Педагогическая мастерская «Целеполагание в деятельности учителя и учеников в соответствии с требованиями ФГОС» (на материале начальной школы)


Педагогическая мастерская
«Целеполагание в деятельности учителя и учеников
в соответствии с требованиями ФГОС»
(на материале начальной школы)
Цель педагогической мастерской: создать условия для понимания педагогами сущности целеполагания в образовательной деятельности учителя и ученика; научить педагогов ставить цели урока и внеурочного занятия с позиции учителя и ученика в соответствии с требованиями ФГОС; продемонстрировать систему упражнений, направленную на формирование умений у школьников правильно ставить цель учебной деятельности на уроках и внеурочных занятиях.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация; раздаточный материал; учебники по изучаемым в школе предметам.
Содержание работы с педагогами
– Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим педагогическую мастерскую по теме «Целеполагание в деятельности учителя и учеников в соответствии с требованиями ФГОС».
Прочитайте высказывание Сенеки. («Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»)
– Как вы его понимаете? Можете ли на основе этого высказывания сформулировать цель нашей совместной работы?
– В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения школьников. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые, согласно ФГОС, являются основой учебной деятельности и помогают раскрывать и развивать личность ученика во внеурочное время.
Современный урок, занятие должны позволить школьнику освоить способы успешного существования в современном обществе.
Какие? Назовите. (Уметь ставить цель, добиваться ее достижения, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные жизненные ситуации и способы выхода из них)
– Значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями. Вспомним, что к ним относится.
– Регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование деятельности;
прогнозирование результата;
контроль и коррекция деятельности;
оценка деятельности;
волевая саморегуляция.
– Ведущее место в структуре современного урока, внеурочного занятия занимает этап целеполагания, на котором у ученика возникает внутренняя мотивация к активной познавательной деятельности, возникает потребность что-то узнать, открыть, найти, доказать и т.д. Организация данного этапа требует от учителя эффективных приемов и средств, мотивирующих школьников на предстоящую учебную деятельность, особенность которой состоит в том, что «ее результатом является изменение самого ученика».
Что же такое целеполагание? (Это процесс выявления целей и задач субъектами деятельности (учителем и учениками), их предъявления друг другу, согласования и достижения в соответствии с запланированным результатом)
– Приступая к поиску оптимального варианта планирования урока, внеурочного занятия, учитель в первую очередь продумывает цель обучения по линиям развития личности ученика. Назовите их. (Предметная, метапредметная, личностная (урок); личностная, метапредметная, предметная (внеурочное занятие)).
– При этом учителю необходимо идти не от содержания урока, занятия, а от конечного результата планируемой деятельности, то есть цель формулируется через результаты, выраженные в действиях школьников. При этом предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Задание 1. Попробуем выделить ключевые слова и выражения, которые помогут учителю правильно сформулировать цель урока или внеурочного занятия.
Обобщить…, воспитывать…, обеспечить условия для развития умений…, закрепить…, содействовать осознанию..., повторить…, создать условия для развития умений…, дать определение…, познакомить…, описать…, помочь осознать…, объяснить…, демонстрировать…, обеспечить развитие умений…, использовать…, способствовать развитию умений…, проконтролировать…, обеспечить…, содействовать развитию умений… .
Выполнение задания группами.
Представление результата совместной деятельности.
– Предметная (образовательная) цель направлена на усвоение детьми определенного программой, выбранным УМК круга знаний и выработку умений по применению этих знаний на практике: обобщить…, закрепить…, повторить…, дать определение…, познакомить…, описать…, объяснить…, демонстрировать…, использовать…, проконтролировать…, обеспечить… .
Метапредметная (развивающая) цель направлена развитие интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры школьников, культуры самоуправления учебной деятельностью: создать условия для развития умений…(анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать и пр.), содействовать развитию умений… (использовать научные методы познания, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем и пр.), обеспечить развитие умений… (ставить цель учебной деятельности, планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и пр.), способствовать развитию умений… (структурировать информацию, составлять простой и сложный план и пр.), обеспечить условия для развития умений… (общаться, слушать и вступать в диалог, высказывать собственную точку зрения с достаточной полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении и пр.).
Личностная (воспитательная) цель направлена на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, занятию, ценностных отношений школьников к окружающей действительности: помочь осознать…, содействовать осознанию..., воспитывать… .
Задание 2. Выберите тему урока или внеурочного занятия, попробуйте сформулировать цель деятельности учеников по линиям развития.
Образец 1. Урок по теме «Удивительный мир зарубежной сказки», 3 класс
Цель урока как деятельность учеников по линиям развития: 1) обучение: организовать деятельность учащихся, направленную на повторение и обобщение изученного на уроках литературного чтения материала, посвященного жизни и творчеству зарубежных сказочников, углубить знания о написанных ими произведениях посредством самостоятельного чтения; 2) развитие: создать условия для развития речи, мышления, памяти; 3) воспитание: воспитывать положительные качества личности, любовь к родному слову.

Образец 2. Внеурочное занятие курса «Риторика» по теме «Вывески», 1 класс
Цель занятия как деятельность учеников по линиям развития: а) личностная – создать условия для проявления интереса к окружающему миру, творчеству, общению с людьми; б) метапредметная – развивать умение слушать и слышать, задавать вопросы, сообща решать учебные задачи, представлять результаты работы классу, делать выводы и обобщения, давать самооценку; в) предметная – познакомить с типами вывесок и их назначением.
Выполнение задания группами.
Представление результата совместной деятельности.
– Если для учителя целеполагание – вполне привычная и осознанная деятельность, то для учеников она нередко становится источником затруднений или формализма. В чем же заключаются проблемы целеполагания на современном уроке или занятии? Учителя предлагают возможные варианты.
– Рассмотрим самые распространенные проблемы в практике учителей и учеников.
Постановка цели учителем. Ученики цель не ставят самостоятельно или под руководством учителя, поэтому мотивация к учебной деятельности недостаточная; на уроке, занятии школьникам неинтересно, так как нет осмысления проделанной работы, осознания ее конечного результата, важности для жизни.
Подмена цели средствами урока. Нередко учителя получают удовлетворение не от результата урока, занятия, а от того, чем на них занимались дети. Цели урока становятся средствами их достижения.
Приведите пример. (На уроке окружающего мира по теме «Великие географические открытия» учитель продемонстрировал фейерверк педагогических приемов, наглядности, все дети были вовлечены в работу, при этом осталось неясным, какой вывод сделали о значении открытий ученики?)
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность целеполагания приводит к непониманию учебного материала.
Завышение цели. Цели можно разделить на локальные и глобальные (стратегические). Традиционно на уроке ставится глобальная цель, которую невозможно достичь за один урок. Глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании в РФ», Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Локальная цель связана с конкретным уроком, занятием; школьники получают возможность проверить, достигнута ли она.
Приведите примеры глобальных и локальных целей образовательной деятельности.
– Как же научить школьника ставить цель учебной деятельности? Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.
Задание 3. Что такое цель учебной деятельности? Выберите наиболее точное определение цели учебной деятельности. Объясните свой выбор.
Цель – это то, что отдаляет ученика от того, к чему он стремится на уроке. 
Цель – это путь к успеху.
Цель – это то, к чему ученик стремится на уроке.
Цель – это желание ученика поучить на уроке новые знания и умения.
Цель – представление о тех новых знаниях и умениях, которые нужно приобрести и усвоить на уроке.
Цель – образ того результата, который я должен, могу, хочу получить на уроке.
Цель – это то, что надо на уроке осуществить.
Выполнение задания парами.
Представление результата совместной деятельности.
Задание 4. Какой должна быть цель учебной деятельности на уроке, занятии? Выберите подходящие характеристики. Поясните свой ответ.
Понятные, недостижимые, точные, замысловатые, конкретные, расплывчатые, побуждающие к действию, неосознанные, нереальные, описывающие желаемый результат, имеющие связь с жизнью, диагностируемые.
Какие характеристики оказались непонятными? Что значит «диагностируемая цель»? (Цель, которую можно измерить с помощью качественных и количественных критериев) Подберите слово-синоним. (Проверяемая цель) Измените неверные характеристики так, чтобы они стали правильными.
Выполнение задания парами.
Представление результата совместной деятельности.
Задание 5. Формулировка цели учебной деятельности начинается со слова-действия (глагола), характеризующего знания, умения. Какие из данных слов помогут сформулировать учебную цель правильно?
Узнать, вывести, услышать, открыть, почувствовать, сформулировать, понять, научиться, выполнить, проверить, определить, применить, оценить, прочитать, систематизировать, рассказать, обобщить, обсудить, усвоить.
Откройте содержание выбранного вами учебника, выберите понравившуюся тему. Сформулируйте цель учебной деятельности на уроке, используя названные слова.
Выполнение задания группами.
Представление результата совместной деятельности.
Задание 6. Прочитайте формулировки целей учебной деятельности на уроке. Определите, какие из них правильные. Объясните свой выбор. Почему остальные формулировки посчитали неверными?
Русский язык
Тема: «Перенос слова» (1 класс).
Цели учебной деятельности:
изучить тему «Перенос слова»;
открыть правила переноса слов;
пополнить знания о правилах русского языка;
научиться правильно переносить слова с одной строки на другую;
выполнить упражнения из учебника по теме «Перенос слова».
Литературное чтение
Тема: Сказки-миниатюры Г. Цыферова (1 класс).
Цели учебной деятельности:
сформулировать, что такое сказка-миниатюра;
прочитать сказки-миниатюры Г. Цыферова;
выяснить, какие сказки-миниатюры написаны Г. Цыферовым, в чем их художественное своеобразие;
ответить на вопросы учителя и одноклассников по сказкам-миниатюрам Г. Цыферова;
научиться «видеть» и словами рисовать картины, представленные Г. Цыферовым в текстах сказок-миниатюр;
научиться читать сказки-миниатюры Г. Цыферова, передавая голосом все оттенки чувств и эмоций;
выполнить творческие задания по сказкам-миниатюрам Г. Цыферова.
Выполнение задания группами.
Представление результата совместной деятельности.
– Цель целесообразно записать на доске, затем обсудить с учениками. Может оказаться, что цель не одна. После постановки цели необходимо сформулировать задачи – действия, которые требуется выполнить для достижения поставленной цели (читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и пр.) Задачи также целесообразно записать на доске. В конце урока важно вернуться к записи и предложить ученикам не только проанализировать, что им удалось или не удалось сделать на уроке, занятии, но и увидеть, достигли они цели или нет. В зависимости от результата предлагается домашнее задание.
– Для эффективности проведения этапа целеполагания можно предложить школьникам задание:
Прочитайте название темы урока. Запишите в таблице цель своей учебной деятельности по данной теме, согласуйте ее со своими одноклассниками и учителем. Сравните записи, сделайте вывод. Запишите тот вариант учебной цели, который у вас в итоге получился и будет достигаться на уроке.
Моя учебная цель на уроке Отметка о достижении цели Учебная цель класса на уроке Отметка о достижении цели Цель учебной деятельности на уроке Отметка о достижении цели
– Как добиться сознательности школьников на этапе целеполагания?
– Один из возможных вариантов – составление алгоритма постановки учебной цели на основе анализа формулировки темы. Попробуем его составить из предложенных фраз-команд.
Выполнение задания группами.
Представление результата совместной деятельности, сравнение с эталоном.
Алгоритм постановки учебной цели на основе анализа формулировки темы
Прочитайте внимательно название темы урока.
Назовите незнакомые или малознакомые в названии темы слова или словосочетания (термины, понятия).
Определите значение неизвестных слов или словосочетаний в названии темы. Уточните значение малоизвестных слов или словосочетаний.
Ответьте на вопрос, какие знания необходимо усвоить на уроке.
Ответьте на вопрос, какими умениями необходимо овладеть, чтобы применить новые знания на практике.
Назовите цель своей учебной деятельности, используя слова-действия, характеризующие знания и умения на уроке: открыть, сформулировать, определить, научиться, применить и другие.
Сделайте вывод: «Цель достигнута, если….».
– Попробуем с помощью алгоритма выполнить упражнения, способствующие развитию умения ставить цель учебной деятельности.
Задание 7. Прочитайте название темы урока. Продолжите формулировку цели учебной деятельности.
Окружающий мир
Тема: «Экологические системы» (4 класс).
Цель учебной деятельности:
сформулировать … (определение экологической системы, почвы);
определить … (названия и виды экосистем);
открыть … (общие для всех экосистем компоненты, их роль в экосистеме);
научиться … (объяснять взаимосвязь живой и неживой природы, роль живых организмов на планете Земля).
Математика
Тема: «Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные» (4 класс).
Цель учебной деятельности:
открыть … (приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные);
вывести … (алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное);
научиться … (применять на практике приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные; выполнять умножение трехзначного числа на однозначное по алгоритму).
Задание 8. Прочитайте название темы урока. Какую цель учебной деятельности на уроке по данной теме можете перед собой поставить? Сформулируйте.
Русский язык
Тема: «Правописание имен собственных» (1 класс).
Цель учебной деятельности: выяснить, какие слова относятся к именам собственным, научиться отличать имена собственные; сформулировать правило правописания имен собственных; научиться грамотно писать имена собственные.
Окружающий мир
Тема: «Африка» (4 класс).
Цель учебной деятельности: открыть, что такое Африка, ее климатические особенности, географическое положение, растительный и животный мир, страны, города и население, достопримечательности; научиться пользоваться картой и учебником для получения информации; научиться находить и показывать на карте природные и географические объекты.
Задание 9. Соотнесите тему урока с ее учебными целями. Какие из перечисленных целей имеют отношение к получению знаний? Какие из перечисленных целей имеют отношению к выработке умений?
Математика (1 класс)
Тема Цель учебной деятельности
1 Знаки >, <, = 1 Определить понятия «равенство», «неравенство»; научиться различать равенства и неравенства, составлять и записывать их; научиться сравнивать числа, правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»
2 Равенство. Неравенство 2 Открыть, что такое сантиметр; научиться пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины)
3 Сантиметр 3 Открыть математические знаки >, <, =, их роль;
научиться читать и записывать числовые выражения с использованием знаков >, <, =, преобразовывать графическую и текстовую информацию в знаково-символическую
Выполнение заданий группами.
Представление результата совместной деятельности. Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.
– Лишь в том случае, когда учитель и ученик осознают сущность целеполагания, примут его как лично значимое, их деятельность на уроке, внеурочном занятии станет мотивированной и сознательной, повышение качества образовательной деятельности будет обеспечено. Попробуем сформулировать правила постановки учебной цели.
Выполнение заданий парами.
Представление результата совместной деятельности.
Правило 1. Цель должна быть чётко сформулированной, конкретной.
Правило 2. Формулировка цели должна отражать желаемый конечный результат деятельности.
Правило 3. Надо ставить достижимые цели.
Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и способов её достижения.
Рефлексия
– Поделитесь своими впечатлениями, мыслями относительно работы педагогической мастерской.
– Какой была цель педагогической мастерской? Смогли ли ее достичь?
– Удалось ли осознать сущность этапа целеполагания с позиции учителя и ученика, его важность для повышения качества образовательной деятельности?
– Что показалось сложным, непривычным в постановке цели урока, занятия учителем, учебной цели учениками?
– Какие подходы к организации этапа целеполагания, упражнения, направленные на формирование умений у школьников правильно ставить цель учебной деятельности на уроках и внеурочных занятиях, станете использовать в своей педагогической деятельности?
Литература
Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.
Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 18-22.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа, 2014. №2. - С. 21-24.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.М. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
Неудакин В.А. Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственности ценностей. – М.: Алетейя, 2014. - 200 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
Целеполагание / Н.В. Артюхов [и др.] - Новокузнецк: ИПК, 1997. - 67 с.
Сивова И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Сивова И.С. - Волгоград, 1999. - 207 с.