Экологическое воспитание детей через ознакомление с животным миром Виновской рощи.


«Экологическое воспитание детей через ознакомление с животным миром Винновской рощи».
М.А. ШибароваМБДОУ №46
Изучив и проанализировав работу выдающихся педагогов прошлой и современной педагогики, можно сказать, что экологическое воспитание всегда было актуально и современно. Ее истоки уже идут со времен Коменского, Ушинского, Сухомлинского, убеждая нас, что «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для из умственного и словесного развития. Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Э.И. Залкинд ознакомление дошкольников с птицами, где дано обоснование правильной организации чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями.
В начале 1970 –х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Детскими психологами (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.)провозглашать необходимость:1. Усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2. Построение системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сферой дошкольного образования.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников (А.Вересова «Мы земляни», Е.Рылеевой «Открой себя», Н.А.Рыжовой «Наш дом- природа», С. Николаева «Юный эколог»).
Мы, имея такую базу знаний, используем в нашем детском саду не только общие задачи, но и адаптируем их к нашим условиям, которые помогают использовать такие эколого-культурные памятники природы, как парк «Винновская роща».
Таким образом, решая задачи организации экологического развития детей нашей группы, с помощью формирования элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
ЗАДАЧИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
Охранять и укреплять здоровье детей;
Учить их правильно взаимодействовать с природой;
Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;
Учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
Формировать элементарные экологические знания и представления, а также начала, азы экологического мировоззрения;
Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;
Учить понимать причинно- следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность- обязанность человека;
Задачи воспитательной направленности:
Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;
Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту; уважительное отношение к традициям своего народа;
Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города (посёлка, деревни и т.д.);
Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы, лесничие и т.д.)
Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОЗНОКОМЛЕНИИ УХОДА ЗА ЖИВОТНЫМИ:
Учить ухаживать за объектами Уголка природы;
Учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города (посёлка, дерервни и т.д.)
ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
Формировать эстетическое отношение к окружающей деятельности;
Учить отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к миру природы;
Показать, как мастера народного декоративно-прикладного исскусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.
Такая системная работа, где воспитатель выступает в роли соратника, как детям, так и родителям, позволяет не только улучшить взаимоотношения и взаимопонимания, но и решать поставленные задачи наиболее быстро и качественно.