Статья: «Целеполагание урока математики в первом классе»



Разработка целей урока в трёх вариантах по ФГОС (учитель начальных классов Петрова Марина Ивановна)
Предмет – математика
Тема урока: Что узнали. Чему научились.
Раздел: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков.
Класс: Первый
Вариант 1. (Системно-деятельностный подход)
Дидактическая цель:
Способствовать усвоению государственного образовательного стандарта всеми учащимися через создание условий для повторения и закрепления изученного материала.
Цели урока:
1.Образовательная: закрепить знания, умения и навыки по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» ;
совершенствовать навыки счета, умение решать задачи.
2.Развивающая: развивать логическое мышление, математическую речь, память, внимание, мыслительные операции: сравнение, анализ, классификацию.
3. Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, положительное отношение к собственной учебной деятельности, интерес к предмету;
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать учителя, ученика в совместной деятельности при решении учебных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата, делать выводы, контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить.
Личностные УУД: ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.
Прием постановки цели на уроке:
Проблемная ситуация.
Подводящий диалог.
Приемы включения учащихся в процесс целеполагания:
-выдвижение гипотез;
-игровые включения,
-конструирование ситуации «успеха»;
-взаимный опрос в парной работе учащихся;
- постановка цели урока;
-самостоятельный поиск решения учебной задачи в стандартной и измененной ситуации.
(Если этапы урока разместить наглядно, то включение учащихся в процесс целеполагания можно выполнить на каждом этапе урока в форме предположения будущей деятельности и её значимости для каждого ученика лично)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент Создает положительный настрой на урок Настраиваются на урок. Оценивают готовность к уроку по алгоритму:
1.Сяду правильно.
2.Проверю, все ли принадлежности на своих местах.
3.Готов ли слушать учителя.
Делают зарядку для глаз
2.Самоопределение к деятельности. Создаёт проблемную ситуацию;
предлагает самостоятельно определить цели урока, дополняет, конкретизирует их. Мотивирует познавательную деятельность учащихся. Формулируют тему урока.
Определяют цели урока.
3.Актуализация знаний и умений. Проводит работу по актуализации опорных знаний. Включаются в мыслительную деятельность, используя субъективные знания.
4. Систематизация и обобщение Создает условия для эффективного повторения и закрепления изученного материала
Физминутка
Воспроизводят последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Образовывают следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием из следующего за ним в ряду чисел. и т.д.

Выполняют упражнения для снятия напряжение и усталости.
5 Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях.
а) Работа с учебником.
б)Геометрические фигуры.
в) Самостоятельная работа в тетрадях Дает задание
Осуществляет проверку
Предлагает решить задачи
Организует работу.
Организует работу по геометрическому материалу.
Организует самостоятельную работу.
Осуществляет проверку. Выполняют самостоятельную работу (ситуация выбора).
Вспоминают составные части задачи. Решают и записывают решение и ответ задачи.
Различают и называют геометрические фигуры, классифицируют.
Выполняют самостоятельную работу, проводят проверку, взаимопроверку.
6. Рефлексия. Направляет детей на объективную самооценку.
- А теперь оцените свою работу и нарисуйте кружки в дневнике:
- зеленый - всё было понятно. Я доволен собой!
- жёлтый- испытывал затруднения, чувствовал себя неуверенно.
- красный- было трудно. Я не справлялся с заданиями.
- Спасибо всем за активную работу на уроке! Дают оценку своей деятельности и реализации поставленных целей. Оценивают свою работу на уроке в дневниках.
7.Подведение итога урока. Задает вопросы для подведения итогов. Подводят итог урока.
Определяют свою успешность на уроке. Украшают ёлочку.
Вариант 2
Целеполагание урока по компетентностному подходу:
Цель урока– достичь образовательных результатов через создание условий для закрепление и повторения изученного материала.
1.Когнитивная:
дают характеристику количеству предметов;
различают геометрические фигуры;
Называют структурные компоненты задачи, решают её;
Соотносят цифру с числом предметов;
Знают место чисел в натуральном ряду;
Складывают и вычитают в пределах 10.
2. Деятельностная: создать условия для развития компетенций:
• информационной (аспект: поиск информации, обработка информации);
• коммуникативной (аспект: продуктивная групповая коммуникация, работа в парах).
• учебно-познавательной (аспект: целеполагание и планирование деятельности).
3. Личностная:
Формирование положительной мотивации к обучению;
Создание позитивного эмоционального отношения учеников к уроку и предмету.
Приемы постановки цели на уроке:
Подводящий диалог.
Проблемная ситуация.
Приемы включения учащихся в процесс целеполагания:
конструирование ситуации «успеха»;выдвижение гипотез; самостоятельный поиск решения учебной задачи; работа в парах;
самостоятельный поиск решения учебной задачи в стандартной и измененной ситуации.
Вариант 3 (таксономия Б.Блума)
Цели урока Индикаторы
1)Ученики после изучения темы знают о взаимосвязи между действиями сложения и вычитания в пределах 10;
Ученики :
Записывают и решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Решают и записывают решение и ответ задачи.
Различают и называют геометрические фигуры, классифицируют их по разным критериям.
уровень Цель
Знания Ученик знает:
место чисел в натуральном ряду; свойства сложения и вычитания в пределах 10;
компоненты задачи;
называют геометрические фигуры.
Понимание - дают характеристику количеству предметов;
- различают геометрические фигуры;
-соотносят цифру с числом предметов;
Применение описывают признаки геометрических фигур;
складывают и вычитают в пределах 10;
разрабатывают алгоритм решения конкретной задачи.
Анализ, синтез составляет схему взаимосвязи понятий по теме;
предлагает план решения задачи.
Оценка оценивает результаты своей деятельности, сопоставляя их с ранее поставленными целями.
5.Приемы постановки цели на уроке:Подводящий диалог.
Проблемная ситуация.
Приемы включения учащихся в процесс целеполагания:
Работа в парах.
Фронтальная работа.
Индивидуальное задание. Взаимоконтроль в парах.
Конструирование ситуации «успеха»; выдвижение гипотез; самостоятельный поиск решения учебной задачи; работа в парах;
самостоятельный поиск решения учебной задачи в стандартной и измененной ситуации.