Рабочая программа для группы предшкольного обучения «Математические ступеньки»




Рабочая программа
учебного предмета
«Математические ступеньки»
в группе предшкольного образования



2013 -2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета математические ступеньки для группы предшкольного образования разработана на основе программы: «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова ; науч.рук .Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012 г. в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цели: - развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.
Задачи:
- знать прямой и обратный счет в пределах 10;
- пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать числа и группы предметов;
- сравнивать предметы по величине, измерять длину предметов с помощью условной мерки;
- различать форму предметов;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим;
- различать и называть части суток, дни недели, времена года, их последовательность.
Курс строиться на индивидуальной основе с привлечением элементов рассуждений. Теоретический материал излагается на наглядном уровне. Учебная задача решается через основной вид деятельности – игру. Весь материал, который содержится в занятиях, воспитывает у детей стойкий интерес к математике, развивает память, внимание, мышление. Занятиям по развитию математических представлений отводится 2 часа в неделю.
Технологии обучения: индивидуализация, дифференциация, коллективная и парная работа. В основном используется игровая форма занятий, занятия-викторины, конкурсы, путешествия.
УМК:
Программа «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова ; науч.рук .Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012 г.
Методическое пособие для учителя «Математические ступеньки» / Н.А.Федосова. М.: Просвещение, 2012
Пособие для детей 5-7 лет «Математические ступеньки» / Н.А.Федосова.М.: Просвещение 2012 г
Учебно-тематический план по разделам:
Наименование раздела Кол-во часов
Величина 3
Ориентировка в пространстве 5
Геометрические фигуры 8
Ориентировка во времени 6
Количество и счет 26
Линия 6
Задачи 4
Итого: 58 час
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших курс по учебному предмету «математические ступеньки» в группе предшкольного образования
В результате изучения курса по развитию математических представлений учащиеся должны знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке,
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- сравнивать предметы разные по величине,
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- ориентироваться на листе бумаги,
- называть части суток, время года, дни недели.
Календарно-тематическое планирование предмета «Математические ступеньки»
№ Тема урока Даты уроков Корректировка дат уроков
Величина (3 час)
Знать: пользовать словами : больше-меньше, уже-шире, выше-ниже, часть меньше целого
Уметь: делить целое на равные части, сравнивать предметы разные по величине, выражать словами какой предмет больше, длиннее, выше, шире, измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Признаки предметов (размер, цвет, форма) Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, больше, меньше Сравнение предметов: высокий - низкий, выше - ниже. Ориентировка в пространстве (5 час)
Знать: - правую и левую сторону, Уметь: выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим, ориентироваться на листе бумаги
Ориентация на плоскости: слева, справа Длина. Длиннее - короче Подбор предметов по заданной длине Длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже Сравнение групп предметов по количеству: Больше? Меньше? Столько же? Геометрические фигуры (8 час)
Знать: различать геометрические фигуры, различать их
Уметь: различать форму предметов, рисовать геометрические фигуры
Сравнение групп предметов. Геометрические фигуры Круг. Многоугольник Треугольник, четырехугольник Прямоугольник. Квадрат Построение геометрических фигур Сравнение предметов по массе Взаимное расположение объектов на плоскости: Справа, слева, вверху, внизу Взаимное расположение объектов в пространстве: левее, правее, внутри фигуры, вне фигуры. Ориентировка во времени (6 час)
Знать: понятия вчера, сегодня, завтра, называть месяцы года Уметь: называть части суток, время года, дни недели.
Позже. Раньше; вчера, сегодня, завтра Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели Времена года их последовательность Определение времени по часам (по часовой стрелке) Простейшее сравнение времени (больше, меньше) Количество и счет (26час)
Знать: состав чисел первого десятка, состав чисел из двух меньших, цифры. Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать числа в пределах 10, - ориентироваться на листе бумаги, называть части суток, время года, дни недели.
Счет предметов. Сравнение рисунков с указанием сходства и различия. Игра «Веселый счет» Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Счет в прямом и обратном порядке Знакомство с цифрой и числом «1». Знакомство с цифрой и числом «2» Знакомство с цифрой и числом «3» Знакомство с цифрой и числом «4» Знакомство с цифрой и числом «5» Знакомство с цифрой и числом «0» Сложение и вычитание. Обозначение этих действий Равенство = Сложение «+». Решение примеров +1 Вычитание « - » . решение примеров -1 Пространственные отношения. Числовой ряд. Решение логических задач Решение стихотворных задач Знакомство с цифрой и числом «6» Знакомство с цифрой и числом «7» Знакомство с цифрой и числом «8» Знакомство с цифрой и числом «9» Работа над составом числа Моделирование цифр из линейных элементов (счетных палочек) Образование чисел с помощью единицы +1,-1 Устное составление задач по схематическому рисунку Линия (6 час)
Знать: понятия «линия, отрезок, штриховка» Уметь: рисовать разные линии, выполнять штриховку
Отрезок – как сторона многоугольника Отличие многоугольника от круга Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка Деление геометрических фигур на части. Составление фигур из частей, преобразование одной фигуры на части. Задачи (4 час)
Знать: понятие «задача», из каких частей она состоит Уметь: решать их, решать задачи-загадки, задачи на установление закономерностей
Составление своих задач по сюжетным картинкам Восстанови числовой ряд от 1до 10 Игры - Задачи на смекалку «Математика вокруг нас» Итоговое занятие «страна математейка»