Доклад для выступления на педагогическом совете на на тему: «Формирование информационной культуры обучающихся на уроках основ информатики в коррекционной школе VIII вида»


ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная
-1988185203835школа-интернат VIII вида»
Выступление на общешкольном педагогическом совете на тему:
«Формирование информационной культуры обучающихся на уроках основ информатики
в коррекционной школе VIII вида»
1753870194310
Докладчик: Бикиева Г. М.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, в современном обществе практически невозможно обойтись без них. Компьютеры — это работа, и развлечение, общение и источник знаний, накопленных человечеством. Сейчас практически в каждой семье есть как хотя бы один компьютер, не говоря уже про фирмы и различные организации. Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Компьютерная грамотность в нашем понимании - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.
«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.
На сегодняшний день учащиеся имеют большие возможности работы на компьютере кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках; наличие компьютера дома.
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.Сложность процесса обучения связана с характерными особенностями учащихся: снижением наблюдательности, неустойчивостью произвольного внимания, низким уровнем самоконтроля и самоорганизации.
Детям с ОВЗ сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". В рамках обычных уроков работать с таким контингентом затруднительно, поэтому обучение должно проходить в форме нетрадиционных уроков, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Школьники активно обсуждают новые компьютерные программы, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно повышается самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для развития личности.
Дети научились справляться со своей повышенной агрессивностью и более спокойно реагируют на случающиеся неудачи, понимая, что раздражение только мешает сосредоточиться и добиться желаемого результата.
Так как многие дети эгоцентричны, необходимо обеспечить включение их личного опыта для того, чтобы вызвать у них желание сделать что-нибудь для кого-то. Дети пишут письма, поздравления, рисуют открытки и т.д.
Работая в компьютерном классе, дети преодолевают свои внутренние барьеры, сомнения, страхи и становятся способными к личностному росту и развитию.
Внедрение компьютерных технологий в обучение разных категорий детей с отклонениями в развитии – весьма «молодое», но перспективное направление современной дефектологии.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, определения приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.
Кабинет ИКТ организован школой в 2010 году. В комплект входят 6 компьютеров.
Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-9 класс, 1 час в неделю.
Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.
Задачи:
1.Знакомство с возможностями компьютера.
2.Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
3.Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.
Процесс формирования информационной культуры школьников опирается на принципы доступности, систематичности и непрерывности.
Учитывая познавательные особенности детей, уровень их восприятия новый материал дается во взаимосвязи с предыдущим, изложение материала идет от простого к более сложному. Акцент делается на сочетание доступности, повторяемости, познавательного интереса и научной достоверности материала. Важно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью умения, навыки самостоятельно работать на компьютере на основе понимания ситуации, развития логического мышления.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение изучаемого материала. При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне.
Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Для изучения программного обеспечения персонального компьютера выбран популярный пакет программы Microsoft Office, который включает все средства для обработки текстов, табличных данных, позволяет создавать профессионально оформленные документы, создавать презентации.
В процессе общения с компьютером дети приобретают совершенно новый опыт деятельности, в котором соединены текст, графика, звук, активные и пассивные способы взаимодействия элементов изображения. Благодаря этому дети приобщаются не только к деятельности в области компьютерных технологий, но овладение информационных технологий даже на простейшем уровне и создает благоприятные условия для социальной адаптации, профессиональной ориентации.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером под руководством учителя. Роль учителя состоит в объяснении нового материала и постановке задачи, дозированной помощи учителя при объяснении нового материала на первом этапе закрепления, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Современному выпускнику необходимо  интегрироваться в социальную среду. Повсюду нас окружает техника, которая делают практически всю работу за нас. Автомобили, которые сокращают время нашего передвижения, компьютеры, которые считают и делают массу других полезнейших операций за нас, радио, телевидение, стиральные машины, микроволновые печи и еще много другого окружает нас вокруг. А на факультативе основы информатики дети получают определенный объем знаний необходимых им в жизни, способность расширению общего кругозора, компьютерная грамотность позволяет личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели.