Выступление по теме:: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Центр аналитики и методологии образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Выступление по теме::
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Подготовил: Новиков Виктор Николаевич,
учитель географии второй квалификационной
категории МАОУ «СОШ №5»
Березники, 2015
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
 
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.
Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.
Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть.
В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.  
 Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат».  Поэтому цели должны быть:
- понятны, осознаны
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:
1. диагностика целей учеников;
2. анализ и систематизация полученных данных;
3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
 Диагностика целей учеников.
Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?»
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс.
 Список целей:
1.Изучить материал учебника.
2.Усвоить основные понятия и законы темы.
3.Подготовить сообщение по одной из проблем.
4.Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
5.Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
7.Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
8.Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
9.Проявить и развить свои способности.
10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
11.Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.
14.Свой вариант цели.
  После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки».
Подобную диагностику можно проводить при изучении каждой темы после перспективного ее изложения. Наиболее удобным здесь является применение модульной технологии обучения. При этом учащимся можно предложить создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности. То есть учащиеся проектируют свою собственную деятельность. В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.
 
Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год.
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся.
Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. 
При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.
Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа   приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
 
Источники информации
1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А.
2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
6. http://www.school2100.ru/Формирование умения целеполагания у младших школьников
 
 Использованная литература
 
1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
2.Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
3.Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]:  Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.