Дидактический материал по русскому языку на тему Повторение пройденного (6 класс)


«Повторение пройденного в 5 классе»
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Подчеркните те слова, в которых после «ц» пишется «ы». Сформулируйте правило.
Шприц_, птиц_, ц_п-ц_п, моц_он, ц_стерна, лисиц_н, куц_й, ц_ркуль, отличниц_а, краснолиц_й, ц__ферблат, ц_мент, молодц_, панц_рь, милиц_я, ц_кать, ц_корий.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограмм.
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, ум_реть, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, прост_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, опр_реться.
Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы.
1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ет(?)ся, там счастливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся – ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся.
Спишите, раскрывая скобки.
1 Кто умеет весели..ся, тот горя (не) бои..ся. 2. (Не) плюй в колодец: пригоди..ся воды напи..ся. 3. Кто любит труди..ся, тому без дела (не) сиди.ся. 4. (Не) годи..ся худым хвали..ся 5 Плох тот солдат, который (не) надее..ся быть генералом. 6. (Не) ошибае..ся тот, кто ничего (не) делает.
Спишите, подчеркните безударные е/и в окончаниях глаголов.
1. Разр..зая носом воды, ход..т в мор., пар..ходы. Ду..т ветры ярос..ные, гон..т ло..ки парус..ные. 2. Если мальчик люб..т труд, тыч..т в кни..ку пальчик, про такого пиш..т тут: он хороший мальчик. 3. Упира..тся л..са в самые небеса. Где трудна работка, там ви..жит лебё..ка; поднима..т балки, будто палки. Перетащ..т к..р-пичи, закалённые в печи. 4. Чего один не сдел..т, сдел..м вместе. Мож..м ж..лезо ножницами резать, краном висящим тяжести тащ..м; молот паровой гнёт и рельсы травой. Олово плав..м, маш..нами прав..м. (В. Маяковский.)