Мастер-класс по теме Построение урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.

Мастер- класс «Построение урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода. Урок математики «Уравнение во 2 классе» »

Конспект мастер- класса.
Автор: Чванова Наталья Анатольевна –учитель начальных классов МОУ Ермишинской СОШ

Тема мастера-класса: «Построение урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода. Урок математики «Уравнение во 2 классе» »

Участники мастер-класса: учителя начальных классов, зам. директора школ Ермишинского района

Дата проведения: 19.05.2015

Цель: познакомить участников методического объединения с применением системно деятельностного подхода на уроках математики.

Задачи:

Обобщить опыт работы по данной теме;
Демонстрация своего опыта через сотрудничество;
Способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать в группами; адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты мастер – класса:

Метапредметные



Регулятивные УУД:

Участвовать в постановке проблемы мастер – класса;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
Умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Установление причинно – следственных связей;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться педагогической терминологией;
Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

Осознавать необходимость в работе над данной темой;
Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
Дипломатично выражать своё мнение.


Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения ( метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Оборудования занятия:

- раздаточный материал.


Форма проведения мастер – класса: практическое занятие.

Этапы работы

1.Организационный

Выступление ребят: Сценка.
Стихотворения о ФГОСАХ
Дошкольники:
1уч.Мы ходили в детский сад и поступим в 1 класс,
А что такое ФГОСы? Про это слышим в первый раз.
2уч. Может,это крокодилы? Бегемоты и слоны?
Может, жуткие гориллы? Тараканы, грызуны?
1уч. УУДэ шипят удавы! К внеурочке мы идем,
Мы боимся не на шутку! Лучше в школу не пойдём!
1 и 2 уч. Объясните нам, ребята, вы же старшие друзья,
Ведь преемственность полгода длится с сентября!
4-е классы:
Мотивация урок, встали, подтянулись!
Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись!
Дошкольники:
2уч. Актуализация слово непростое!
Подскажите мне, друзья, что это такое?
4-е классы:
Это вспомнили, что знали, обобщить сумели
И отправились скорей к достиженью цели.
Настроились и в путь!
За знаниями, открытиями!
Назад не повернуть,
Проектов мы ценители!
Построим путь решения,
Составим карту, схему!
Первичное воспроизведение
Закрепит вашу тему.
Дошкольники:
1уч .Проект-какое слово! Похожее на дом!
Мы все, как архитекторы! Учитель управдом?
4-е классы:
Почти попали в точку, ведь цели есть везде,
А план построить прочный помогут УУДэ!
Учить вас будут по-иному! Теперь от личности идём,
Урок, открытие, законы, И метод деятельностный в нем!
Дошкольники:
2уч.Как интересно рассказали! Пожалуй, в школу мы пойдем!
Ведь столько нового узнаем и ФГОСы разберем!
1уч.Прилежными учениками стараться будем мы во всём!
И замудренными словами не испугать нас нипочем!
4-е классы:
Вперед, ребята, за мечтою, по новым ФГОСам в добрый путь!
И все советы, что вам дали, с собою взять не позабудь!

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам принять активное участие в мастер классе, в котором каждый из вас окажется в роли ученика.
Просмотрев сценку, предположите о чём пойдет речь на нашем занятии?
Тема, над которой мы будем сегодня работать актуальна «Построение урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.»
2) Актуализация (презентация)
Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель этапа:
- готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
- актуализация необходимых ЗУН;
- обобщение ЗУН;
- пробное учебное действие;
- фиксация затруднения;
- организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
(Учащиеся) А) Перестаю действовать – начинаю думать.
Б) Что я делал, какие знания применял?
В) Где возникло затруднение? (место)
Г) Почему оно возникло? (причина)

4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
(Учащиеся) Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)
Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)
План построения нового знания.

Вариант плана построения нового знания
1. Воспользоваться выбранным средством.
2. Построить новый способ.
3. Проверить правильность полученного результата.

5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.
1. Границы применимости нового знания;
2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
3. Задания на повторение;
4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание

3) Имитационная игра

Задачи для учителя: продемонстрировать конкретные приёмы работы с учащимися;
Цель этапа для слушателя: овладение конкретными приёмами


Урок математики во 2-м классе по теме "Уравнение".
(УМК «Школа России»)
Цели урока:
Обучающие:
дать детям новое математическое понятие: «уравнение»
Развивающие:
развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память; активизировать мыслительную деятельность;
развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, развивать умение решать текстовые задачи;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение исправлять собственные ошибки.

Воспитательные:
воспитание стремления совершенствовать свою математическую речь;
умение контролировать самого себя, находить, исправлять и оценивать самостоятельно результаты своих действий; повышение уровня познавательного интереса к предмету математики
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Тип урока: введение новых знаний.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

Ребята! Сегодня  мы будем заниматься интересной работой. И девизом урока будут слова: (читаем) «За работу взялся класс, всё получится у нас!»
Слайд 1.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
решение примеров с «окошками»;
создание проблемной ситуации.

Слайд 2.
Ну, а сейчас мы выполним знакомые для нас задания для того, чтобы подготовиться к изучению нового материала. Устный счёт.
1.Заполните таблицу. С.81 №3 (учебника) (фронтальная работа)

Слайд 3
Составьте выражение
Как называются выражения?
Каким действием находят разность?
Слайд 4

Запишите разность в тетрадь
Продолжите ряд чисел.

Слайд 5 С/Р.
7 + * = 9
2 + * = 7
* - 5 = 6
* + 9 = 14
* + 8 = 12
2 + * = 11
* - 9 = 3
6 + * = 15

Перед вами лежат карточки с математическими выражениями.
Подумайте, какие числа пропущены. Решите эти выражения на карточках. ( работа в парах)
Проверьте по образцу.
Как проверить по образцу?(таблица)
Кто выполнил без ошибок?
У кого возникли затруднения? В чём?
Значит, нам ещё предстоит упражняться в устном счёте.
Как называются эти равенства?

III. «Открытие» новых знаний.

Слайд 6

· + 17 = 19 a – 6 ,
х + 6 = 15
Ребята! Посмотрите на эти математические записи! Запишите уравнение.
Назовите уравнение.
Почему разные ответы?
Какое затруднение? Что мы не знаем? Почему не знаем? Причина?
. Формулирование темы и задач урока.
1) сформировать представление о понятиях «уравнение».
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений)
Сформулируйте тему урока.

Слайд7Уравнение.
Цель урока:
Узнаем, что называют уравнением.
Задачи урока:
знать, что такое «уравнение»
распознавать уравнения среди других равенств;
А вы хотите узнать? Кто будет учиться? Роль учителя?
Учитель открывает Слайд 8
Так вот сегодня на уроке мы будем говорить об уравнениях . Как учиться?
Попробуем сделать вывод из всего того, что мы уже узнали.
Как можно назвать это выражение? (
· + 17 = 19? Это пример с «окошком»)
А кто знает как называется такая запись: a - 6? (Это буквенное выражение)
А теперь посмотрите на эту запись: x + 6 = 15.
Встречалась ли нам раньше такая запись?
На что она похожа? (на выражение с «окошком», буквенное выражение и т.д.)
Было много разных предположений.
Кто знает, как же правильно оно называется?
Сделаем предположение. (Это уравнение)
Рассмотрим более подробно это выражение.
Что такое уравнение?
Слайд 9
Что нам говорит знак «=»? (это равенство)
Какое равенство? Все числа в нём известны? (Равенство с неизвестным)
Сравним, на какое выражение оно похоже? (Пример с «окошком»)
Чем же оно отличается от него, что вместо «окошка» стоит? (Буква латинского алфавита.)
Это буква «икс». Прочитаем все вместе хором эту запись.
Составим определение, что такое уравнение? (работа в группах)
(Это равенство, с неизвестным, которое надо найти)
- Как проверить наше предположение?
- Где мы найдём эталон?
- с.80 учебник определение

Слайд 9
Итак, как называется запись на слайде? (Уравнение)
Докажите!
(Уравнение – это равенство с неизвестным, которое надо найти, ) Итак, первую задачу мы выполнили? Узнали, как называется выражение типа
х + 6 = 15.
Какой вывод вы сделаете? (Нам удалось выяснить, что такое уравнение)
Молодцы!
Расскажите друг другу, что такое уравнение. ( работа в парах)
Первую задачу выполнили?
Какая следующая задача? (распознать уравнения)

V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи
Работа с карточками.( карточки на стене в классе)
- Выберите уравнения.
- Докажите.

IV.ФИЗМИНУТКА (под музыку).


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( на слайде).
Вы поработали все вместе, а сейчас поработайте сам-но
С. 81 №?
Рефлексия деятельности. (Итог урока).
Слайд 14.
Выполнили ли мы сегодня задачи, которые поставили в начале урока?
Какие открытия вы сделали?
Что называется уравнением?
Ребята! Вы сегодня молодцы. Ваша работа заслуживает похвалы. Удалось ли нам следовать нашему девизу?
Урок окончен, но я уверена, что на этом не закончилось ваше стремление искать и находить ответы на трудные вопросы.

IХ. Инструктаж и запись домашнего задания

Слайд 15.
1) с. 80 № 2;
2). с. 81 № 6.

4) Рефлексия

Цель этапа для учителя: Подвести итог проведённого мастер класса.
Цель для слушателей: Оценка и осмысление своей деятельности на мастер классе.
Методика «Незаконченные предложения»

-Мы с вами в рамках мастер-класса проработали только один этап реализации системно-деятельностного метода. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас.

- Моя цель прихода на мастер-класс

- Я взяла полезного для себя ..

- Мне хочется отметить

- Я считаю, что нам удалось
-В ходе сегодняшнего занятия мне показалось важным.
нужным.
интересным..


- Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.  Функция ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Спасибо вам за помощь и внимание.