Конспект урока по письму 6 класс в специальной коррекционной школе VIII вида Тема урока: образование сложных слов Тип урока: повторение и закрепление


Конспект урока по письму 6 класс в специальной коррекционной школе VIII вида
Тема урока: образование сложных словТип урока: повторение и закрепление
Цель: закрепление понятия сложные слова
Задачи:
Образовательная: закрепить понятия о способе образования сложных слов (сложение двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: обогащать письменную и устную речь учащихся.Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Прозвенел урок,
Наступил письма урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Я сегодня помогу раскрыть секреты слов
- Какие слова мы изучали на прошлом уроке? (сложные). Сегодня мы с вами будем продолжать учиться раскрывать секреты сложных слов. Значит, тема нашего урока? (сложные слова). Тема урока «Образование сложных слов»
II. Актулизация знаний:
– Что же это за слова? Как образуются сложные слова? (образуются сложением основ). Вспомните, какая бывает основа в таких словах? (твёрдая, мягкая) После какой основы пишется соединительная гласная –е-? (после мягкой). После какой основы пишется соединительная гласная –о-? (после твёрдой).
Для начала повторим: давайте дадим характеристику звуков, в каких слогах звуки тв. и мяг.
Ше-чу-са-це-ре-жи-ля-ща (первый ряд гласных даёт твёрдость, второй ряд мягкость).
Разминка для рук:
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетради
Будут слоги все писать (Запищите всё в тетрадь).
Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока.
- На уроке будь готов раскрывать секреты слова. А помогут нам раскрыть секреты слов, догадайтесь, кто?
Загадка:
В зимний день среди ветвейСтол накрыт для гостей.
Избушка новая, для всех столовая,Зовёт обедать, крошек отведать. Что за гости? (птицы)
- Итак, сегодня нашими помощниками будут птицы, они та нам и помогут.
III. Основная часть:
Чистоговорка с использованием мнемотаблицы: (проговаривать по цепочке, хором, индивидуально)
ма-ма-ма наступила зима
ри-ри-ри на ветку сели снегири
ей-ей-ей прилетел к ним воробей
ла-ла-ла и ворона их нашла
ит-ит-ит дятел по дереву стучит
ка-ка-ка увидала их сорока
ло-ло-ло вместе стало весело
Работа с раздаточным материалом у доски. Д.И «Какой? Какая?»
а) Чернокрылый, красногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут. (Снегирь)
У снегиря красная грудка - красногрудый;
У снегиря чёрные крылья – чернокрылый;
б) Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая.Вещунья белобока, а зовут её ... (Cорока)
У сороки длинный хвост, значит она – длиннохвостая;
в) Всё время стучит, деревья долбит.Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
У дятла острый клюв, значит он - остроклювый.
г) Две болтливые соседкиРазговор вели на ветке.Очень важные персоныЭти чёрные…(Вороны)
У вороны большая голова, значит – большеголовая.
д) Он растрёпанный, драчливый, непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком, хлеба собирает крошки,
Искупается в пыли или в луже на мели.
Отгадайте поскорей, эта птичка …(Воробей)
У воробья пёстрые крылья, какой он пёстрокрылый.
е) Небольшая и пёстрая птица,Не боится зимой простудиться,Угощение наше ей снится,Прилетает к нам часто (Синица).
У синички жёлтая грудка, значит она жёлтогрудая.
Работа в тетрадях: индивидуальная работа (по карточкам) – списывание слов с доски, подчёркивание соединительных букв -е- -о-.
Словарное слово: Буревестник большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Обычно люди говорят, что появление буревестника – к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником. – Записать в тетрадь и подчеркнуть букву -е-.
Д. игра: «Составь слово»
варит кашу – кашевар                        
чистит трубы – трубочист
считает звёзды – звездочёт
ест сладкое – сладкоежка
сидит дома – домосед
сечёт дрова – дровосек
лежит на боку – лежебока                        
Опрос по карточкам: Что такое сложные слова? (учащиеся находят правильные ответы).
«Все непонятные слова называются сложными»;
«Слова, которые сложно сказать»;
«Все длинные слова называются сложными»;
«Слова, в которых есть предлог»;
«Слова, в которых два корня, называются сложными».
«Слова, в которых один слог»
Итог урока:
- С какими словами мы сегодня работали?
- Какие сложности были на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
Всем спасибо за урок!

Буревестник – весть несёт о буре.



-120015-2603500красная грудка - красногрудый.
длинный хвост – длиннохвостая.
острый клюв- остроклювый.
большая голова– большеголовая.
пёстрые крылья - пёстрокрылый.
жёлтая грудка - жёлтогрудая.
-120015254000красная грудка - красногрудый.
длинный хвост – длиннохвостая.
острый клюв- остроклювый.
большая голова– большеголовая.
пёстрые крылья - пёстрокрылый.
жёлтая грудка - жёлтогрудая.