Рабочая программа по подготовке к школе детей 5-7 лет Преемственность модуль Математические ступеньки



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание модуля «Математические ступеньки» программы «Преемственность» для подготовки детей к школе разработано на основании нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 от 29.12.2012г, №273-ФЗ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013., №30384, с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 06.10.2009г, №373, на основании программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) авторы Н. А. Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова. ( 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г)
Цели программы «Преемственность»: подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства; оказать квалифицированную помощь педагогам и родителям при подготовке детей к обучению в школе.
Основные задачи программы: сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; развитие личностных качеств детей; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Модуль «Математические ступеньки» является одним из модулей образовательной области «Познавательное развитие».
Основная идея модуля заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным, если форма представления математического материала и методика работы с ним будут направлены на выработку предпосылок, составляющих основу развития универсальных учебных действий, в том числе познавательных (умений проводить сравнение, анализ, разбивать объекты на группы, целое на части, выделять части целого, проводить несложные обобщения, строить простые модели, использовать полученные знания для решения несложных практических задач), а также на развитие пространственного воображения и речи ребенка.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
       Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
Цель данной программы : всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
развитие психических функций и качеств личности;
охрана и укрепление здоровья;
обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием; - устранение разноуровневой подготовку к обучению в школе;
исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
МЕСТО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Математические ступеньки» образовательной области «Познавательное развитие» организуется на базе школы и имеет следующую временную структуру: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 25 недель. Общее количество занятий – 25
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В результате освоения модуля «Математические ступеньки» у детей дошкольного возраста формируются следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов, сравнение и сопоставление, выделение общего и различного, осуществление классификации. Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Осуществление действий по образцу и заданному правилу, сохранение заданной цели. Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого. Осуществление контроля своей деятельности по результату. Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
Овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника, задавать вопросы. Формирование мотивационной и коммуникативной сферы.
Личностные УУД:
Формирование Я-концеции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
№ Основные разделы модуля
1. Признаки (свойства) предметов 6 часов
Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.)Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур.
Упорядочивание предметов по длине.
Сравнение предметов по массе.
2. Цифры и числа 14 часов
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп.
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел.
Счет до 10 в прямом и обратном порядке. Порядковый счет, его отличие от количественного. Задача. Решение задач с опорой на наглядный материал.
3. Простейшие геометрические фигуры 5 часов
Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат), отличие многоугольника от круга.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение № 1)

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. Средства Перечень средств
1 Учебно-лабораторное оборудование и приборы Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе
Наборное полотно.
2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
магнитная доска с функцией МИМИО;
ноутбук;
многофункциональное универсальное устройство (сканер, принтер, копир)
мультимедийный проектор;
3 Цифровые образовательные ресурсы СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ Наименование Автор Издательство и год издания
1 Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность» Н.А Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др. М:Просвещение. 2015
2 Пособие для детей 5-7 лет «Математические ступеньки» Волкова С.И. М.:Просвещение, 2015


Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата
Раздел «Пространственные и временные представления»    (6 ч)
1 Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.) 1 2 Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше. 1 3 Сравнение предметов по размеру: высокий-низкий, выше-ниже. 1 4 Ориентация на плоскости: слева, справа 1 5 Длина. Длинный – короткий, длиннее-короче. 1 6 Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же 1 Раздел «Цифры и числа» (14 ч)
7 Число и цифра 1. Понятие «один-много» 1 8 Число и цифра 2. Понятие «пара» 1 9 Число и цифра 3. Состав числа 3. 1 10 Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 11 Число и цифра 0. 1 12 Число и цифра 5. Состав числа 5. 1 13 Равенство. 1 14 Число и цифра 6. Состав числа 6. 1 15 Число и цифра 7. Состав числа 7. 1 16 Число и цифра 8. Состав числа 8. 1 17 Число и цифра 9. Состав числа 9. 1 18 Число 10. Особенности числа 10. 1 19. Решение логических задач. 20. Решение стихотворных задач. Раздел «Простейшие геометрические фигуры»
21 Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник. 1 22 Прямоугольник, квадрат 1 23 Построение геометрических фигур 1 24 Игры-задачи на смекалку «Математика вокруг нас» 1 25 Итоговое занятие «Веселая математика 1 Приложение №2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)