Контроль знаний в преподавании русского языка и литературы при использовании системно- деятельностного подхода

«Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева. «Нужно ли сочувствие и сострадание людям». Сочинение – рассуждение»
Цели:  1. Закрепить умения писать сочинение – рассуждение. 2. Развить умения рассуждать, давать собственную аргументированную оценку проблеме, делать выводы. 3. Воспитывать любовь к людям, животным, не быть равнодушным к чужой беде, стремление прийти на помощь. Оборудование: портреты А.Платонова и Л.Андреева, выставка книг, магнитофон с песней «Собака бывает кусачей» в исполнении Никитиных. Эпиграфы: Научи меня молиться, Добрый ангел, научи, Уст твоих благоуханьем Чувства чёрствые смягчи! Да во глубь души проникнут Солнца вечного лучи, Да в груди моей забьются Благодатные ключи.(П.Вяземский) Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)  Я счастлив счастием мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков) «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов) «Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)  Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку.  Повторение.                                                                                      1. Краткий пересказ рассказов. План пересказа по рассказу Л.Андреева «Кусака». 1.Жизнь собаки до встречи с дачниками. 2.Как Кусака получила своё имя. 3.В жизни есть счастье: это Лёля и другие дети, люди, которым можно служить. 4. Уезжают. 5.Снова одиночество. План пересказа по рассказу А. Платонова «Юшка». 1.Кто такой Юшка? 2.Как к нему относились дети и взрослые? 3.Куда уходил Юшка каждое лето. 4.Смерть Юшки. 5. Гостья Ефима Дмитриевича. 6.Плоды Юшкиной любви.  II. Работа над темой урока. - Сегодня на уроке мы должны написать сочинение- рассуждение на тему «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». 1. Подготовительная работа. - Из каких разделов состоит сочинение – рассуждение? Слайд № 2.  I. Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве). II. Основная часть. Доказательства (собственная аргументированная оценка проблемы): 1. 2. 3. III. Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса). 1. Работа над составлением плана. а).Определяется основной тезис сочинения. - В данном случае ответ на вопрос, положительный или отрицательный. Вообще, если тема формулируется как вопрос, всегда нужно ответить на него. Этот ответ и будет основным тезисом сочинения. (Сочувствие и сострадание необходимо). 2. Выяснение значений этих слов. - Давайте выясним, что означают слова сочувствие и сострадание. Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. Сочувствие – 1.Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. 2. Одобрительное отношение к чьему – либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого – либо и чего – либо чувство солидарности. (Ушаков. Словарь современного русского языка. Т.4. М. 2001г. 3. Тезис сочинения соотносится с рассказами, по которым нужно писать сочинение-рассуждение. - Давайте соотнесём тезис сочинения с рассказами, по которым нужно писать  сочинение-рассуждение. Для этого из текстов вычленим материал: Примеры: где герой сочувствие получает, и где его лишается. Рассказ А. Платонова «Юшка» 1). Сочувствует ли кто-нибудь из героев рассказа  Юшке? Почему? (Нет, потому что взрослые и дети сами лишены сочувствия, доброты, принятия. 2). А Юшка обладает ли этим качеством? Как он отзывается на их злобу. (Юшка обладает сочувствием по отношению к обижающим его детям. Он отзывается на их злобу добротой, пониманием причин их злобности). 3).А обладает ли Юшка состраданием? ( Он также обладает состраданием: помогает девочке-сироте. Причём, не только материально, но, как потом оказалось. Он был единственным человеком, который окружал её заботой и любовью. 4.Разворачивание основного тезиса и построение плана сочинения. Слайд № 3.                            План. I. Сочувствие и сострадание необходимо.      II.Как наличие и отсутствие сочувствия и сострадания влияет на личность человека? 1.К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства? а). Новое разочарование Кусаки. б). Смерть Юшки. 2. Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют? а). Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева. б). Эпизоды из Юшки. 3. Общество «Красный Крест» - международная организация милосердия. . 4.Служение ближним. III.Сочувствие и сострадание – согревает сердца людей. 5.Работа над основной частью сочинения. а). «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л.Андреев. -Согласны ли вы с мнением автора. б).Послушайте песню «Собака бывает «Кусачей» в исполнении Никитиных. -Прослушайте и ответьте на вопрос: Какова интонация песенки и рассказа? (Шутливо, серьёзно, как в жизни, напоминает реальную жизнь).  -Вывод: В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией, а в рассказе Андреева – мы вместе с героями переживаем тоже, то и она, и наши чувства более определённы, реальны). Л.А.Иезуитова пишет о рассказе «Кусака»: «Добрейшие люди, приютившие собаку, с уходом лета утрачивают гуманность и бросают Кусаку на погибель; ей приходится узнать тяжесть предательства и беды». - Определите значение слова гуманность. - Можно ли, на ваш взгляд, назвать дачников добрейшими людьми, гуманными? Объясните своё мнение. - Кто виноват, что Кусака остаётся одна? Л.АИезуитова отмечает, что в рассказах Л.Андреева происходит «открытие человеческое в человеке» - Как вы считаете, о чем хотел сказать автор в рассказе «Кусака»: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?  в). Почему Кусака была злая: лаяла, даже кусала людей, до встречи  с Лёлей и её родственниками? - Почему Кусака изменилась? Как много времени понадобилось, чтобы собака вновь поверила людям - Как в рассказе показано изменение внешности Кусаки? - Найдите в тексте описание природы. Можно ли сказать, что они созвучны настроению собаки? - Выражает ли Кусака в рассказе свою ненависть и любовь? Если да, то как? - Чем собака отвечала на доброту людей? - Е.А.Михеев считает, что «отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых». 1).Определите значение нравственность. 2). А для вас отношение к животным является одним из критериев нравственности? Почему? 3). Согласны ли вы с тем. Что в отношении к собаке в рассказе проявляются душевная чёрствость и равнодушие взрослых? 4). Как бы вы объяснили , почему Лёля оставила собаку? Как вы бы поступили на её месте?  Должен ли человек быть в ответе за тех, кого приручил? Антуан Сент- Экзепюри так и сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вывод: Давайте, изобразим схематично и покажем, как отношение людей меняло Кусаку. Слайд № 4.Когда её били палками, бросали камнями, пинали и свистали, какая была собака? (Злая, она набрасывалась на людей, кусала их) -Можем мы сказать, что зло порождает зло. -Как меняется Кусака, когда люди меняют своё отношение к ней, становятся добрыми, ласкают её. -Когда Лёля со своей семьёй уезжают в город, почему собака выла. Умеют ли эти люди сочувствовать, сострадать. А нужны ли эти качества людям.?              г) А сейчас обратимся к рассказу А.Платонова «Юшка». - Почему он верил, что дети любят его? Как об этом говорит автор. (Он верил, что дети любят его, что он нужен им.  Только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»). - А как автор объясняет, почему взрослые обижали его? «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их  наполнялось лютой яростью» -А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви? Составьте развёрнутый ответ на вопрос, цитируя текст рассказа. -Как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Прочитать в тексте от слов «В июле или в августе» до слов «об этом в городе не было известно». Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было не сложно найти точку приложения своей любви (девочка- сирота).  - Как вы можете прокомментировать слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»? (Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.   д). Смерть Юшки. - Чтение отрывка «Но год от году Юшка всё более слабел» до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судьи» - Хотел ли весёлыё прохожий смерти Юшки? - Можем ли мы сделать вывод, что иногда, душевная чёрствость может стоить людям жизни? - Почему он умер? - Люди желали смерти Юшке, стало ли им легче после его гибели? Почему? Как об этом говорит Платонов? «Однако без Юшки жить людям стало ещё хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалась среди людей и тратилась меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». - Как вы прокомментируете эти слова?  - Жалко ли вам Юшку? Прочитайте отрывок со слов «Он закрыл кузницу» и до конца. - Почему так отреагировала девушка на смерть Юшки? - Почему она стала врачом?  - Нашло ли продолжение доброта Юшки?  Слайд № 5.  Вывод: Как люди и дети относились к Юшке? А как Юшка отвечал людям и детям. Любил ли он их. Слышали ли вы выражение: любить всем сердцем. Какое было  сердце у Юшки? Зря ли жил Юшка? Как выдумаете, почему на похороны Юшки, проститься с ним пришли «все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни». Не хотели ли они у него попросить прощения? Проснулось ли в них чувство сострадания и сочувствия.   Какие нравственные заповеди оставили А.Платонов и Л. Андреев потомкам  в своих рассказах? Вывод:  1. Возлюби ближнего, как себя самого.                2. Не убий.                3.Быть добрыми. Отвечай на добро добром                4.Помогать всем, кому требуется помощь.                5.Не быть жестокими. Относится к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе.                      6.Быть терпимым, толерантным.                        7.Любить животных, заботиться о них, не бросать их на произвол судьбы. Они такие же живые, как и люди. Им также больно, как и нам, они также страдают, как и мы. Сочувствием и состраданием обладают люди добрые, милосердные. Таких людей на Руси, да и на всей земле немало. Слайд № 6. Безвозмездно помогать людям, особенно больным и раненым было желание добрых людей всегда. Для такой помощи созданы даже общества и организации. Об обществе «Красный крест» расскажет Асманова Алия. - Общество «Красный крест» («Красный полумесяц», «Красный Лев и солнце» существует во многих. Это общество помогает больным и раненым воинам, в мирное время оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий и в ряде стран проводит мероприятия по предупреждению заболеваний. Первая такая организация была создана в России, в Петербурге  1854 году – это была Крествоздвиженская община сестёр милосердия. За рубежом идея Красного Креста возникла в 60-е годы ХIХ века. В 1863 году в Женеве состоялась конференция 14 стран, которая сформулировала основные принципы деятельности общества «Красного креста» и приняла эмблему этих и обществ – красный крест на белом поле. И там был создан Женевский комитет, который в дальнейшем стал именоваться Международный комитет Красного Креста. И в настоящее время «Красный Крест» является массовой общественной организацией. - Ребята, как видите, члены этих обществ назывались сёстрами милосердия. В кинофильмах  о войне мы часто видим женщин в белой одежде и в белых платках с красным крестом. Это и есть сёстра милосердия. На своих плечах они выносили раненых солдат с поля. Сёстрами милосердия были только те, кто обладал сочувствием и состраданием. - А проявляем ли мы в повседневной жизни сочувствие и сострадание?  - Расскажите, как вы проявляете сочувствие и сострадание к людям? Приведите примеры. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир». III. Грамматическая подготовка к сочинению. Слайд № 7. -  Что объединяет эти два произведения? Одна проблема. (Отсутствие любви, сочувствия и сострадания могут быть губительны, поэтому они нужны людям). Слайд № 8.  - Давайте подберём ключевые слова, которые помогут нам раскрыть тему сочинения. На слайде записаны слова, выберите из таблицы.
15