Доклад по теме Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях системно — деятельностного подхода.

Тема: «Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях системно - деятельностного подхода»
В учебнике «Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского написано: «Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика (с учетом требований программ), характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса».
Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях образовательной системы. Эти условия изменились, что выявило недостатки применяемого контроля и оценки:
1. Ежедневный устный опрос как форма контроля учебной деятельности и ее результатов является выборочным и случайным. Это создает условия для непостоянной работы отдельных учащихся. Педагог при таком контроле не знает, что фактически усвоено каждым учащимся.
2. Иногда педагоги используют оценку как средство давления на учащихся, что создает напряженную обстановку в обучении. Оценка часто для них становится главным итогом деятельности и в силу этого стимулом для дальнейшей работы. Учебно-познавательные мотивы заслоняются, отодвигаются на второй план, что деформирует мотивационную сферу учащихся и искажает весь учебный процесс.
3. Некоторые учащиеся убеждены, что оценка их учебной деятельности не зависит от результата, а обусловлена внешними моментами, личными мотивами. Все это не способствует формированию значимости личной ответственности учащихся за свою учебную деятельность и ее результаты.
4. Внешний контроль и оценка педагога являются главными, а зачастую и единственными при проверке. И как следствие этого - не осуществляется формирование у учащихся привычки и умений самоконтроля и самооценки. Значит, в существующей системе контроля и оценки ее функции не реализуются полностью, что приводит к снижению возможностей педагогического стимулирования учащихся.
Перечисленные недостатки применяемой системы контроля и оценки в учебном процессе позволяют сделать вывод о том, что ее необходимо совершенствовать и, возможно, радикально изменить.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями такой системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.
Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Поэтому недостаточно просто отменить отметку; важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.
Система контроля и оценки ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».
Основой учебной самостоятельности является здоровая самооценка: уверенность в себе и самокритичность. Когда человек говорит: «Я это могу», он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, о том, что не считает себя ни инвалидом, ни неудачником. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело.
Основная цель оценки деятельности учащихся по ее результатам заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки учителя на внутреннюю самооценку).
Особенностями оценки деятельности учащихся по ее результатам являются следующие принципы:
ПРИОРИТЕТ САМООЦЕНКИ. Учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика. Например, на уроке русского языка после написания словарного диктанта предлагаю сверить свои записи со словарем. Затем называю детям критерии оценивания, и они самостоятельно, в соответствии с критериями, учатся ставить себе оценку. В учебнике «Окружающий мир» по итогам изучения темы есть тесты «Оценка достижений». Ученики выполняют работу, сверяют с образцом и оценивают себя в виде смайлика. Во внеурочной деятельности интеллектуального направления «Способный ребенок» по окончании работы школьники самостоятельно оценивают свою деятельность, закрашивая квадратики в специальной таблице. На этапе рефлексии в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов). После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке.
КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ. Учитель обеспечивает такие педагогические условия, при которых самооценка ученика постепенно дифференцируется, т.е. представляется ребенку как сумма многих умений. Оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми четких и однозначных критериев. Например, на уроке «Литературного чтения» при выразительном чтении стихотворения или прочитанного отрывка учащиеся оценивают друг друга по критериям, которые мы разработали вместе с детьми:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – невыразительно.
4. Понравилось – не понравилось.
ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. В процессе оценки фиксируется личностный рост ребенка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом. Например, один мальчик очень не любил в первом классе выполнять домашние задания и не понимал смысла оценок, равнодушно к ним относился. В процессе обучения я много раз индивидуально беседовала с ребенком и его родителями по этому вопросу, старалась никогда не сравнивать его с другими учениками классами, хвалила по каждому возможному случаю. В результате к третьему классу ребенок научился оценивать свою деятельность, сравнивать свои результаты с теми, которые были раньше и заметно улучшил свою успеваемость.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ. Учебное содержание по каждому предмету представляет собой систему учебных задач. Решение каждой учебной задачи включает в себя специально организованные действия контроля и оценки, где определяются границы «знания – незнания», оцениваются потенциальные возможности ребенка, формулируются проблемы, которые предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. С первого класса обучаю детей целеполаганию, то есть на уроке дети самостоятельно формулируют тему, цели урока и его задачи. Затем в соответствии с целями и задачами учатся планировать свою деятельность и прогнозировать её результативность, то есть оценку. В начале изучения темы они себя оценивают по критериям «понял - не понял», «запомнил - не запомнил», «смогу - не смогу». При выполнении проверочной и контрольной работы ребенок предполагает, какую оценку он может за неё получить, ставит перед собой цель и находит пути её достижения. По итогам выполнения какой-либо работы проходит сравнение оценки учителя и учеников, обнаружение различий в оценке, выяснение причин расхождения и определение путей коррекции учебных универсальных действий.
ВАРИАТИВНОСТЬ. Безоценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами. Например, я использую такие виды оценивания:
формализованное (отметки);
вербальное – устная похвала «Молодец!», «Хорошо», «Замечательно» и др. В первом классе вместо оценок писала в тетрадях слова «Умница» «Старайся!»; «Пиши лучше!» и др.
взаимооценивание. Например, на уроке «Окружающий мир» после проведения тестов дети обмениваются тетрадями и, с помощью образца и критериев оценки, исправляют ошибки и ставят отметки. При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже с первого класса предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказываться только по пожеланию. В результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, если им нравится, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
Графическое: например, «Лесенка успеха». Ребенок ставит себе цель по изучению материала и помещает её на верхнюю ступеньку. Затем отвечает для себя на вопрос «Что нужно для достижения этой цели?». Работа над поставленной задачей делится на 3 этапа: 1. «Сомневаюсь, что я это смогу изучить». 2. «Я уже понял, как это выполнить». 3. «Я хорошо разбираюсь в этом и могу научить другого». (см. Рисунок)
Визуальное. Например, во время рефлексии в конце урока использую «Светофор»: дети поднимают цветные кружки – зеленый «Я умею сам», желтый «Я умею, но не уверен», красный «Нужна помощь». Ещё использую в работе смайлики или наклейки-картинки «Солнышко» означает «Отлично», «Цветочек» - «Хорошо», «Тучка» - «Не очень хорошо».
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. Контроль и оценка проводится в естественных для ребенка условиях познавательной деятельности (то есть во время урока в классе), исключающих стресс и эмоциональную тревожность. Например, стараюсь не оглашать вслух оценки за контрольную работу, диктант, чтобы не задеть самолюбие ребенка. Устные ответы оценивают сначала одноклассники, затем даю пояснения в соответствии с критериями.
Наряду со стандартными письменными или устными работами использую такие формы и методы оценки учебных универсальных действий, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Предъявление (демонстрация) достижений ученика или группы в творческой, проектной, исследовательской деятельности проводится публично. Эта форма оценки характеризуется тем, что в ней смещается акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме (то есть на его достижения). Например, по всем основным предметам обучающиеся выполняют учебные проекты в виде электронных презентаций, стендового доклада, сообщения, рисунка, плаката и др. Дважды мы участвовали в районных конференциях проектных работ, где занимали призовые места.
ФГОС предполагает использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений. «Портфолио» достижений представляет собой форму и процесс организации продуктов учебно-познавательной деятельности школьника. Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной и социально значимой деятельности ученика, что пригодится при переходе на вторую ступень обучения. (Показать образец)
Подведем итог. При традиционном обучении наиболее значимыми по стимулирующему воздействию являются виды контроля, связанные с внешним контролем: контроль и оценка учебной деятельности педагогом (1 место), сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (2 место). Самоконтроль и самооценка находится на третьем месте.
При обучении по требованиям ФГОС наиболее значимыми по стимулирующему воздействию оказываются виды контроля, связанные с самоконтролем: сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (1 место), самоконтроль и самооценка деятельности учащимся (2 место). Третье и четвертое место разделили контроль со стороны педагога и контроль со стороны коллектива учащихся.
Оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение Образовательная роль оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика, оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении учебными универсальными действиями, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.
Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

15