Программа Математические ступеньки для детей дошкольного возраста




Дошкольный возраст - важнейший период становления личности. В этом возрасте у ребенка накапливается определенная сумма знаний, формируются ответственность и развиваются способности, происходит систематическое расширение жизненного кругозора. Поэтому успех обучения ребенка в школе будет зависеть от уровня умственной и нравственной готовности к школе.
В последнее время стоит вопрос нехватки дошкольных образовательных учреждений в сельской местности. Поэтому, на базе образовательных учреждений открываются школы ранней подготовки детей к школе, которые направлены на комплексное развитие детей.
Развитие математических представлений у ребенка происходит на раннем этапе его развития. Со многими математическими понятиями ребенок встречается в повседневной жизни, в природе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме, повысит интерес к математическим и природоведческим знаниям. Ребенок научится выполнять различные действия, у него будут развиваться память, мышление, внимание.
Программа «Математические ступеньки» составлена для обучения дошкольников основам математики в школе раннего развития детей «Росток» на базе учреждения дополнительного образования.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой и программы по предшкольной подготовке для детей 5-6 лет (раздел «Математические ступеньки», авторами которой являются учителя средней общеобразовательной школы с. Томское Серышевского района Амурской области Л.Н. Гонченко, Н.И. Кириченко, Н.В. Романовская.

Цель рабочей программы – обеспечить познавательное развитие личности
ребенка, его интеллектуальных и творческих
способностей средствами математики.


Задачи: 1. Развитие предметных умений:
производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами;
производить измерения величин с помощью произвольно выбранных меток;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы.
2. Развитие внимания, памяти, речи и мышления.
3. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и
процессу обучения в целом. 4. Формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми.
Программа ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Программа «Математические ступеньки» рассчитана на 2 года обучения:
для детей 3-4 лет – первый год обучения;
для детей 5-6 лет – второй год обучения.
Количественный состав обучающихся в каждой группе –12 человек.
Образовательная деятельность проводятся в первой половине дня в течение всего учебного года, шесть раз в неделю. Объем в часах – 216. Время проведения образовательного занятия – 1час, с проведением физкультминуток. Учебная нагрузка соответствует требованиям к ней для детей дошкольного возраста и составляет: для детей первого года обучения - 10-15 минут, второго года обучения – 20-25 минут.


Содержание
В математическом содержании программы объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число;
геометрическая (геометрические фигуры в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги);
содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления.

Содержание программы представлено следующими разделами:
признаки предметов;
количество и счет;
величина;
геометрические фигуры;
ориентировка в пространстве;
ориентировка во времени;
логические задачи.

Методы, используемые в период подготовки детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
игровой,
объяснительно-иллюстрированный,
наглядный,
практический,
словесный.
Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.

Условия реализации программы:
Систематическое проведение образовательного процесса, направленного на усвоение детьми математической терминологии.
Создание условий, при которых дети овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения, необходимым для развития памяти, мышления, воображения.
Взаимодействие педагога с родителями.

Наглядно – методическое обеспечение программы:
план – конспекты занятий;
рабочая тетрадь для выполнения заданий;
раздаточный дидактический материал;
демонстрационный материал по возрастным группам;
методические пособия для педагога.

По окончании изучения программы дети должны знать:
названия однозначных чисел;
названия основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат, ромб), различать их; находить их прообразы в окружающей деятельности;
последовательность и названия времен года, дней недели, месяцев.


Должны уметь:
свободно считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
называть цифры от 1 до 10, писать их по точкам;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
сравнивать группу однородных и разнородных предметов по количеству;
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
рисовать символические изображения предметов в тетради;
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
ориентироваться на листе бумаге;
определять положение предмета по отношению к другому;
решать простейшие арифметические и логические задачи;
проводить классификацию предметов по заданным признакам;
понимать задание и выполнять его самостоятельно.


Результат образовательного процесса – усвоение детьми основных математических понятий и представлений, приобретение навыков порядкового счета и письма.
































Учебно-тематический план первого года обучения


Раздел, тема
Количество часов


всего
теория
практика

Вводное занятие.
Знакомство с составом группы.


1


1



-

Раздел 1.
Признаки предметов.
Цвета предмета.
Оттенки цветов.
Общие признаки предметов.
Подбор и группировка предметов по заданному признаку.

24
8
6
4
6
6
щ88

10


14



Раздел 2.
Количество и счет.
Натуральное число как результат счета.
Представление о числовом ряде от 1 до 5.
Сравнение количества предметов путем наложения.
Понятия много, мало, один.
Понятия равно, не равно, столько же.
Понятия больше, меньше, поровну.
Понятия первый, последний, следующий.
Соотношение числа с цифрой.
Понятия сколько?, который?, какой по счету?
Первый, второй, третий.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Сравнение чисел 1 и 2.
Число и цифра 3.
Сравнение чисел 2 и 3.
Число и цифра 4.
Сравнение чисел 3 и 4.
Число и цифра 5.
Сравнение чисел 4 и 5.
Знакомство с цифрой 0.
Счет по образцу.
Сравнение двух групп предметов.
Математические задачи на сложение и вычитание.


74
1

2

2

2
3

3

3

3
3

4
4
4
4
5
4
5
4
5
5
1
2
1

4

30


44


Раздел 3.
Величина.
Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине.
Обозначение результатов сравнения словами: большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; толстый, потоньше, тонкий.
Признаки сходства разных и одинаковых предметов.
Понятие прямая, кривая.


22
5


10





4

3

8

14

Раздел 4.
Геометрические фигуры.
Различие и название геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Геометрические фигуры в окружающих предметах.
Геометрические фигуры разного размера.
Классификация фигур по цвету и названию.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.
Геометрическое тело: шар, куб.

22
10



3

3

2

2

2

8

16

Раздел 5.
Ориентировка во времени.
Представление о временных отрезках: утро – день, вечер - ночь.
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Временные отношения с использованием слов: сегодня, завтра, вчера; сначала, потом.
Временные представления с использованием слов: раньше, позже.
Понятие быстро, медленно.


28
7


7

8


3


3

6

22

Раздел 6.
Ориентировка в пространстве.
Различие положения правой и левой руки.
Направления движения: налево – направо, вперед – назад.
Понятия верхний, нижний.
Местоположение предмета относительно себя справа, слева, сзади; впереди, вверху, внизу.
Пространственные отношения: рядом, между, посредине.
Понятие внутри.
Понятие все, некоторые.


30
7

5

2
8


4

2
2

8

22

Раздел 7.
Логические задачи.
Задачи на классификацию, установление последователь-ности событий, продолжение ряда, поиск недостающей фигуры, сравнение.

14
14






1


11


Итоговое занятие.


1

-

1


ИТОГО:


216

72

144














Предметное содержание рабочей программы для детей 3 – 4 лет
(первый год обучения)


Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с составом группы. Игра «Давай знакомится».

Раздел 1. Признаки предметов. (24 часа)
Цвета предмета. Оттенки цветов. Общие признаки предметов. Подбор и группировка предметов по заданному признаку.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Составление совокупности предметов по общему названию (фрукты, овощи, игрушки и т.д.). Выполнение игровых упражнений.

Раздел 2. Количество и счет. (74 часа)
Натуральное число как результат счета. Представление о числовом ряде от 1 до 5. Сравнение количества предметов, путем наложения. Понятия много, мало, один. Понятия равно, не равно, столько же. Понятия больше, меньше, поровну. Понятия первый, последний, следующий. Соотношение числа с цифрой. Количественный и порядковый счет в пределах пяти. Понятия сколько?, который?, какой по счету? Первый, второй, третий.
и цифра 1. Число и цифра 2. Сравнение чисел 1 и 2. Число и цифра 3. Сравнение чисел 2 и 3. Число и цифра 4. Сравнение чисел 3 и 4. Число и цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. Знакомство с цифрой 0. Счет по образцу.
Сравнение двух групп предметов. Математические задачи на сложение и вычитание.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Нахождение одного предмета и большего их количества в окружающей обстановке, на рисунке. Решение простых математических задач на сложение и вычитание.
Раздел 3. Величина. (22 часа)
Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине. Обозначение результатов сравнения словами: большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; толстый, потоньше, тонкий. Признаки сходства разных и одинаковых предметов. Понятие прямая, кривая.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этим признакам. Выполнение игровых упражнений.

Раздел 4. Геометрические фигуры. (22 часа)
Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Геометрические фигуры в окружающих предметах. Геометрические фигуры разного размера. Классификация фигур по цвету и названию. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Геометрическое тело: шар, куб.
Практическая работа. Работа в рабочих тетрадях. Работа с раздаточным материалом. Нахождение геометрических фигур в окружающих предметах. Выкладывание из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка). Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей.
Раздел 5. Ориентировка во времени. (28 часов)
Представление о временных отрезках: утро, день, вечер, ночь. Времена года: осень, зима, весна, лето. Временные отношения с использованием слов: сегодня, завтра, вчера; сначала, потом. Временные представления с использованием слов: раньше, позже. Формирование и различие понятий быстро, медленно.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа в альбомах: изображение предметов, несложных сюжетов, отражающие временные действия.

Раздел 6. Ориентировка в пространстве. (30 часов)
Различие положения правой и левой руки. Направления движения: налево – направо, вперед – назад. Понятия верхний, нижний. Месторасположение предмета относительно себя: справа, слева, сзади; впереди, вверху, внизу. Пространственные отношения: рядом между, посредине. Понятие внутри. Понятия все, некоторые.
Практическая работа: Размещение счетного материала правой рукой слева - направо. Выполнение игровых заданий. Ориентирование в пространстве с помощью изученных слов.

Раздел 7. Логические задачи. (14 часов)
Знакомство с различными видами логических задач. Задачи на классификацию, установление последовательности событий, продолжение ряда, поиск недостающей фигуры, сравнение.
Практическая работа: решение логических задач.

Итоговое занятие. (1 час)
Повторение изученного материала по темам. Подведение итогов.









Учебно-тематический план второго года обучения


Раздел, тема
Количество часов


всего
теория
практика

Вводное занятие.
Изучение изученного материала первого года обучения.



1


1



-

Раздел 1
Признаки предметов.
Свойства предметов.
Цвета радуги.
Классификация предметов по разным признакам.


12
3
4
5

Щ2288

2

10

Раздел 2.
Количество и счет.
Натуральное число как результат счета.
Повторение числового ряда от 1 до 5.
Понятие столько, сколько, поровну».
Соотношение цифры с количеством предметов.
Сравнение количества элементов во множествах, выраженных смежными числами путем составления пар с помощью слов: сколько же, не столько же, равно, не равно.
Количественный и порядковый счет в пределах 10, отвечая на вопросы сколько? который? какой по счету?
Число и цифра 6.
Сравнение чисел 5 и 6.
Число и цифра 7.
Сравнение чисел 6 и 7.
Число и цифра 8.
Сравнение чисел 7 и 8.
Число и цифра 9.
Сравнение чисел 8 и 9.
Число и цифра 10.
Сравнение чисел 9 и 10.
Счет чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10.
Увеличение и уменьшение числа на одну единицу.
Математические задачи на сложение и вычитание.


64
1

3

3

5

6





3



5
3
5
3
5
3
5
3
5
3
1

1

1

30

34

Раздел 3.
Величина.
Сравнение предметов по размеру: длиннее - короче, одинаковые (равные) по длине; шире - уже, одинаковые (равные) по ширине, выше - ниже, одинаковые (равные) по высоте; больше – меньше, одинаковые (равные) по величине.
Равенство и неравенство групп предметов разных по величине, форме, расположению.
Часть и целое. Деление предметов на 2, 4, 6 и более частей.
Понятие «глубже, мельче». Сравнение предметов, используя слова: тяжелее, легче.
Признаки сходства разных и одинаковых предметов.

30
17







2


3


5

2
1



18

12

Раздел 4.
Геометрические фигуры.
Различие и название геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
Знакомство с геометрической фигурой - ромб.
Классификация геометрических фигур по разным признакам. Преобразование фигуры, путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.
Понятие «форма».

Формы предметов: квадратная, прямоугольная, круглая, овальная.
Угол.
Геометрическое тело: цилиндр, трапеция.


26
4



4

3

2


2

7


2
2

6

20

Раздел 5.
Ориентировка во времени.
Закрепление и углубление временных представлений о частях суток, временах года. Определение последователь-ности дней недели.
Знакомство с названиями месяцев.
Ориентация во времени на основе слов: вчера, сегодня, завтра; сначала – потом; раньше – позже.
Установление разных временных отношений, употребляя слова: до, после, перед; до этого, после этого.
Понятие «следующий».



30
6


5

6

8



4



1

6

24

Раздел 6.
Ориентировка в пространстве.
Различие положения правой и левой руки.
Понятия «верхний», «нижний». Направления движения: налево- направо, вперед – назад. Ориентация на плоскости при помощи слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо.
Понятие «в правом (левом) углу», «в верхнем (нижнем) углу. Понятие «далеко», «близко».


36
4

4
8

10




8

2

8

28

Раздел 7.
Логические задачи.
Задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, поиск недостающей фигуры, сравнение, классификацию, установление последовательности событий.


16
16



1

15


Итоговое занятие.


1

-

1


ИТОГО:


216

72

144


Предметное содержание рабочей программы для детей 5 – 6 лет
(второй год обучения)

Вводное занятие. (1 час)
Повторение изученного материала первого года обучения.
Практическая работа: Работа с раздаточным материалом. Дидактические игры.

Раздел 1. Признаки предметов. (12 часов)
Свойства предметов. Цвета радуги. Классификация предметов по разным признакам.
Практическая работа: Выделение предметов из группы по общему названию. Деление предметов на группы в соответствии с выделенным свойством. Работа с дидактическим материалом.

Раздел 2. Количество и счет. (64 часа)
Натуральное число как результат счета. Повторение числового ряда от 1 до 5. Понятие «столько, сколько, поровну». Соотношение цифры с количеством предметов. Сравнение количества элементов во множествах, выраженных смежными числами путем составления пар с помощью слов: сколько же, не столько же, равно, не равно.
Количественный и порядковый счет в пределах 10, отвечая на вопросы сколько? который? какой по счету? Число и цифра 6. Сравнение чисел 5 и 6. Число и цифра 7. Сравнение чисел 6 и 7. Число и цифра 8. Сравнение чисел 7 и 8. Число и цифра 9. Сравнение чисел 8 и 9. Число и цифра 10. Сравнение чисел 9 и 10. Счет чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10. Увеличение и уменьшение числа на одну единицу. Математические задачи на сложение и вычитание.
Практическая работа: Работа в тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков. Составление чисел из единиц. Решение простых математических задач на сложение и вычитание.
Раздел 3. Величина. (30 часов)
Сравнение предметов по размеру: длиннее - короче, одинаковые (равные) по длине; шире - уже, одинаковые (равные) по ширине, выше - ниже, одинаковые (равные) по высоте; больше – меньше, одинаковые (равные) по величине. Равенство и неравенство групп предметов разных по величине, форме, расположению. Часть и целое. Деление предметов на 2, 4, 6 и более частей. Понятие «глубже, мельче». Сравнение предметов, используя слова: тяжелее, легче. Признаки сходства разных и одинаковых предметов.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Сравнение предметов разных размеров. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этим признакам.

Раздел 4. Геометрические фигуры. (26 часов)
Различие и называние геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с геометрической фигурой - ромб. Классификация геометрических фигур по разным признакам. Преобразование фигуры, путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек. Понятие «форма». Формы предметов: квадратная, круглая, овальная, прямоугольная. Угол. Геометрическое тело: цилиндр, трапеция.
Практическая работа: Преобразование одних геометрических фигур в другие путем складывания, разрезания. Закрашивание геометрических фигур. Дорисовка фигур до знакомых предметов. Выкладывание из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов. Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 4–6 деталей.

Раздел 5. Ориентировка во времени. (30 часов)
Закрепление и углубление временных представлений о частях суток, временах года. Определение последовательности дней недели. Знакомство с названиями месяцев. Ориентация во времени на основе слов: вчера, сегодня, завтра; сначала – потом; раньше – позже. Установление разных временных отношений, употребляя слова: до, после, перед; до этого, после этого. Понятие «следующий».
Практическая работа: Работа в тетрадях. Знакомство со стихами, загадками, в которых упоминаются временные действия. Работа в альбомах: изображение предметов, несложных сюжетов, отражающие временные действия. Заполнение календаря природы.

Раздел 6. Ориентировка в пространстве. (36 часов)
Различие положения правой и левой руки. Понятия «верхний», «нижний». Направления движения: налево – направо, вперед – назад. Ориентация на плоскости при помощи слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо. Понятие «в правом (левом) углу», «в верхнем (нижнем) углу. Понятие «далеко», «близко».
Практическая работа: Размещение счетного материала правой рукой слева - направо. Выполнение игровых заданий. Ориентирование в пространстве, используя соответствующие определения.





Раздел 7. Логические задачи. (16 часов)
Знакомство с различными видами задач. Задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, поиск недостающей фигуры, анализ и синтез предметов сложной формы, сравнение, классификацию, установление последовательности событий.
Практическая работа: решение логических задач.

Раздел 8. Итоговое занятие. (1 час)
Повторение изученного материала по темам. Подведение итогов.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15