Спряжение глаголов.Предлагаю конспект урока по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данный материал может быть полезен для педагогов коррекционных школ, составлен с действующей Программой по письму и развитию речи, учеб


Тема: Спряжение глаголов.
Описание материала: Предлагаю конспект урока по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данный материал может быть полезен для педагогов коррекционных школ, составлен с действующей Программой по письму и развитию речи, учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская "Русский язык. 9класс", м. "Просвещение", 2010 г.
Цель: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению ,учить детей различать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:1. Коррекционно-образовательные:Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям2. Коррекционно-развивающие:Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение  и обогащение словаря учащихся.Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.3. Коррекционно-воспитательные:Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор, компьютер, индивидуальный листок учащегося, памятки для определения спряжения глагола, доска.Ход урока.
Ι. Организационный момент. (дети записывают клас. работа и число)
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Ход урока
1. Организационный момент.2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе. Задание «Найди лишнее слово»ГРАМОТАУЧЕНЬЕНАУКАЗНАТЬШКОЛАЛишнее слово – ЗНАТЬ. -Почему? -Что мы знаем о глаголе?- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ)3. Словарная работа.ОБРАЗОВАНИЕ              (ЧТО?) – СУЩ.                 (Мнемотехнический приём запоминания безударной А во втором слоге и безудурной О в третьем слоге - вставляем как в кроссворде по вертикали в слово ОБРАЗОВАНИЕ слова знАть и шкОла.)Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (исторически – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. Например: УЧЕНЬЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т.д. мы рассмотрим, выполняя следующее задание.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол.)
Учитель: О какой части речи говорится в этой загадке?
4. Упражнение-переход к теме урока.
Проводится игра «Что я знаю о глаголе» Презентация: слайд
-Нам даны пословицы, прочитаем их:С книгой жить – век не тужить.Не пером пишут, а умом.Если грамота дается, то на ней далеко уедешь.Как потрудимся, так и поедим.Одна книга тысячи людей учит.Кто хочет много знать, тому надо мало спать.Не говори, чему учился, а говори, что узнал. -Все ли пословицы на тему «Образование и наука»? (Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.) - На какую тему эта пословица? (Тема - ТРУД). Но без труда мы тоже не осилим все науки. Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ»- А  теперь найдите и подчеркните все имеющиеся в них глаголы:- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.(ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ)- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам:ЖИТЬ                                                                           СПАТЬя живу, мы живём                           я сплю, мы спимты живёшь, вы живёте                       ты спишь, вы спитеон (она, оно) живёт, они живут             он (она, оно) спит, они спятВыделим   личные окончания глаголов. -Что мы с вами делали? Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.Два глагола ЗНАТЬ И ТУЖИТЬ –  представлены учителем.ЗНАТЬ                                                                       ТУЖИТЬЯ знаю, мы знаем                            я тужу, мы тужимТы знаешь, вы знаете                        ты тужишь, вы тужитеОн(она, оно) знает, они знают               он (она, оно)тужит, они тужат  - Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.К 1 спряжению относятся глаголы с окнчаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь).(мнемотехнический прием, помогающий запомнить спряжения – в Е одна вертикальная полоса, как в цифре 1, в И – две вертикальные полосы, как в цифре 2)5.  Физкультпауза. Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то – две руки.6. Упражнение по теме урока.Нам даны словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.Сдаешь работу, стучишь молотком, живём дружно, следим за порядком, идёте в школу, стоите у доски, жгут листья, дают слово, молчат леса, летят птицы,  гордишься наградой, расстаёшься с товарищем, соберёмся быстро, стремимся к цели, смеётесь от души, решитесь на поездку, плетутся в хвосте, вьются вокруг.Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы. - Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ?  - Сколько в русском языке различают спряжений? 7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237.Текст про библиотеку. Нужно найти в тексте глаголы, выделить в них окончания и указать спряжение.8. Итоги урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?
.