Занятие по основам грамоты «Согласный звук и буква «Х» (предшкольная группа)


Технологиялық карта.Технологическая карта
Тәрбиеші. Воспитатель:Жук Т.А.
Күні. Дата:14.12.16
Жас. Возраст: 6-7 лет
Білім беру саласы. Образовательная область:Коммуникация
Бөлім. Раздел:Основы грамоты
Тақырып.Тема: «Согласный звук и буква «Х»
Міндеттері. Задачи:Познакомить с буквой «Х», сопоставлять букву с графическим образом; составлять звуко-буквенную модель, предложений с ориентацией на знаки препинания, выделять звук «х» в начале и в конце слова.
Қостілдік компонент. Билингвальный компонент:
Оқу іс- әрекет кезеңдері. Этапы
деятельности Педагогтің іс -әрекеті.
Действия воспитателя Балалардың іс- әрекеті. Деятельность детей
Мотивациялық дамытушылық
Мотивационно-побудительный
Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!» Изображают , сопровождая звуками.
Ұйымдастырушылық ізденіс Организационно-поисковыйВыставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
Сегодня у нас в гостях Хрюша. Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
На вопрос, с какого звука начинается твоё имя? Он ответи, что со звука [к]. Вы согласны с ним?
Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? конечно это звук [х].
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:
губки и зубки свободны;
кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
горлышко «молчит».
Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным цветом (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Знакомство с буквой «Х».
На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
Ниткопись буквы «Х».
Работа в тетради на стр. 26 прописать букву Х
Ребята, в сочетании с гласным звуком звук «х» образует слога, давайте их произнесём

Игра «переполох»
Ребята ваша задача найти букву Х среди той путаницы в которой они потерялись.

Развитие фонематического восприятия.
Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эхХлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.Игра «Найди слова на Х».

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.Выбор слов со звуками х, хь из стихотворения:
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
В выбранных детьми словах уточняется позиция звуков х, хь.
Произнесение «Х» в словах.
Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
Какая картинка здесь лишняя? (утка)
Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мука. (Нет, муха). Картину рисует кудожник. (Художник). Вот сакар. (сахар). У слона кобот. (хобот).
У нашегоХрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Работа в тетради стр. 26 обвести в треугольник букву Х , если она в начале слова; в круг, если в середине слова; в квадрат, если в конце слова.
Игра «Где находится буква Х»

Звуковой анализ слов.
Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов.

Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Твердых? Мягких?
Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова:1 подгруппа: пуховик. 2 подгруппы: хоровод.
3 подгруппа: ухо.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. Слушают. Не соглашаются. Отвечают на вопрос.
Произносят звук, глядя в зеркало.
Проговаривают звук Х в пословицах и скороговорках.
Дают объяснение характеристики звука.
Размышляют. На пальцах поазывают букву Х. Печатают на спине. Выкладывают нитками.
Прописывают по точкам, затем самостоятельно.
Читают слога.
Находят букву Х, подчёркивают её.
Хлопают, услышав звук Х
Обводят в круг слова начинающиеся на звук Х
Заменяют звук .
Называют слова с мягким и твёрдым звуком.
Отгадывают загадки. Называют лишний предмет а отгадке.
Сопровождают слова действиями.
Выполняют задание.
Отмечают положение звука в слове
Выполняют звуковой анализ слов.
Собирают слова из букв по подгруппам.
составляют предложения. Начиная со словЯ подарю Хрюше…..
Рефлексивтік түзету Рефлексивно-корригирующий
Ребята про какую букву и звук мы сегодня рассказали нашим новым друзьям Хрюши и Хомке. Вы думаете им интересно было с нами заниматься. А вам понравились игры? Чему они вас научили? Если у вас хорошее настроение и вы довольны собой, потому что хорошо занимались нарисуйте улыбку на смайлике. Отвечают на вопросы.
Күтілетін нәтиже. Ожидаемый результат:
Жаңғыртады. Воспроизводит:умение сопоставлять букву с ее графическим образом
Түсінеді. Понимает:выделять звук «х» в начале и в конце слова.
Қолданады. Применяет:умение составлять звуко-буквенную модель, предложений с ориентацией
на знаки препинания



П у х о в и к
Х о р о в о д
У х а