процессе обучения и воспитания младшего школьника.
К сожалению, не все учителя начальных классов используют данный материал в своей работе.

15