Контроль знаний в преподавании русского языка и литературы при использовании системно- деятельностного подхода
«Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева. «Нужно ли сочувствие и сострадание людям». Сочинение – рассуждение»
Цели: 1. Закрепить умения писать сочинение – рассуждение.2. Развить умения рассуждать, давать собственную аргументированную оценку проблеме, делать выводы.3. Воспитывать любовь к людям, животным, не быть равнодушным к чужой беде, стремление прийти на помощь.Оборудование: портреты А.Платонова и Л.Андреева, выставка книг, магнитофон с песней «Собака бывает кусачей» в исполнении Никитиных.Эпиграфы:Научи меня молиться,Добрый ангел, научи,Уст твоих благоуханьемЧувства чёрствые смягчи!Да во глубь души проникнутСолнца вечного лучи,Да в груди моей забьютсяБлагодатные ключи.(П.Вяземский)Верю я, придёт пора,Силу подлости и злобыОдолеет дух добра.(Б. Пастернак) Я счастлив счастием мне чуждым,И грустен горестью чужой;Чужим несчастиям и нуждамГотов помочь я всей душой.(Иван Суриков)«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев) Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку. Повторение. 1. Краткий пересказ рассказов.План пересказа по рассказу Л.Андреева «Кусака».1.Жизнь собаки до встречи с дачниками.2.Как Кусака получила своё имя.3.В жизни есть счастье: это Лёля и другие дети, люди, которым можно служить.4. Уезжают.5.Снова одиночество.План пересказа по рассказу А. Платонова «Юшка».1.Кто такой Юшка?2.Как к нему относились дети и взрослые?3.Куда уходил Юшка каждое лето.4.Смерть Юшки.5. Гостья Ефима Дмитриевича.6.Плоды Юшкиной любви. II. Работа над темой урока.- Сегодня на уроке мы должны написать сочинение- рассуждение на тему «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?».1. Подготовительная работа.- Из каких разделов состоит сочинение – рассуждение? Слайд № 2. I. Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).II. Основная часть. Доказательства (собственная аргументированная оценка проблемы):1.2.3.III. Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).1. Работа над составлением плана.а).Определяется основной тезис сочинения.- В данном случае ответ на вопрос, положительный или отрицательный. Вообще, если тема формулируется как вопрос, всегда нужно ответить на него. Этот ответ и будет основным тезисом сочинения.(Сочувствие и сострадание необходимо). 2. Выяснение значений этих слов.- Давайте выясним, что означают слова сочувствие и сострадание.Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека.Сочувствие – 1.Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.2. Одобрительное отношение к чьему – либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого – либо и чего – либо чувство солидарности.(Ушаков. Словарь современного русского языка. Т.4. М. 2001г.3. Тезис сочинения соотносится с рассказами, по которым нужно писать сочинение-рассуждение.- Давайте соотнесём тезис сочинения с рассказами, по которым нужно писать сочинение-рассуждение. Для этого из текстов вычленим материал: Примеры: где герой сочувствие получает, и где его лишается.Рассказ А. Платонова «Юшка»1). Сочувствует ли кто-нибудь из героев рассказа Юшке? Почему?(Нет, потому что взрослые и дети сами лишены сочувствия, доброты, принятия.2). А Юшка обладает ли этим качеством? Как он отзывается на их злобу.(Юшка обладает сочувствием по отношению к обижающим его детям. Он отзывается на их злобу добротой, пониманием причин их злобности).3).А обладает ли Юшка состраданием?( Он также обладает состраданием: помогает девочке-сироте. Причём, не только материально, но, как потом оказалось. Он был единственным человеком, который окружал её заботой и любовью.4.Разворачивание основного тезиса и построение плана сочинения. Слайд № 3. План.I. Сочувствие и сострадание необходимо. II.Как наличие и отсутствие сочувствия и сострадания влияет на личность человека?1.К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?а). Новое разочарование Кусаки.б). Смерть Юшки.2. Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?а). Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.б). Эпизоды из Юшки.3. Общество «Красный Крест» - международная организация милосердия. .4.Служение ближним.III.Сочувствие и сострадание – согревает сердца людей.5.Работа над основной частью сочинения.а). «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л.Андреев.-Согласны ли вы с мнением автора.б).Послушайте песню «Собака бывает «Кусачей» в исполнении Никитиных.-Прослушайте и ответьте на вопрос:Какова интонация песенки и рассказа?(Шутливо, серьёзно, как в жизни, напоминает реальную жизнь). -Вывод: В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией, а в рассказе Андреева – мы вместе с героями переживаем тоже, то и она, и наши чувства более определённы, реальны).Л.А.Иезуитова пишет о рассказе «Кусака»: «Добрейшие люди, приютившие собаку, с уходом лета утрачивают гуманность и бросают Кусаку на погибель; ей приходится узнать тяжесть предательства и беды».- Определите значение слова гуманность.- Можно ли, на ваш взгляд, назвать дачников добрейшими людьми, гуманными? Объясните своё мнение.- Кто виноват, что Кусака остаётся одна?Л.АИезуитова отмечает, что в рассказах Л.Андреева происходит «открытие человеческое в человеке»- Как вы считаете, о чем хотел сказать автор в рассказе «Кусака»: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом? в). Почему Кусака была злая: лаяла, даже кусала людей, до встречи с Лёлей и её родственниками?- Почему Кусака изменилась? Как много времени понадобилось, чтобы собака вновь поверила людям- Как в рассказе показано изменение внешности Кусаки?- Найдите в тексте описание природы. Можно ли сказать, что они созвучны настроению собаки?- Выражает ли Кусака в рассказе свою ненависть и любовь? Если да, то как?- Чем собака отвечала на доброту людей?- Е.А.Михеев считает, что «отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых».1).Определите значение нравственность.2). А для вас отношение к животным является одним из критериев нравственности? Почему?3). Согласны ли вы с тем. Что в отношении к собаке в рассказе проявляются душевная чёрствость и равнодушие взрослых?4). Как бы вы объяснили , почему Лёля оставила собаку? Как вы бы поступили на её месте? Должен ли человек быть в ответе за тех, кого приручил?Антуан Сент- Экзепюри так и сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».Вывод: Давайте, изобразим схематично и покажем, как отношение людей меняло Кусаку.Слайд № 4.Когда её били палками, бросали камнями, пинали и свистали, какая была собака?(Злая, она набрасывалась на людей, кусала их)-Можем мы сказать, что зло порождает зло.-Как меняется Кусака, когда люди меняют своё отношение к ней, становятся добрыми, ласкают её.-Когда Лёля со своей семьёй уезжают в город, почему собака выла.Умеют ли эти люди сочувствовать, сострадать. А нужны ли эти качества людям.? г) А сейчас обратимся к рассказу А.Платонова «Юшка».- Почему он верил, что дети любят его? Как об этом говорит автор.(Он верил, что дети любят его, что он нужен им. Только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»).- А как автор объясняет, почему взрослые обижали его?«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»-А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви? Составьте развёрнутый ответ на вопрос, цитируя текст рассказа.-Как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?Прочитать в тексте от слов «В июле или в августе» до слов «об этом в городе не было известно». Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было не сложно найти точку приложения своей любви (девочка- сирота). - Как вы можете прокомментировать слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?(Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя. д). Смерть Юшки.- Чтение отрывка «Но год от году Юшка всё более слабел» до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судьи»- Хотел ли весёлыё прохожий смерти Юшки?- Можем ли мы сделать вывод, что иногда, душевная чёрствость может стоить людям жизни?- Почему он умер?- Люди желали смерти Юшке, стало ли им легче после его гибели? Почему? Как об этом говорит Платонов?«Однако без Юшки жить людям стало ещё хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалась среди людей и тратилась меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».- Как вы прокомментируете эти слова? - Жалко ли вам Юшку?Прочитайте отрывок со слов «Он закрыл кузницу» и до конца.- Почему так отреагировала девушка на смерть Юшки?- Почему она стала врачом? - Нашло ли продолжение доброта Юшки? Слайд № 5. Вывод: Как люди и дети относились к Юшке? А как Юшка отвечал людям и детям. Любил ли он их. Слышали ли вы выражение: любить всем сердцем. Какое было сердце у Юшки? Зря ли жил Юшка? Как выдумаете, почему на похороны Юшки, проститься с ним пришли «все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни». Не хотели ли они у него попросить прощения? Проснулось ли в них чувство сострадания и сочувствия. Какие нравственные заповеди оставили А.Платонов и Л. Андреев потомкам в своих рассказах?Вывод: 1. Возлюби ближнего, как себя самого. 2. Не убий. 3.Быть добрыми. Отвечай на добро добром 4.Помогать всем, кому требуется помощь. 5.Не быть жестокими. Относится к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе. 6.Быть терпимым, толерантным. 7.Любить животных, заботиться о них, не бросать их на произвол судьбы. Они такие же живые, как и люди. Им также больно, как и нам, они также страдают, как и мы.Сочувствием и состраданием обладают люди добрые, милосердные. Таких людей на Руси, да и на всей земле немало.Слайд № 6.Безвозмездно помогать людям, особенно больным и раненым было желание добрых людей всегда. Для такой помощи созданы даже общества и организации. Об обществе «Красный крест» расскажет Асманова Алия.- Общество «Красный крест» («Красный полумесяц», «Красный Лев и солнце» существует во многих. Это общество помогает больным и раненым воинам, в мирное время оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий и в ряде стран проводит мероприятия по предупреждению заболеваний. Первая такая организация была создана в России, в Петербурге 1854 году – это была Крествоздвиженская община сестёр милосердия. За рубежом идея Красного Креста возникла в 60-е годы ХIХ века. В 1863 году в Женеве состоялась конференция 14 стран, которая сформулировала основные принципы деятельности общества «Красного креста» и приняла эмблему этих и обществ – красный крест на белом поле. И там был создан Женевский комитет, который в дальнейшем стал именоваться Международный комитет Красного Креста. И в настоящее время «Красный Крест» является массовой общественной организацией.- Ребята, как видите, члены этих обществ назывались сёстрами милосердия. В кинофильмах о войне мы часто видим женщин в белой одежде и в белых платках с красным крестом. Это и есть сёстра милосердия. На своих плечах они выносили раненых солдат с поля. Сёстрами милосердия были только те, кто обладал сочувствием и состраданием.- А проявляем ли мы в повседневной жизни сочувствие и сострадание? - Расскажите, как вы проявляете сочувствие и сострадание к людям?Приведите примеры.- Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».III. Грамматическая подготовка к сочинению.Слайд № 7.- Что объединяет эти два произведения? Одна проблема. (Отсутствие любви, сочувствия и сострадания могут быть губительны, поэтому они нужны людям).Слайд № 8. - Давайте подберём ключевые слова, которые помогут нам раскрыть тему сочинения. На слайде записаны слова, выберите из таблицы.
15