Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС


Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у студента способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Студент может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.
Рефлексия является неотъемлемым этапом любого урока, построенного в соответствии с ФГОС.
Приведу пример организации рефлекторной деятельности студентов на примере бинарного урока с элементами исследовательской деятельности по дисциплинам «Архитектура аппаратных средств» и «Элементы математической логики». Данный урок проводился в рамках дней наук мной совместно с Еленой Васильевной.
Тема нашего урока - Принципы преобразования информации простыми логическими элементами
Предлагаемый урок является одним из курса теоретических занятий по теме «Логические основы ЭВМ».
При проведения урока нами были поставлены следующие цели занятия:
(образовательная)
Углублённо рассмотреть принцип преобразования информации основными логическими элементами;
Закрепить у учащихся представление об устройствах элементной базы компьютера;
Обобщить знания студентов по разделу «Логические основы ЭВМ».
(развивающая) развить умение осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
(воспитательная)
привить критическое отношение к существующим технологиям и желание рационализировать процесс;
продолжить формирование познавательного интереса к предметам спец.цикла;
воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
Поставленные цели направлены на формирование у студентов следующих общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.2 Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.4 Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.
ПК 2.3 Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.
ПК 3.5 Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль поступившего из ремонта оборудования.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять способы и методы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Этапы проведения урока:
Этапы урока Преподаватель Время проведения
1) Организационный этап.
Макарова Е.В. 2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Макарова Е.В. 3 мин
3) Актуализация знаний. Макарова Е.В. 5 мин
4) Обобщение и систематизация знаний Макарова Е.В. 25 мин
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Шмакова Е.Е. 40 мин
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.Шмакова Е.Е. 8 мин
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Макарова Е.В. 2 мин
8) Итоговая рефлексия
Шмакова Е.Е., Макарова Е.В. 5 мин
 
Как вы видите, на первых 4-х этапах знания студентов актуализируются, обобщаются и систематизируются. На 5-м этапе происходит творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Для реализации данного этапа использовались логический тренажер, флэш анимация, кроме этого мною было разработано специальное программное обеспечение.
На принципах работы данной системы я и хочу остановиться. Данная программа называется АрхиЛогика.
Загрузка программы начинается с регистрации пользователей

После регистрации открывается приветственное окно, в котором мы вновь видим название системы и гипотезу нашего исследования: Если информация правильно закодирована, а затем верно раскодирована, то установка программы пройдет успешно.

При переходе далее начинается подготовительный этап, на котором внимание студентов еще раз акцентируются на основных понятиях данной темы. Студентам необходимо ответить на 4 вопроса с выбором варианта ответа. При неправильном ответе тестируемому в окошке слева от вопроса это будет показано. Чтобы пройти дальше необходимо ответить на все вопросы.

Далее необходимо перевести число 3 в двоичную систему счисления, что повторялось в начале урока с Еленой Васильевной.

На первом этапе установки студентом необходимо при помощи флеш анимации научиться строить логическую схему по данной формуле. После чего требуется определить код, который состоит из сигналов на выходе при подаче на все входы 1.






По завершению данного задания студенты должны провести рефлексию своей деятельности, заполнив поля Я узнал/научился

На втором этапе установки необходимо на основании действий совершаемых на предыдущем этапе составить правило построения логических схем по логических выражениям
Кроме этого следует также провести рефлексию.
Задания третьего этапа подразумевают обратную задачу: по заданной логической схеме необходимо построить логическую формулу и выбрать ее из списка вариантов.

На 4 этапе студенты должны во первых вспомнить маатериал который они изучали с ЕВ и перевести дату проведения занятия в двоичный код. Данный код являлся паролей к архиву в котором расположен логический тренажер.
Необходимо пройти 5 уровней данного тренажера. Задача заключается в том, чтобы последовательно передавать кристалл с верхней площадки на нижнюю. Подавая ток на вход механизмов в правой части схемы, можно выдвигать площадки на пути кристалл а. Если на входе механизма нет тока, площадка убирается. 
Для управления механизмами используют выключатели в левой части поля. Их состояние изменяется щелчком мыши. Если выключатель включен, по цепи идет ток и поступает на логические схемы, включенные в эту цепь (средняя часть поля).




Когда вы перейдете на 6-ой уровень вам необходимо определить сигнал на выходе, если на входе подаются все 0. Если платформа выдвинута, то сигнал равен 1, в ином случае 0. Этот двоичный код будет следующим

На следующем этапе студентам дана формула и по ней необходимо построить схему.

На этапе завершения установки, сравнив предложенные схемы с той которую студенты построили самостоятельно необходимо определить номер правильного ответа и перевести его в двоичный код.
Напоминаю вам что на всех этапах студенты проводили небольшую рефлексию своей деятельности.
В результате по завершении установки мы получаем общих результат их достижений.
Ну и в итоге в двоичном коде выводится их оценка.




Результаты студентов были такими:
К сожалению не все студенты способны осознанно провести рефлексию своей деятельности. В некоторых моментах они в принципе не понимают, что им надо делать или что от них требуется.
В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации студента. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ему не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.