Технологии обучения в условиях системно — деятельностного подхода в образовании

Тема методического семинара:
Технологии обучения в условиях
системно - деятельностного подхода в образовании

3 декабря 2010 года был проведен педагогический совет «Деятельностный подход в образовании как условие формирования ключевых компетенций», одно из решений педагогического совета – провести методический марафон «Использование системно -деятельностного подхода в обучении», который будет проведен с 1 по 11 марта. На этапе рефлексии педсовета была запущена анкета, в результате которой было выявлено, что не все педагоги школы усвоили (и поняли) какие педагогические технологии можно использовать при системно - деятельностном подходе обучения.
1 слайд. На основании этого возникла необходимость в проведении семинара, который послужит отправной точкой для педагогического марафона.
«Технологии обучения в условиях системно - деятельностного подхода в образовании»

2 слайд.
Быть открытыми ко всему новому.
Чтобы догнать мир, нам нужно
смотреть вперёд, а не оглядываться
назад. Только новые технологии, новые
услуги, новые знания помогут нам
встать крепко на ноги.

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
3 слайд.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия



4 слайд. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Что значит "деятельность"?
5 слайд. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

6 слайд. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

7 слайд.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.


8 слайд. Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия.
Это возможно сделать лишь на особом содержании!
Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Для того чтобы реализовать системно - деятельностный подход в образовании, необходимо понимать, четко разграничивать и уметь соединять в систему данные понятия как ориентиры в деятельности. Только зная смысл и оперируя грамотно данными понятиями можно задуматься о внедрении данного подхода в образовательный процесс.
9 слайд.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Когда-то, в 1957 г., вышла книга выдающегося психолога А.Валлона, которая так и называлась: "От действия к мысли". И по сути дела, создавая вслед за Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.
10 слайд.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
11 слайд.
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
12 слайд. Организовать деятельность учеников помогут современные образовательные технологии
13 слайд. Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
14.слайд. Признаки педагогических технологий.
В основе – конкретные педагогические теории, идеи
Строгий порядок действий
Воспроизводится любым педагогом
Индивидуальный и дифференцированный подход
Четкие критерии оценки результатов
Гарантированность педагогического процесса
15 слайд. При системно-деятельностном подходе предпочтение отдается следующим технологиям (по классификации А.В.Хуторского):
1.Проблемно-диалогическая технология.
2.Технология сотрудничества.
3. Проектно-исследовательская деятельность
4. Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
5. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
6. Технологии развивающего обучения.
7. Технология критического мышления.
По результатам анкетирования, которое было проведено среди педагогов нашей школы, среди перечисленных технологий явно выявлено 3 технологии, информацию о которых хотели бы получить, или повторить (Проектно-исследовательская деятельность, технология критического мышления, творческие мастерские). Сегодня эти технологии будут представлены.
16 слайд Виды деятельности.
1.Игровая
2.Учебная
3.Исследовательская, проектная
4. Творческая
5. Спортивная
6. Трудовая

17 слайд. Классификация образовательных технологий
Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Модульная педагогическая технология
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение (управление деятельностью и поведением учащихся).
18 слайд.
Диалогические + дискуссии (коллективный поиск истины)
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
Проектная
Составление портфолио (сбор и структурирование материалов по определенной теме).
19 слайд. Обучение возможно на основе учебных ситуаций с использованием элементов педагогических технологий.
20 слайд. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования – командные и индивидуальные;
сюжетные – «поиск сокровищ»
ролевые – «пишем инструкцию», «учитель»
21 слайд. Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
«Пишем книгу»;
«Готовим праздник»
«Делаем подарки»
«Сообщаем вам »
22. слайд. Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
проведение мини-исследований
описание и оценка.
23 слайд. При этом важно у ребенка развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Выступления педагогов.
Заключение. Но не нужно забывать «Золотые правила» использования приемов технологий.
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, но именно через него мы дадим ребенку основу для развития, и научим ребенка учиться. Завершая, напомню Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что кризис нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно -деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.










Лђ Заголовок 115