Выступление на педагогическом совете «Формирование мотивации к обучению младших школьников в условиях внедрения ФГОС»









Выступление на педагогическом совете:
«Формирование мотивации к обучению младших школьников в условиях внедрения ФГОС»









Подготовила:
учитель начальных классов
Семененко В.А








Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако школьные учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А учителя согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
В чем же причины не желания учиться? Таких причин не мало. Обозначим лишь некоторые из них:
- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;
- громадность и сложность школьного материала подлежащего усвоению и запоминанию;
- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;
- однообразие школьной жизни и учебного процесса;
- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;
- однообразно настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;
- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Эффективная мотивация учения.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.
Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Именно это требование является ядром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Опора на типичные общечеловеческие потребности.
Новое, скрытое, неизвестное всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.
Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул как оценка давно используется учителями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. Не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она отражать успехи ученика. Что же касается отметки, то ее роль чисто техническая: она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого - либо другого знака.
Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.
Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.
Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Почему игра так притягательна для школьников в учебном процессе? При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то, что предлагает детям учитель на уроке, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности. Игра - это деятельность с воображаемыми объектами. Ребенок не может вести настоящий самолет, строить настоящий дом, ловить и наказывать преступников, но вот играть в такие дела он может. Для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем.

Опора на возрастные потребности.
Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых. Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и младших школьников. Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Мир представляется им простым. Животные, моря, горы, растения, острова, звезды, планеты, реки, озера, города, транспорт, межпланетные полеты. Любые рассказы, фильмы, знакомство с фотографиями на эти темы вызывают их интерес и желание узнать больше. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, положительно влияет на их стремление учиться. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.
Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.
Опора на специфические потребности мальчиков и девочек.
Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать половые особенности их интересов. Мальчики проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.
Опора на индивидуальные потребности.
Сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. Кто-то любит музыкальную классику, кто-то любит крикливую музыку современного экрана, кто-то увлекается дрессировкой собаки, а кто-то разводит аквариумных рыбок. Таких интересов у младших школьников очень много. В своей работе учитель использует разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты. Внимательный педагог заметит и обратит внимание на индивидуальные интересы детей.
Стимулирующая роль организации учебного процесса.
Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке. Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции.
Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.
Создание благоприятных условий для учебной деятельности.
От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность.
Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры.
Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, которым пользуются многие учителя, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Вся школьная жизнь, все общение педагогов с детьми должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам.
Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.
Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.
Различная внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
С введением ФГОС второго поколения в НОО очень остро встал вопрос об систематизации применения ИКТ технологии, а конкретно интерактивного цифрового оборудования.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
К современному уроку предъявляются следующие требования:
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь управлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
Учителя смогут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии.
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.
15