Методические рекомендации. Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов на занятиях по истории в колледже


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
Дуброва И.Г.
Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов на занятиях
по истории в колледже

Методические рекомендации
Краснодар, 2016
Автор: Дуброва И.Г., преподаватель истории ГБПОУ КК «КТЭК»
Рецензенты: Чикаева К.С., д.и.н., профессор кафедры социологии и политологии ФГОУ
Сластенов А.П., методист ГБПОУ КК «КТЭК»

Методические рекомендации предназначены для преподавателей колледжа всех специальностей и профессий, составлены на основе обобщения опыта преподавания истории в Краснодарском торгово-экономических колледже.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 2 от 27.09.16
Председатель ЦМК _____________И.Г. Дуброва.
ГБПОУ КК «КТЭК», 2016
Содержание
Введение
Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов в процессе изучения нового материала.
Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов при осуществлении контроля знаний, умений, достижений.
Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов при организации внеурочной деятельности и самостоятельной работы студентов.
Заключение
Введение
Различный уровень подготовки, объема знаний, поступающих на первый курс студентов, актуализирует необходимость разработки методики и практики дифференцированного или личностно-ориентированного подхода к их обучению и оценке результатов. Кроме того, такой подход как нельзя лучше соответствует поставленным в настоящее время задачам гуманизации образования.
Нужно отметить, что в условиях нашего колледжа осуществление дифференцированного подхода имеет свои особенности. Студенческие группы формируются не по уровню знаний, подготовки, а по выбранной специальности, поэтому в одной группе есть и «слабые» и «сильные» учащиеся.
Личностно-ориентированный подход строится на уровне знаний и умений конкретного студента, который обычно определяется уже в первые недели занятий. Правда, можно ускорить этот процесс проведением предварительного тестирования по предмету. Исходя из результатов, и осуществляется процесс обучения, корректировка заданий для студентов с целью, с одной стороны, повысить уже достигнутый уровень у «сильных» учащихся, а, с другой стороны, развить необходимые способности, навыки, умения у остальных.

1. Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов в процессе изучения нового материала.
Несомненно, что студенты любого уровня подготовки, по программе, должны овладеть определенным объемом знаний и набором умений, причем не только по предмету, но и в личностном плане достичь определенных результатов. Исходя из разного уровня подготовленности студентов, организовать успешность их работы можно, используя как раз дифференцированный и личностно ориентированный подход.
При осуществлении дифференцированного или личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, нельзя забывать и о различной мотивации студентов. Она тоже бывает разной. Для одних цель обучения – расширение и углубление знаний, непрагматический интерес к получению новой информации, у других – положительная оценка, третьи, к сожалению, бывают вообще безразличны к предмету и обучению вообще. Исходя из этого, можно и стимулировать их деятельность. Одним – указывать на дополнительную литературу, источники, новые методы работы, другим – объяснять, при каком условии, уровне знаний, умений и навыков, способностей они могут иметь положительные оценки, как им развивать и совершенствовать эти умения и навыки. Сложнее с третьими. Чаще всего, они относятся к категории «слабых» студентов. Можно, конечно, их заставлять учиться под угрозой неудовлетворительной оценки, но более эффективно, как представляется, все же, найти способы их заинтересовать, начав с элементарных заданий, с которыми они заведомо справятся и получат положительные оценки. Это может разжечь первоначальный интерес. Можно давать дополнительные задания по очень увлекательным страницам истории, биографиям исторических деятелей. То есть, с такими студентами необходима постоянная работа и постоянный контроль над их деятельностью.
Некоторые студенты испытывают затруднения при работе с текстом, даже текстом учебника. Им целесообразно давать индивидуальные задания на выделение главной мысли из прочитанного, систематизацию материала, например, на выделение определенных черт, признаков, функций, причин, последствий с их краткой записью.
При подготовке дополнительных сообщений к изучаемым или изученным темам, «сильные» студенты сразу ориентируются на их устное изложение, а остальные сначала – либо на прочтение, либо на частичный пересказ, пока устная речь не будет достаточно развита. Таким образом, конечная цель такой работы – свободное овладение устной речью у всех студентов, т.к. затруднения с устным изложением своих мыслей, прочитанного текста, к сожалению, проблема для многих студентов. Для развития навыков устной и письменной речи можно чаще давать задания на пересказ, письменное изложение не только в качестве домашнего задания, но и на занятиях.
Изучение ряда тем курса «История» осуществляется в форме деловой игры. При этом группа делится на подгруппы по количеству пунктов плана. Подгруппы можно формировать, когда это требуется, по уровню подготовки студентов. Наиболее сложные и объемные вопросы поручаются сильным студентам, менее сложные – студентам подгрупп с более слабой подготовкой. Если студенты объединились в подгруппы произвольно, необходимо проконтролировать распределение ими между собой материала и заданий, чтобы и тема прозвучала в достаточном объеме, и каждый из студентов смог проявить, реализовать имеющиеся способности или имел возможность их эффективно развивать. Деловая игра позволяет студентам совершенствовать, оттачивать всеми студентами навыки работы с текстом, способностей обобщать, систематизировать материал, выделять основные идеи, мысли, факты, правильно формулировать вопросы. Игра способствует развитию устной речи, т.к. предполагает пересказ студентом своей части изучаемого материала. При этом уровень устной речи и оценивается соответственно при подведении итоговой оценки за участие каждого студента. Деловая игра учит работать в группе, коллективе, но оценивается работа в итоге индивидуально, что стимулирует студентов к успешной работе.
Большие возможности для осуществления дифференцированного подхода дает работа студентов в малых группах над подготовкой тематических стендов или презентаций к темам и практическим занятиям. В группе могут быть студенты с разным уровнем подготовки. В зависимости от способностей, умений и навыков раздаются задания. Студентов со слабым уровнем подготовки можно ориентировать на сбор тематического материала, иллюстраций; студенты, обладающие художественными навыками и умениями, занимаются оформлением, а студенты с сильной подготовкой готовят текст-сопровождение и озвучивают его при демонстрации итогового продукта. Для развития устной речи можно привлекать к изложению подготовленного материала и слабых студентов, при этом текст можно разбивать для них на несколько частей. В большинстве случаев, как показывает практика, студенты с таким заданием справляются достаточно успешно. Работа над тематическим стендом или презентацией не только стимулирует интерес к истории, но и способствует формированию навыков исследовательской работы, работы с текстами и историческими документами, развивает устную речь. Кроме того, работа в группе воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
2. Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов при осуществлении контроля знаний, умений, достижений.
При организации и проведении опроса на занятиях, студенты с сильной подготовкой вызываются для изложения, освещения наиболее сложных аспектов изучаемой или изученной темы. Им предлагаются задания с историческими документами, которые способствуют развитию навыков анализа исторического материала, обобщения, самостоятельности мышления. Для студентов с более слабой подготовкой, такие задания вводятся постепенно, по мере развития навыков подобной работы, начиная с самых простых.
Очень важным аспектом в осуществлении дифференцированного подхода является оценивание ответов, сообщений, выполненных заданий. Выставление оценок тоже должно осуществляться индивидуально, в зависимости от способностей. При этом часто приходится сталкиваться со стереотипом, что «всем должно быть одинаково». Необходимо убедить студентов, что оценка ставится исходя из уровня умений, навыков, способностей, эрудиции и приложенных усилий для выполнения задания.
Оценка, как уже упоминалось, может быть сильным стимулом к активизации познавательной деятельности студентов, поэтому, видимо, нельзя «скупиться» на высокие оценки, похвалу, если ответы того стоят или видно, что студент приложил максимум усилий для выполнения задания. Особенно это важно для студентов, условно отнесенных ко второй и третьей категории учащихся.
3. Применение дифференцированного и личностно ориентированного подходов при организации внеурочной деятельности и самостоятельной работы студентов.
Для студентов с высоким уровнем подготовки наиболее важным представляется развитие и совершенствование творческого мышления, самостоятельности суждений, оценок при изучении истории. С этой целью большинство таких студентов нацеливаются на написание научно-исследовательских работ в форме рефератов по истории России, Всеобщей истории или истории Кубани. Эта работа позволяет студентам не только расширять знания по отдельным темам изучаемого периода истории, но и приобщиться к азам научно-исследовательской деятельности. Подготовка реферата дает возможность студентам проявлять творческие способности, развивать самостоятельность мышления, формировать суждения, взгляды, способность их отстаивать. При этом развиваются навыки устной и письменной речи, т.к. в итоге работа должна быть не только написана или напечатана, но и защищена автором на итоговой конференции. Студенты, успешно выполненные научно-исследовательские работы, становятся участниками очных и дистанционных конкурсов и конференций регионального, всероссийского и международного масштаба.
С 2015 года студенты 1 курса, по учебному плану и программе, выполняют обязательный индивидуальный проект. Студенты, выбравшие проект по истории, могут подобрать себе тему из предлагаемого списка или предложить свою. Преподаватель, исходя из уровня подготовленности студента, корректирует тему, определяет этапы и темп работы, форму проекта, помогает подготовиться к его защите.
При осуществлении личностно-ориентированного обучения и воспитания, нельзя забывать и о тех способностях, которые, казалось бы, не связаны с изучением истории. Это, в первую очередь – художественные способности и навыки. В конце учебного года возможно проведение выставки художественных работ студентов (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и пр.), посвященных исторической тематике. Выставка не только предоставляет студентам возможность проявить и реализовать склонность к отражению запомнившихся тем в художественной форме, но и продемонстрирует конкретные их знания исторических событий, фактов, архитектуры, костюма, быта и т.д., что очень важно с обучающей точки зрения. Кроме того, подготовка художественных работ способствует развитию эстетических представлений, стимулирует тягу к творчеству, затрагивает и воспитывает духовные, а не только рациональные стороны человеческой личности.



Итак, самое главное при организации личностно-ориентированного обучения – определить реальные возможности студентов, их уровень знаний, умений и навыков и, исходя из этого, развивать недостающие и совершенствовать уже имеющиеся как можно более эффективно.