Статья на тему: Целеполагание


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
г. Ханты-Мансисйк
учитель начальных классов
Евпатченко Ирина Валерьевна
Приемы формирования целеполагания у обучающихся младшего школьного возраста
Наша жизнь настолько динамична, что современному обществу требуются люди, способные легко адаптироваться в быстро меняющейся среде. Причём эти перемены происходят с такой скоростью, что человеку не только трудно адаптироваться в такой ситуации, но и как - то повлиять на неё.
В проекте национальной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что «В мире 21-го века ... важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе ... Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Чтобы быть конкурентоспособным человеком, уверенно идти по дороге жизни, надо знать куда, как и зачем идти. Человек, владеющий навыками целеполагания, всегда знает ответы на эти вопросы. Он конкурентоспособен, успешен и легко ориентируется в лабиринтах жизни.
Целеполагание – это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего, сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Первые навыки постановки цели формируются в букварный период. Тема: «Буква «М». Цель: познакомиться с буквой «М», научиться читать слоги и слова с этой буквой. На протяжении изучения всего алфавита, ребята легко схватывают правила постановки цели на урок.
После того, как заканчивается букварный период, ребята сталкиваются с тем, что на каждом уроке формулируется новая тема и постановка цели вызывает затруднение. На уроках русского языка в первом классе учитель озвучивает тему урока: «Имена собственные». Это термин прежде не был известен обучающимся, поэтому они уверенно поставят перед собой цель на урок: узнать, что же такое «имена собственные». Учитель может дополнить: научиться применять правило написания имен собственных. Также следует отметить, что учебник дает много возможностей для учителя при формировании умения постановки целей обучающимися на урок. Так, например, в учебнике русского языка ( автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова) применяется приём «проблемная ситуация». Так, например, при изучении темы: «Обозначение буквой «е» звукосочетания [йэ]» ребятам предлагается проблемная ситуация: «Лена сказала, что в слове ежи три звука. Серёжа сказал, что в этом слове четыре звука. Как ты думаешь, кто из ребят прав?». Обучающиеся высказывают свою точку зрения, таким образом они делятся на две группы те, кто согласен с Леной и те, кто с Серёжей». В результате каждый ребёнок может сформулировать свою цель.
Также мною используются незаконченные таблицы и схемы, где на базе уже имеющихся знаний, дети могут поставить цель на урок и сформулировать тему.

Анализируя тему: «Мягкий знак после шипящих у имён существительных», ребята делают вывод о том, что правописание мягкого знака у существительных женского и мужского рода нами уже была изучена, поэтому они ставят цель на урок: закрепить правописание мягкого знака у имён существительных и узнать новые правила по данной орфограмме». Аналогичная ситуация складывается при изучении имени существительного. На первых уроках по данной теме ребята знакомятся с таблицей, в которой указываются постоянные и непостоянные признаки имени существительного. На последующих уроках они восстанавливают схему и в соответствии с темой формулируют цель урока.
Следующий приём, способствует формированию речи при постановке цели. Он применяется на первых этапах по формированию целеобразования. Ребятам предлагаются слова – помощники. «Узнать, закрепить, повторить, научиться применять, составить алгоритм и т. д.». Например:

На последующих уроках, ребята используют уже эти слова без подсказки. Так, например, когда им предлагается слайд, на котором имеется новая для них информация, то цель формулируется с помощью слова «узнать». Интерес у детей к данной теме, при применении этого приёма, становится очень высоким. Ребёнок мотивирован на достижение поставленной цели, поскольку анализируя запись на слайде, он очень многое уже может сказать сам. Он становится субъектом процесса учения. Он сам поставил цель своей деятельности, сам готов пройти путь по её достижению. Принцип посильности достижения поставленной цели способствует формированию уверенности в собственных силах, что в свою очередь мотивирует на достижение успеха.

Таким образом, с помощью вышеперечисленных приёмов у обучающихся формируется умение ставить цель на урок, либо на определённый этап урока .

Список используемой литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: /Г.С. Абрамова. – Москва: Академия, 1999. – 672 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: /И.А.Зимняя. - Москва: Логос, 2000. – 384 с.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость [Текст]: /Н.П. Локалова. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 368с.
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст]: /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://www.terme.ru/dictionary/519/word/celНемов Р.С. Психология Кн. 1 [Текст]: /Р.С. Немов. – Москва: Владос, 2003. – 688с.
Немов Р.С. Психология Кн. 2 [Текст]: /Р.С.Немов. – Москва: Владос, 2003. – 608 с.
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности [Текст]: /А.А. Реан. – Санкт-Петербург.: Прайм-Еврознак, 2008. – 255с.
Сивова И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс]: авт. дисс. к.п.н. - http://nauka-pedagogika.com
Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя [Текст]: /Т.С. Фещенко. – Москва: Перспектива, 2013. – 224с.
Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам Ч.1[Текст]: /Т.С. Фещенко. – Москва: Перспектива, 2013. – 120с.
Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс]. - http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm