Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста.


Методика формирования связной речи у дошкольников
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в программе « От рождения до школы» появляется ряд новых образовательных областей, в том числе «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой,  Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой, Федоренко Л.П. и др.
Связная речь  – это развернутое изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям второй младшей группы лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей средней группы можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей пятилетнего возраста монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
- учит слушать и понимать речь взрослого;- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;- учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);- учит отвечать на вопросы воспитателя;- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
- подготовка к восприятию текста;- первичное чтение текста педагогом;- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);- составление плана пересказа;- повторное чтение текста педагогом;- пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей второй младшей группы
Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н.Толстого).Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказе решаются более сложные задачи:
- научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;- научить детей передавать разговор действующих лиц;- научить последовательно пересказывать текст;- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей старшей группе:
- вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
- выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
- повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;- пересказ текста детьми;
- оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;- драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
- рассматривание картины;- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:
- показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;- познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей средней группы:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)2. рассматривание картины в целом;3. вопросы к картине воспитателя;4. образец рассказа по картине воспитателя;5. рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает
слова, словосочетания.
В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам.
Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.
Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.
В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что
изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.
Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.
Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.
Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.
Методика обучения рассказу по картине в старшей группе:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;3. рассматривание картины в целом;вопросы педагога по содержанию картины;5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;7. рассказы 4-5 детей;8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;- рассказ воспитателя об игрушке.Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей средней группы:
1. рассматривание игрушки;2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;3. образец рассказа воспитателя;4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;6. оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:1. рассматривание игрушки;2. вопросы воспитателя;3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;4. образец рассказа воспитателя по плану;5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;6. оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
- узнавание игрушки по контуру;- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;- выкладывание разрезных картинок по теме;- игры с данной игрушкой;- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.Описание обязательно проводится по плану.
Методика обучения описанию детей старшей группы:
1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;2. рассматривание объекта описания;3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;5. рассказ сильного ребенка;по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;6. рассказы 4-5 детей об объекте;7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
Можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.
В подготовительной группе методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.
Существуют еще рассказы детей из личного опыта.
Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.Из личного опыта.
В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.
Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
- придумывание продолжения и завершение рассказа;- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Методика заучивания стихотворений:
Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-й и 2-й младших группах и кончая более трудными в тематическом плане стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.Например, воспитатель занимается с ребенком младшего возраста, разучивает с ним потешку: — Витенька, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»). Мальчик старается повторить слова потешки.
— Как ты хорошо запомнил! (или: «Ты уже почти запомнил!») — ободряет воспитатель. На следующем занятии, организуемом с тремя — пятью детьми (с которыми уже проведены индивидуальные занятия), воспитатель просит:— Вспомните, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Каждый ребенок пытается воспроизвести слова потешки. Воспитатель хвалит тех, кому это удается. Тем, кто затрудняется, помогает.
Итак, приемы произвольного запоминания:
1) повторение текста, 2) припоминание текста.
Организация занятий по заучиванию художественных текстов. В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1—2 произведения в месяц. Как видно из программы «От рождения до школы», для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты: в младших и средней группах — в 1—2 строфы, в старшей и подготовительной — больше (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8—10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2—3— припомнить. Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию.При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.
Занятие обычно строится по плану:
1. вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;2. чтение воспитателем всего текста,
3. повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
4. повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
— К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!
— Стань, Нина, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.
— Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра.— Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями. И др.Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи. Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра.Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи 3. Александровой: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке».Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Воспитатель должен прочесть первый раз эти стихи тогда, когда дети подготовлены к восприятию именно этого явления природы, когда они охвачены соответствующим настроением. Вот пришла осенняя пора, и дети слышат стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, воспитатель может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой...». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, дети с радостным чувством воспримут стихи А. Майкова «В мае». А лирические стихи о лете малышам в первый раз лучше читать летом.Воспитатель помогает детям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства.
Воспитатель должен помнить, что работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах, несмотря на то что проходит, в общем, по примерно одинаковому для всех групп плану.
Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Позднее воспитатель может ограничиться уже только вступительной репликой, но обращение к наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т. п., безусловно, остается.
Ребенку четвертого года жизни воспитатель предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, с некоторыми младшими дошкольниками воспитатель снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за воспитателем целые строфы (2—4 строки).В средней и старших группах воспитатель, повторяя, как обычно, чтение текста 2—3 раза, может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Время от времени он обращается то к одному, то к другому ребенку: «Саша, ты стараешься запомнить? Старайся, Сашенька! Сейчас я спрошу тебя». Затем начинаются упражнения в заучивании (как описано выше): чтение вместе с воспитателем «кусков» разной величины.
Для лучшего запоминания всего стихотворения старшими дошкольниками воспитатель задает им вопросы по тексту, и дети отвечают цитатами из этого стихотворения. Во всех возрастных группах сначала нужно вызвать ребенка с хорошей памятью, а потом детей, менее развитых. Большие трудности вызывает у дошкольников понимание аллегорического смысла басни. Дети любят слушать басни, но воспринимают их как сказку о животных. Аллегория басни не доходит до малышей без помощи воспитателя. Чтобы помочь им понять иносказание, воспитатель напоминает какой-либо известный им факт и проводит аналогию с содержанием басни.
Инновационные технологии по развитию речи детей
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, компьютерные технологи.
Здоровьесбрегающих технологий по развитию речи:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:, логоритмика, дыхательные гимнастики, суд-жок терапия.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом.
Технологии моделирования включает в себя:
Включение элементов моделирования в занятия по развитию речи позволяет работу по связной речи сделать интересной. Хорошо заучивать стихотворений с помощью мнемотехники, проведение занятий по пересказу произведений или рассказу по лексическим темам
Мнемотаблицы, схемы, мнемодорожки все это входит в технологию моделирования.
Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
С применением компьютерных технологий можно проводить интересные занятия по развитию речи.
Литература по формирования связной речи у детей дошкольного возраста:
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др.  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.  
План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. Под ред. Михайловой З. А. – СПб: Акцидент, 1997.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981. 
Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего №81 вида»
Семинар - практикум
Тема: Методика формирования связной речи
у дошкольников.
Воронеж 2015 г.