Доклад на тему Организация групповой работы с младшими школьниками в условиях системно-деятельного подхода



Введение
В условиях реализации стандарта второго поколения начальное образование должно заложить общее умственное развитие детей для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который мог бы сопоставлять, сравнивать и предлагать несколько способов решения проблем, выделять главное и делать выводы, применять свои знания в нестандартных условиях. Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

В настоящее время любой учитель стремится воспитать личность, умеющую учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. И системно-деятельный подход подразумевает деятельность самих обучающихся и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, что требует переосмысления форм организации учебного процесса.

Технология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельного подхода и занимает важное место в системе современного обучения. Групповая работа предполагает такую организацию деятельности, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей. Групповая работа заняла достойное место на уроках учителей начальных классов. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. Групповые формы обучения позволяют совместно работать «ученик+ученик».
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе.
Я работаю учителем в 1 классе. При построении учебного сотрудничества я учитывала, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому такую форму я ввела с той же тщательностью, что и любой другой навык. Прекрасным помощником при организации групповой работы стала книга Г.А.Цукермана и др. «Введение в школьную жизнь».
На первом этапе становления форм взаимодействия обучающихся, по рекомендации автора книги, я начала с игр «Знакомство», «Назови другого» и по окончании каждой игры проводилась рефлексия: Понравилась ли игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (в случае неудачи). Почему игра удалась? (В случае успеха).Сейчас мои первоклашки на втором этапе до середины II класса.
В данный момент происходит включение в групповую работу предметного материала. При введении новой формы сотрудничества первоначально дала её образец, при этом внимание акцентировала на формы речевого взаимодействия - «Ты согласен?», «Не возражаешь?» т.е. вопросы запуска дискуссий. Сразу, конечно, не получилось, образец был освоен детьми только после 3-4 ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, «Вы неправильно нарисовали схему»), а ход взаимодействия ) «Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала»). Оценивала общую работу группы, а не разные оценки, что я встречала на практике при аттестации учителей начальных классов. Для того, чтобы школьники научились работать вместе, использовала сначала работу в паре, которая оставалась без изменения достаточно долго (5- 6 недель); фиксировала удачи и неудачи организации, вынося их на их общее обсуждение. Когда дети уже усвоили основные навыки работы в паре, я поставила перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание, умение избегать конфликта. Для этого были предоставлены «готовые» правила работы в группе, в паре. Правилами групповой работы были следующими:
- Говори спокойно, ясно, только по делу.
-Говори по очереди.
-Слушай своих собеседников.
-Убедись, что в разговоре участвует каждый.
-Обращайся к товарищу по имени.
-Уважай мнение каждого участника группы. (слайд)
Таким образом , в процессе работы формируется культура общения.
Виды групп:
• Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
• Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
• Группа по желанию;
• «Случайная» группа;
• Группа по теме работы;
• Группа по уровню сложности задания.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
При формировании групп я учитывала, что нельзя:
• формировать пару из двух слабых учеников;
• требовать полной тишины;
• нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
• заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе ( до 20 минут урока во 2 классе; не более 20-30 минут в 3-4 классах).

В процессе становления пар, групп дети прошли стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребёнок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности.
Какие задания выполняли в парах, которые можно использовать на уроках обучения грамоте? На этапе, когда дети учатся читать, учитель сам предлагает задание, например, из разрезных слогов и букв составить слово (слова), затем выполнить такие виды работ, которые им по силе (разделить на слоги, составить предложение, небольшой рассказ). Этими словами могут быть названия диких, домашних животных, названия растений, посуды, явлений природы и т.д. Конечно же учитывала возрастные особенности обучающихся. По предмету «Окружающий мир» дети знакомятся с алгоритмом описания животных, растений и эти полученные знания находят применение в данном случае. В процессе деятельности в парах возникали вопросы, замечания: «Такого слова не бывает», «Ты говори», «Можно, я расскажу?», «Я стесняюсь» и т.д. Выполняли такие задания: «Какая пара назовёт больше слов на (определённую) букву», «Какие слова спрятались?», « Собрать слова , разделить на группы». Использую выборочное письмо, в парах получают задание: указать слово, в котором букв больше, чем звуков; слова, в которых звуков больше, чем букв; и т.д. При разгадывании кроссвордов интерес возрастает и идёт процесс бурного обсуждения.
Рассмотрим фрагмент урока по организации групповой работы с младшими школьниками. 1 класс. Урок по обучению грамоте, тема «Зима». Чтение слов, предложений с изученными буквами. Игра «Живые слоги». Задание: составьте из слогов слова, полученные слова разделить на группы, составить рассказ об одном из предметов.. Учитель раздаёт каждому члену группы карточки со слогами, так чтобы из этих можно было составить несколько слов. Ученики готовятся, ища себе нужный слог, выставляют полученные слова на наборное полотно. Затем хором читают слова. Набор слогов для игры: за мед яц ли зан са ведь. У детей получились слова заяц, лиса, медведь, сазан. Составили рассказ. С помощью детской игры «Камень, ножницы, бумага» дети выбрали человека, который рассказал полученный рассказ: Медведь-животное. Тело покрыто шерстью. Летом бродит по лесу, а зимой спит в берлоге. Ест траву, ягоду, любит мёд. При составлении рассказа они использовали знания, полученные на уроке «Окружающий мир».
Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, в парах был составлен своего рода адаптированный алгоритм движения при выполнении заданий.
Алгоритм движения при выполнении задания в группе, в парах.

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
Выдвижение версий всеми членами группы, коллектива ( собственная версия, выяснение точек зрения партнёра, выявление разницы)
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
Совместное принятие решения.
Анализ решения задания, его оформление.
Проговаривание в группе, в парах.
Представление решения.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп (малочисленность в классах) и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах и возникают определенные трудности: сильные ученики тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные члены группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Благодаря использованию групповой работы:
-реализуется принцип деятельности;
-повысилась учебно-познавательная мотивация;
-улучшается успеваемость
- порождает попытку взаимной ответственности, внимательность;
-помогает ребёнку проявить себя;
-улучшаются межличностные отношения;
-устанавливается психологический комфорт в коллективе.
А закончить своё выступление я хотела бы стихотворением:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век 21!-век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Здоровья, терпенья и творческих успехов,
Литература.
«Начальная школа», журнал №1, 2004 г., «Опыт организации групповой работы на уроках», авт. А.А.Гиниятуллина;
«Введение в школьную жизнь», 1983 г., авт. Г.А.Цукерман;
Интернет-ресурс.