Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода


Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
Слайд 1
В настоящее время произошли коренные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только привело к пересмотру сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
Слайд 2
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, что предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 3
Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Учителю необходимо создать на уроке такие условия, при которых способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее.
Слайд 4
Нами освоена модель урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя следующую последовательность шагов:
1. Организационный момент.
2. Настрой на работу (повторение норм взаимоотношений – сотрудничества).
3. Демонстрация детьми владения старым способом (ситуация успеха).
4. Ситуация интеллектуального конфликта: «знаю - не знаю», «умею - не умею».
5. Постановка учебной задачи.
6. Решение учебной задачи (с помощью моделирования, создания проекта, составления и применения алгоритмов, диалога, парной работы и т.д.)
7. Рефлексия.
В первом классе, с первых дней обучения, мы вводим следующие нормы взаимоотношений, способствующих развитию умения сотрудничать: слушаем друг друга, помогаем друг другу, уважаем друг друга. Придерживаясь этих норм, первоклассники учатся учиться, впитывая знания не только из учебника и слова учителя, но и слушая других детей. При демонстрации детьми владения старым способом важно выслушать не только правильные ответы, но и неправильные, и на основе этого создать ситуацию “интеллектуального конфликта”, проблемную ситуацию. Учебную задачу первоклассники ставят сами и решают ее под руководством учителя, при этом учитель не указывает конкретные пути решения.
Слайд 5
Особое внимание на уроках обучения грамоте уделяем моделированию, которое начинается на первых уроках: мы выбираем предложения и делим на слова. Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово, интервалы между чёрточками указывают на паузы. По мере освоения действия моделирования предлагаю детям следующие задания для развития анализа структуры предложения:
Слайд 6
Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.
Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.
Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
Увеличить количество слов в предложении.
Определить границы предложения в тексте.
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).
Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.
Следующий этап – составление звуковых моделей слов: дети делают звукобуквенный анализ слова, знакомятся на уроке с новыми звуками и буквами.
На слайде схема слова и рисунки. Как вы думаете, что мы должны сделать?

(Предположения детей) Да, вы правы, нам нужно подобрать картинки названия, которых состоят из 3-х звуков. (ответы детей)
Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учиться активно», формирует универсальные учебные действия.
Слайд 7
Образно представить слоговую структуру слова помогают игры с моделями, например, «Доктор Айболит».
Цель игры: найти слова с одинаковыми схемами.
К доктору Айболиту пришли лечиться звери: крокодил, слон, лиса, корова, белка. (демонстрация слайда картинки). Давайте поможем ему подлечить больных зверей и выпишем каждому из них лекарство. Но это лекарство поможет только в том случае, если схема подойдёт к схеме названия самого животного. (На слайде названия лекарств: таблетки, мазь, очки, капли, порошки).
Ученики с удовольствием лечат крокодила порошками, корову – таблетками, белку – каплями, лисе прописывают очки, слону – мазь.Слайд 8
С помощью следующих заданий можно проверить уровень освоения изученной темы, а также потренироваться в постановке ударения.
Какая схема подходит слову?
Слайд №9
Кроме широкого применения моделирования, используем на уроках индивидуальные и групповые мини-проекты, например, групповой проект «Дом, в котором живут гласные» имел целью в процессе практико-ориентированной творческой деятельности сформировать у первоклассников образы гласных букв А, О, У, Э, Ы.
Проект реализуется в 3 этапа:
I. Проектировочный этап
1) Определение проблемы проекта:
для детей – с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
для учителя – сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы через практическую творческую деятельность детей.
2) Составление плана-схемы проекта.
3) Обсуждение проекта с родителями.
4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II. Практический этап
1) Поиск предметов окружающей обстановки, схожих с образом гласных букв.
2) Подбор дву- и четверостиший о гласных буквах, отражающих описание зрительного образа букв.
3) Проектирование пространственного расположения мебели в комнате, доме.
4) Изображение предметов обихода с помощью гласных букв.
5) Прорисовывание букв в предметах обстановки дома, комнаты.
6) Подготовка устной презентации проекта, распределение ролей.
7) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей, классных руководителей.
III. Этап оценки эффективности проекта
1) Рефлексия.
2) Подведение итогов, анализ результата.
Слайд №10
Кроме того, первоклассники выполняли индивидуальные проекты.
Проектная деятельность предоставила детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний. После завершения работы над проектами проводится рефлексия: каждая группа защищает свой проект, анализируют работу каждого, остальные задают вопросы и оценивают проект. В ходе рефлексии учащиеся строят предположения, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.
Слайд №11
В процессе творческой работы над проектами дети испытывают глубокое удовлетворение от сделанного. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получают возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности. Так, на уроках обучения грамоте, первоклассники учатся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, моделировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, учатся умению учиться, что является основой деятельностного подхода в обучении.
Слайд №12
Таким образом, последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Литература:
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). – М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА, 2010.