Выступление на педагогическом совете на тему Реализация деятельностного метода обучения


Реализация деятельностного метода обучения
Основные задачи современного образования:
Формирование мышления через обучение деятельности
Формирование системы культурных ценностей
Формирование целостной картины мира
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
А. Дистервег
Виды уроков
Урок «открытия» нового знания.
Урок рефлексии.
Урок общеметодологической направленности.
Урок развивающего контроля.
Структура уроков.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания
Выделить и сформировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
Подобрать задания на этап повторения по уровням:
А)…новое знание + …знание
Б) …новое знание + …знание
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести корректировки в план конспект.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
ВИДЫ УУД
Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Конспект урока
УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык.
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Класс: 1
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Цель:
научить правильно, писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты:
научатся правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Задачи
уметь адекватно относится к высказыванию партнёра; уметь выполнять правила работы в группе;
формирование УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные.
уметь строить алгоритм; уметь доказывать способ;
формирование УУД: регулятивные, познавательные и личностные.
уметь применять алгоритм;
формирование УУД: регулятивные, познавательные и личностные.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
− Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначению мягкости согласных звуков на письме.)
− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)
− Запишите 6 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К…)
− Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
− Приведите примеры согласных, парных по твердости / мягкости (Б – Б’, Т – Т’, П – П’...)
− Вспомните, какие согласные являются всегда мягкими и запишите их (Ч, Щ, Й.) (Напоминалочка: «Человека Щиплет Йод» (по Т. Рик).)
− Вспомните, какие согласные являются всегда твердыми и запишите их (Ш, Ж, Ц.) (Напоминалочка: «Шёл Живой Царь» (по Т. Рик).)− Вспомните, какие гласные звуки есть в русском языке? ([а] [о] [у] [ы] [и] [э].)
− А какие буквы мы используем для обозначения гласных звуков?
− Выберите ту гласную букву, при написании которой у вас возникают затруднения и потренируйтесь в её написании.
− С помощью каких гласных букв обозначается мягкость согласных?
− Что вы повторили? (Какие есть согласные и гласные, какие согласные могут быть твёрдыми и мягкими, а какие могут быть только мягкими, а какие только твёрдыми.)
− Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)
− А какая главная задача пробного действия? (Понять, что у нас не получается.)
Задание на пробное действие.
На доске записаны слова, а у каждого ученика карточка с заданием :Ж…знь (и, ы)
Ш…ло (и, ы)
Ч…йка (а, я)
Площ…дка (а, я)
Ч…до (у, ю)
Щ…ка (у, ю)
− Вставьте пропущенные буквы.
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?
− Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− В чем ваше затруднение? (В выборе написания гласных: а – я, и – ы, у – ю.)
Посмотрите еще раз на слова и скажите, после каких согласных букв стоят эти сомнительные гласные? (после Ж, Ш, Ч, Щ.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила выбора гласных после согласных: Ж, Ш, Ч, Щ.).)
− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили что мы не знаем.)
Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)
− Давайте отдохнем. Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель нашего урока? (Понять, какая гласная пишется: а или я, и или ы, у или ю после согласных: Ж, Ш, Ч, Щ.)
− Ребята, вспомните, как называются согласные Ж, Ш, Ч, Щ? (Шипящие согласные.)
− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Знание звуков: гласных и согласных. Важно помнить, какие согласные являются всегда мягкими, а какие – всегда твердыми, какие гласные обозначают мягкость согласных звуков.)− Уточните цель нашего урока. (Построить правило написания гласных букв после шипящих Ж, Ш, Щ и Ч и научиться пользоваться этим правилом.)
− Ребята, давайте еще раз вспомним и проговорим. Какие из данных согласных всегда твердые? (Ж и Ш.)
− А какие согласные из данных всегда мягкие? (Ч и Щ.)
− Какие гласные показывают мягкость согласных? (И, Ю, Я.)
− Какие гласные показывают твердость предыдущего согласного? (А, Ы, У.)
− Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить почему вы выбрали такой порядок.
План действий:
Узнать секрет согласных Ж, Ш, Щ, Ч.
Применить секрет для выбора букв.
Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта
− Первый пункт плана помогу вам выполнить я. Раскрою вам один исторический секрет, а вы внимательно его послушайте. Когда-то наши буквы Ж, Ш − были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы (как мы помним) Ж, Ш – всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А, У.
− Вы узнали секрет. В чем он состоит?
Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания.
− Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.)
− Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.
Шаги для определения гласной (Д−5)
Задумайся, какая гласная Примени правило Выбери гласную
Учитель организует дальнейшую работу в трех группах. При необходимости учащиеся повторяют правила работы в группах. У каждой группы на парте по одной карточке с буквосочетаниями. Учитель дает инструкции для выполнения задания: используя шаги для определения гласной, заполните пропуски подходящими гласными буквами, графически объясняя свой выбор.
Ж… – Ш…
Ч… – Щ…
Ч… – Щ…
После ответов на доске выводится эталон для проверки:
ЖИ – ШИ
ЧА – ЩАЧУ – ЩУ
− Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)
– Дети хором повторяют эти буквосочетания: ЖИ – ШИ – пиши с И, ЧА – ЩА – пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У.
– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)
– Правильно! Откроем учебник на странице 116. Давайте прочитаем правило все вместе.
Учащиеся продолжают работать в группах. Далее представитель от каждой группы объясняет правописание двух слов. Таким образом, каждая группа озвучит каждое из трех изучаемых на данном уроке правил. При ответе дети пользуются алгоритмом.
Образец устного ответа:
Ж (и / ы) знь. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И.
Ш (и / ы) ло. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И..
Ч (а / я) йка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.
Площ (а / я) дка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.
Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.
Щ (у / ю) ка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.
В результате в тетрадях должно быть записано:
жизнь
шило
чайка
площадка
чудо
щука
− Давайте отдохнем.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление во внешней речи.
− Закрепить умение ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ нам поможет следующее упражнение:
составьте цепочку слов с нашими буквосочетаниями, устно объясняя правописание данных слов. Работаем по цепочке.
На доске:
Жить, широко…
Часто, прощать…
Чувство, щуриться…
− Следующее задание на карточке лежит у вас на партах. Объясните выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово объяснит он вам соответственно. При объяснении используйте шаги для определения гласной:
1. Рощ…
2. Ч…лан
3. Задач…
4. Ж…раф5. Туч… 6. Щ…пальце
7. Ш…шка8. Уч…сток
9. Пруж…нка10. Ж…рчит8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Самостоятельная работа.
– Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами . Впишите подходящие слова в правую колонку, пользуясь шагами определения гласной.
ч...дный, круж...тся, уго...ет, тиш...на, отвеч...ет, навещ...
После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки
жи-шикружится, тишина
ча-щаотвечает, угощает
чу-щучудный, навещу
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
9. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− У вас на партах лежат задания. Прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы. После того как справитесь с этим заданием, сделайте дополнительное: составьте сочетания слов.
КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…
ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ
Ж…РНЫЙ ЁЖ ..К
На доске также есть эта таблица. Учащиеся выходят по одному к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняя свой выбор, а затем выписывают словосочетания.
В результате должно получится:
колючий ёжИкдушИстые ландышИжИрный гусь
− А теперь давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Работаем устно.
− Следующее задание. Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки, если они есть, объясните свой выбор написания.
На доске слова: пружына, пороход, чюдо, шина, марской, чайник, рощя, щука, вада.
− Что интересного вы заметили в этом упражнении? (В этом упражнении помимо сочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ встречаются безударные гласные в корне, которые можно проверить ударением.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Я знаю, как объяснить, почему после Ж пишется И, после Ч и Щ – А или У.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был в учебной деятельности.
Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!